Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (45), Декабрь 2010.

Успешные практики рынка недвижимости: объект, строительство, реализация

10 ноября 2010 г. компания «AHConferences» провела конференцию «Успешные практики рынка недвижимости: объект, строительство, реализация». Мероприятие собрало управляющих партнеров и генеральных директоров, директоров по развитию бизнеса и стратегическому планированию, а также представителей государственных фондов и общественных ассоциаций, для обсуждения текущей ситуации на рынке и обмена опытом реализации строительных проектов.

В первой части конференции речь шла о тенденциях и перспективах рынка жилой недвижимости. О.Репченко («Индикаторы рынка недвижимости») спрогнозировал дальнейшее повышение спроса в сегменте новостроек эконом-класса: «В ближайший год-два резкого роста цен не будет, дешевый сегмент новостроек эконом-класса продолжит хорошо распродаваться». Е.Комова («МИЭЛЬ-Новостройки») также отметила существенный спрос на новостройки эконом-класса и уделила внимание критериям принятия решений о покупке: «Если до кризиса основным фактором была цена за квадратный метр, то после кризиса потребитель в первую очередь ориентируется на бюджет». Другими важными критериями, по ее словам, стали стадия строительства объекта, репутация продавца, месторасположение и наличие отделки. Все эти факторы изменили структуру спроса: растут продажи однокомнатных квартир, общий метраж объектов уменьшается, бюджет покупки составляет 3-5 млн руб. Потребители жилья бизнес-класса также готовы жертвовать комфортом в пользу бюджета, выбирая квартиры с меньшим метражом и ценой от 6 до 12 млн руб.

А.Хрусталев («НДВ-недвижимость») уделил внимание стратегии реализации объектов, которая подразумевает предложение покупателю не квадратного метра, а набора востребованных потребителем опций и адекватной цены.

В.Мищенко («Kaskad Family») согласился, что ключевым фактором при выводе на рынок новых площадок загородной малоэтажной недвижимости стала цена. Изменились площадь участков и средняя площадь домов, количество земель общего пользования возросло до 30%, большое внимание уделяется досугу и объектам инфраструктуры, увеличилась общая площадь и плотность застройки. Также он отметил, что «в ближайшие 2-3 года при выводе объектов эконом-класса основной формулой станет предложение дома с земельным участком, равным по стоимости трехкомнатной квартире в спальном районе Москвы». Наиболее ликвидным продуктом, по его мнению, станут малометражные квартиры в загородных домах площадью до 3 этажей.

Вторая часть мероприятия посвящалась вопросам себестоимости строительства и выбору эффективных технологий. С.Черногородский (Фонд РЖС) сообщил, что жилищная проблема стоит перед 60% российских семей, общая потребность населения в жилье составляет 1570 млн м2, и для ее удовлетворения необходимо увеличить жилищный фонд на 46%. Ключевым приоритетом Фонда РЖС является создание условий для строительства жилья эконом-класса, прежде всего малоэтажного. Так, запланировано строительство 438 010 м2 малоэтажного жилья на реализованных Фондом земельных участках, и 1400 га отведены под возведение жилья экономического класса до конца 2010 г.

А.Поляков ( «Совет по экологическому строительству») рассказал о существующих стандартах в области «зеленого строительства» и об инициативах партнерства в России. Так, на территории Москвы, Северо-Западного региона и олимпийского Сочи зарегистрировано около 20 проектов по стандартам BREEAM и LEED. Значительная часть арендаторов на текущий момент заинтересована в экологических зданиях, но девелоперы во многом не готовы реализовывать объекты «зеленого строительства» ввиду особенностей их реализации.

В заключительной части конференции состоялся круглый стол, посвященный вопросам привлечения инвестиций в проекты недвижимости. Г.Шиллер («KPMG») сообщил, что в ближайшие 2-3 года иностранные банки вряд ли будут финансировать объекты российской недвижимости. В настоящее время большой интерес у инвестиционных фондов, работающих в России, вызывает жилая недвижимость эконом- и бизнес-класса, несколько меньший – коммерческая и гостиничная недвижимость. М.Голованова («IMG»)как представитель инвестиционного фонда с западными капиталом подтвердила мнение Г.Шиллера и отметила, что в 2009 г. «IMG» также пересмотрела свою инвестиционную политику, выбрав приоритетным направлением жилую недвижимость.

Участники дискуссии поделились успешным опытом девелопмента в кризисный период и своими прогнозами на будущее. Основным выводом стало то, что надеяться на кредитование объектов в требуемом объеме пока не стоит, но большую поддержку в привлечении средств оказывают ипотечные программы банков. Именно благодаря выгодным ипотечным программам значительно увеличивается объем продаваемых квартир как в многоэтажных, так и в малоэтажных домах.