Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (45), Декабрь 2010.

Новое в законодательстве по саморегулированию в связи с принятием закона № 240-ФЗ

Каплан Л.М., вице-президент, директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний "Союзпетрострой"

27.07.2010 был принят федеральный закон № 240-ФЗ, внесший значительные изменения в нормативную базу саморегулирования. Готовился он довольно долго. Мы давно, еще с самого начала саморегулирования, ставили вопросы о том, что заказчики, застройщики, технадзор, генподрядчики и генпроектировщики не могут оставаться в стороне от саморегулирования. Это было нелепо, что они изначально оказались отринуты от этого дела. Получалось так, что все отвечали за безопасность строительства, кроме тех, кто должен был организовывать проектирование, строить и принимать готовые объекты. Наш голос был услышан, все это нашло выражение в приказе Минрегиона № 624. Но сейчас это приняло несколько необычную форму федерального закона.

Президент РФ Д.А.Медведев, основываясь на том, что понятия «генпроектировщик» и «генподрядчик» - это договорные формы отношений и они так и прописаны в Гражданском кодексе РФ, в своем заключении на проект этого закона предложил новые формулировки. Тогда появилось следующее - работы по подготовке проектной документации (по-простому - генпроектировщик) и работы по организации строительства (генподрядчик).

Раньше не было ни управляющих, ни инжиниринговых компаний. Генподрядчиком выполнялись основные виды строительных работ по возведению несущих конструкций зданий. Сейчас же генподрядчиком может стать любая организация. В практике строительства мы привыкли к цепочке: застройщик (заказчик), генпроектировщик, технический заказчик, генподрядчик. Федеральным законом предусмотрено, что если проектная организация выполняет функции генпроектировщика, то она получает допуски не только на те виды, которые выполняет сама, но и на генпроектирование (по закону - работы по подготовке проектной документации). То же самое и по строительству. Если же это управляющая или инжиниринговая компания, сама не выполняющая работ, то ей нужно получать допуск только на организацию строительства.

Надо еще отметить, что принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», прописывающий основные требования по энергосбережению, которые должны быть отражены генпроектировщиком, а также предписывающий создание саморегулируемых организаций (СРО) в сфере энергетического обследования. В соответствии с этим законом «Союзпетрострой» выступил инициатором создания еще одной СРО - Некоммерческого партнерства в сфере энергетического обследования «Союзпетрострой-Энергоаудит». В соответствии с указанным законом в составе проектной документации должен быть перечень мероприятий по энергоэффективности проекта и оснащенности приборами энергоучета. Не все понимают, какую энергоэффективность считать. Этот вопрос сейчас более или менее решен. Без раздела по энергоэффективности органы госстройнадзора не будут принимать проект.

Законом установлено, что если компания кроме тех видов работ, которые она делает самостоятельно, занимается генеральным подрядом, то она должна получить также специальный допуск и на проведение работ по организации строительства.

Строительный контроль осуществляется генподрядчиком, заказчиком, генпроектировщиком и органами государственного строительного надзора. Очень большая проблема состоит в том, как совместить контроль, который осуществляют СРО и органы госстройнадзора. Кстати, национальные объединения тоже имели право вмешиваться в деятельность СРО и контролировать их работу. Слишком много получается контролеров. Мне кажется, что надо синхронизировать график проверок и совместить усилия различных проверяющих - СРО по строительству, по проектированию, по инженерным изысканиям, в области энергетического обследования… слишком много проверок!

Подчеркнем, что в Федеральном законе № 148-ФЗ было прописано требование - не менее 3 специалистов с высшим образованием и стажем работы не менее 5 лет. Сейчас же для получения допусков к работам по организации строительства требуется руководитель со стажем не менее 7 лет, 5 работников с высшим специальным образованием и стажем не менее 5 лет, причем по основному месту работы.

Кроме того, законом прописано раз в 5 лет обязательное прохождение повышения квалификации, к которому добавилась еще и аттестация. Но что конкретно требуется - не прописано. Я 25 лет заведовал кафедрой повышения квалификации. Если к нам приходили руководители, мы их обучали не тому, как класть кирпичи или заливать раствор, а тому, как управлять компанией. Сейчас требуется повышение квалификации по тем видам, которые получили. А я считаю, что генеральных директоров надо учить все-таки именно управлению. Надо выработать единую политику в городе к системе повышения квалификации в строительстве. Но нельзя заниматься профанацией. Минимальный срок обучения - 72 часа, мы учили 144 часа с обязательным выполнением выпускной работы, которая и являлась аттестацией. Этот вопрос требует обязательного рассмотрения.

И наконец, главное. Установлены новые требования по взносу в компенсационный фонд для лиц, которые выполняют работы по генпроектированию и генподряду. Были взносы 150 тыс. руб. (500 тыс. руб.) - в проектных СРО и 300 тыс. руб. (1000 тыс. руб.) - в строительных СРО. Сейчас установлена градация размеров взноса в компенсационный фонд в зависимости от объема работ. Здесь очень хитрая вещь. Я считаю, что она нам с вами может помочь. Стоимость работ по организации проектирования или строительства определяется «по одному договору…», таким образом, речь идет об одном договоре по одному из объектов, исходя из планируемого объема работ. На координационном совете по страхованию говорилось, что надо смотреть на предыдущий период и учитывать уже выполненный объем работ. Но это неправильно. В законе четко прописан именно планируемый период. Причем количество договоров не ограничивается. Как нам видится, берется из всей массы договоров тот, который превышает размер минимально установленных рамок. И, следовательно, доплачиваются взносы в компенсационный фонд в соответствии с установленной законом градацией. Но какова дальнейшая судьба этих взносов? Договор закончится, а дальше? Забирать? Или довносить еще больше, если опять не хватает. Этот вопрос надо поставить в итоговом документе нашей сегодняшней конференции.

Кроме того, Федеральным законом № 240-ФЗ ограничивается срок полномочий выборного органа СРО - 2 года. Но при этом снимается ограничение по количеству сроков в этом статусе.

Также узаконена возможность размещения компенсационного фонда в виде депозитов в российских кредитных организациях. Управляющая компания, которую требовал Федеральный закон № 315-ФЗ, теперь не нужна.

Законом поднят очень важный вопрос о возможности возврата компенсационного фонда. Если компания добровольно выходит из СРО или СРО исключает ее по каким-то причинам, то никакие взносы (ни вступительный, ни членские, ни тем более в компенсационный фонд) не возвращаются. А если вдруг закрывается сама СРО, то ее компенсационный фонд, согласно Федеральному закону № 240-ФЗ, переходит на счет национального объединения. Однако дальнейшая его судьба законом не прописана. Возвращается компенсационный фонд только в одном случае - если исчезнет из очередного перечня вид работ, на который у компании получен допуск.

Скажу еще о национальных объединениях СРО. Согласно принятому закону оно может быть создано только одно по одному из видов СРО. На мой взгляд, это не совсем верно, поскольку устанавливается монополия. Если бы был выбор, было бы лучше. Самое непонятное - если раньше вступление в национальное объединение было добровольным (выборы проходили при участии не менее 2/3 СРО, зарегистрированных в России), то сейчас членство в национальном объединении стало обязательным и вступление осуществляется автоматически после внесения СРО в реестр. Плюс требуется непомерный вступительный взнос в него. Мне представляется эта ситуация несколько нелогичной. Такое принуждение ставит СРО в довольно сложное финансовое положение.

Есть еще один важный момент в законе. Национальному объединению запрещено вмешиваться в работу СРО. Оно может только контролировать требования к выдаче свидетельств, которые должны соответствовать Градостроительному кодексу РФ и другим нормативным документам по саморегулированию.

Важно и то, что утвержден государственный контроль национальных объединений. Возникает только вопрос: почему проверки деятельности проводятся раз в 3 года при том, что срок деятельности его руководства ограничен 2 годами? Три года - срок очень большой.

Федеральный закон № 240-ФЗ также вносит поправки и в закон № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», где оказывается еще раз подчеркнута ситуация об исключительной возможности возврата взноса в компенсационный фонд в случае исключения вида, на который компанией получен допуск, из Перечня видов работ, утверждаемого Министерством регионального развития, а также сроки, в которые СРО обязана это сделать.

И наконец, гл. 8 Федерального закона № 240-ФЗ прописывается алгоритм введения всех этих новшеств.

Согласно закону до 01.10.2010 разрешается выдавать допуски в соответствии с прежним законодательством (Приказ Минрегиона № 624) и они будут действовать до 01.01.2011. С 01.10.2010 допуски выдаются только в соответствии с новым (№ 240-ФЗ) законом. С 01.01.2011 старые свидетельства, не соответствующие новому законодательству, прекращают свое действие. Действие свидетельств, выданных до 01.07.2010 (в соответствии с приказом Минрегиона № 274), продлено до 01.01.2011. Поэтому сегодня большинство СРО проводят внеочередные общие собрания с тем, чтобы утвердить новые правила игры.

Отметим, что в Перечне смешаны виды работ и виды строительства (причем далеко не все, вот тут и появляются, например, «забытые» тоннели и метро). Поэтому возникает необходимость получения допусков на работы, входящие в данный вид строительства, и на сам вид строительства, что не всегда понятно, а иногда избыточно.

Что можно сказать по поводу новых условий определения минимального размера взноса в компенсационный фонд? Есть разные рекомендации, как официальные, так и неофициальные. Очевидно то, что поскольку количество возможных договоров законом не ограничивается, можно эти договора дробить. Остается не очень понятным, какой срок подразумевать под понятием «планируемый период». Год? Или больше? Этот вопрос нигде не прописан. Ясно то, что каждой компании нужно просмотреть портфель договоров, определиться с ситуацией, договориться со страховой компанией. Сейчас страховое сообщество решает градацию страховых покрытий в зависимости от суммы взноса в компенсационный фонд. В соответствии с градацией, прописанной в Градостроительном кодексе РФ, страховщиками предлагаются 4 группы объектов.

Прописанный в законе срок 01.10.2010 уже прошел, поэтому данная конференция несколько запоздала. «Союзпетрострой» заблаговременно, еще 13.09.2010 не только провел конференцию по данному закону*, но и издал комментарии к нему. Предупрежден – значит вооружен.

*См. Каплан Л.М. Вопросы энергосбережения и энергоэффективности в строительстве // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 3. С. 113-114.

*Доклад на IV практической конференции "Реализация саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (Санкт-Петербург, 27.10.2010).