Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Выступление в Государственной Думе ФС РФ в связи с отчетом Правительства Российской Федерации об исполнении Федерального бюджета 2009 года

Кудрин А.Л., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

Бюджет 2009 г. являлся самым сложным за последние 10 лет. Мир и страна переживают до сих пор глубокий финансово-экономический кризис. Его последствия ещё не ликвидированы полностью. Мы только в конце 2012 г. выйдем на уровень ВВП, достигнутый до кризиса в 2008 г.

Вместе с тем уже сейчас можно сказать, что меры, принятые в 2009 г. в пик кризиса, когда ВВП России снизился на 7,9%, позволяют выходить из кризиса, активизировать инвестиционный процесс, удержать на достигнутом до кризиса уровне социальные гарантии населению, полностью обеспечить все государственные обязательства в социальной сфере в рамках возможностей государства и федерального бюджета.

Особо хочу сказать, что все антикризисные меры, которые принимали Государственная Дума, Президент, Премьер, оказались адекватными, учитывающими уроки кризиса 1998 г. Поэтому Россия подошла к кризису как одна из самых подготовленных стран с учётом резервов и прочности нашей бюджетной политики. В 2009 г. в полной мере мы смогли проверить все наши возможности, которые накапливались и создавались до кризиса. Использование резервного фонда в период кризиса, когда доходы федерального бюджета упали на 20%, а расходы выросли на 28%, оказало решающую поддержку не только для обеспечения социальных выплат, но и оказало помощь всей экономике, поддержало базовые отрасли страны, позволило сохранить уровень социальных обязательств и достигнутый уровень реальных доходов.

В отличие от других стран, которые умеют готовиться к кризису, имеют сильную сеть экономических, финансовых институтов, мы смогли, в отличие даже от них, удержать планку реальных доходов населения на докризисном уровне: он не снизился, в отличие от других стран, и в настоящее время растёт. Это главный социальный показатель работы любого правительства и результат бюджетной политики.

Восстановилось доверие населения к финансовой системе. Вспомните 1998 г. Многие граждане потеряли тогда свои вклады, банковская система была разрушена. Это осложнило в будущем экономический рост и доверие к России как платежеспособному партнёру. Были дефолт и большая девальвация: с 6 руб. за доллар, если вы помните, к концу 1998 г. опустились до 12, потом до 18 руб., а затем в течение нескольких лет и до 30 руб. за доллар. Произошло обесценение рубля как валюты в несколько раз, что всегда является фактором, мешающим бизнесу, меняющим экспортную и импортную эффективность производства. Эти риски оставались до последнего времени одними из самых глубоких при оценке Российской Федерации.

Принятые до нынешнего кризиса меры позволили в 2009 г. с помощью бюджетной поддержки обеспечить платёжеспособность не только государства в части внешних и внутренних долгов, но и долгов и обязательств перед государством, перед населением. Мы в прошлом году поддержали рынок. Мы провели антикризисную программу на сумму 1,230 трлн руб. по всем ключевым позициям, начиная от поддержки безработных, которым было повышено пособие до 4900 руб., до базовых отраслей нашей промышленности. Это и агропромышленный комплекс, авиационная отрасль, судостроение, машиностроение, оборонный комплекс - все эти отрасли получили поддержку. Ряд отраслей (оборонный комплекс, агропромышленный) дал экономический рост даже в период кризиса.

О финансовой системе. Мы серьёзно поддержали капиталы ключевых, базовых банков в стране. Конец 2008 г. складывался некомфортно: граждане в месяц забирали по 400 млрд руб. из банков. Но в начале 2009 г. население, видя, что государство подставило плечо банкам, вложило капитал, дало субординированные кредиты, вновь стало поддерживать свои депозиты. И за прошлый, ещё кризисный год депозиты юридических лиц выросли на 10,5%, а физических лиц - на 26,7%. На четверть от имеющихся на начало прошлого года вкладов население увеличило свои взносы в банки, потому что возникло доверие.

Сегодня можно сказать вполне ответственно: принятые меры оказались адекватными, социальные гарантии сохранены, финансовая система сегодня готова инвестировать экономику. Первая половина этого года уже показала прирост портфеля кредитов на 2%, до конца года мы ожидаем рост от 5 до 10%. Постепенно, медленно, но мы выходим из кризиса.

В прошлом году получили поддержку субъекты РФ. На 140 млрд руб. мы увеличили поддержку на сбалансированность бюджетов субъектов. В результате расходы субъектов РФ в прошлом году не снизились по сравнению с 2008 г., несмотря на то что их доходы снизились на 14%. Это успех нашей межбюджетной политики: мы помогли сохранить уровень расходов и, соответственно, выполнение своих полномочий субъектами РФ в части в том числе социальных и инвестиционных обязательств.

Напомню, что повышение пенсий в прошлом году прошло 4 раза, суммарное повышение пенсий составило 35%. Ни одна страна не могла обеспечить рост социальных обязательств, прежде всего перед пенсионерами, в таком объёме, как Россия.

Если нам говорят, что у нас падение экономического роста, мы выглядим хуже, чем другие страны, то могу сегодня ответить: Россия имеет пока ещё несовершенную структуру своей экономики. У нас ещё очень высока доля нефтегазового сектора, оказавшаяся в период кризиса самой уязвимой. Это влияет и на дополнительные риски, связанные с оттоком капитала, доверием к финансовому сектору. Но благодаря подготовленным мерам, специальным мерам антикризисной поддержки и накопленным резервам мы сохранили социальные обязательства, в некоторых случаях их даже увеличили. Но самое главное - сохранили все базовые государственные программы. Ради этого и создавались эти резервные фонды.

По качественным показателям нашей бюджетной политики мы сегодня можем сказать: мы лучше выглядим, мы сумели сохранить свои позиции по сравнению с другими, даже ведущими странами, даже такими странами, как страны «большой восьмёрки». Вывод: при умелой структуризации мер мы можем даже в условиях наших меньших, чем у развитых стран, возможностей обеспечивать стабильность работы основных отраслей и стабильность социальной сферы. Это главный вывод, который мы можем сделать. Это было достигнуто общими усилиями, благодаря тому что ключевые решения, которые принимались накануне кризисного года и в прошлом году, были поддержаны Государственной Думой.

Мы провели целый ряд новых программ, которые никогда не проводились, по поддержке спроса на отечественную продукцию. Не только принимались решения, дающие приоритет государственным закупкам отечественной продукции, например, была закуплена автомобильная техника, - мы дали деньги для закупки автобусов, автомобилей для муниципалитетов, автомобилей для федеральных нужд, обновили технику и автопарк. За счёт этого существовали ключевые предприятия автомобильной отрасли. Мы такие же закупки сделали и дали в уставной капитал РАО «РЖД» 50 млрд руб. для закупки локомотивов, вагонов. Ключевые города, в том числе моногорода, получили заказы. Суммарно антикризисная программа составляла 1,230 трлн руб.

Мы впервые вышли на дефицит, дефицит объективный. Мы не исходим из того, что дефицита не может быть никогда. Все наши действия перед кризисом исходили из того, что, когда доходы упадут, когда цены на нефть упадут, дефицит будет неизбежным. Выполнение всех государственных расходов в неизменном виде в таких условиях будет означать, что мы должны где-то позаимствовать, взять из резервов, а это отразится на дефиците. Соответственно, первоначально мы планировали дефицит около 8%.

Первоначально в бюджете 2009 г. мы прогнозировали цену на нефть 95 долл. за баррель. Когда грянул кризис и I квартал дал среднюю цену 43 долл., т.е. половину или даже меньше того, что мы планировали, были изменены прогнозы. Прогноз новый, кризисный, начала прошлого года был 41 долл. на весь год. Но фактически к концу года цена на нефть выросла и составила по году 61 долл. за баррель. С учётом этой более благоприятной внешней конъюнктуры мы дефицит имеем не 8%, а только 5,9%. Это нормально. Это умеренный, разумный для такого критического года дефицит, полностью обеспеченный за счёт резервного фонда, фонда национального благосостояния и заимствований на внутренних рынках.

В прошлом году мы не выходили на внешние рынки. Нам не надо было стоять в очереди на мировом финансовом рынке за деньгами, просить у Международного валютного фонда. Эта задача выполнялась за счёт внутренних ресурсов страны. Создание резервного фонда имело целью не только создание запаса для таких сложных периодов. Вторая важнейшая задача резервного фонда, создававшегося до кризиса, исходит из того, что в период, когда нефтяных доходов много, когда валютные потоки в страну очень большие, они не могут быть все полностью обменены на рубли и использованы в виде рублей. Это создаст избыточную денежную массу, создаст или высокую инфляцию, или очень сильное укрепление рубля. Если бы мы не создавали такой резервный фонд, то укрепление рубля шло бы не до 24 руб. за доллар, а, например, до 16 или 15 руб. за доллар.

Хорошо это или плохо? Это означало бы абсолютную неконкурентоспособность российской промышленности. На величину укрепления рубля импорт становится дешевле и начинает выбивать российские товары. А поставки нашей продукции становятся настолько дорогими, что они нигде не нужны. Чрезмерное укрепление рубля, когда оно не связано с обычной стабильной работой страны, а связано только с изменением мировой конъюнктуры, способно убить конкурентоспособность российской экономики. Поэтому главная роль резервного фонда, когда у нас избыточное предложение валюты в результате мировой конъюнктуры, а не наших усилий, заключается в том, что мы сдерживаем укрепление рубля и инфляцию. Одновременно мы имеем возможность тратить, когда идёт отток капитала, как это произошло в период кризиса.

Создание резервов позволяет снижать темпы укрепления рубля, чтобы не допустить ухудшения позиций российской промышленности. Оно ведёт к снижению и удержанию инфляции, что позволяет держать разумную ставку кредитования, обеспечивать конкурентоспособность с западными кредитами. И наконец, создание резерва для кризисного периода. Вот такие задачи стоят перед резервными фондами. Также хочу отметить, что в период кризиса, пока у нас дефицит и мы тратим резервы, у нас остаётся высокая зависимость бюджета от цены на нефть. В прошлом году сбалансированность бюджета достигалась бы только на уровне 98 долл. за баррель, очень высокой цены на нефть.

Наша задача - к 2015 г. постепенно дойти до сбалансированности бюджета при 70 долл. за баррель. Для этого нам постепенно нужно сокращать свои расходы, дефицит. И к 2015 г. мы это сделаем спокойно, плавно, не отменяя социальных обязательств, даже их индексируя в рамках инфляции и необходимых программ.

В завершение хочу сказать, что в настоящий момент наши государственные финансы находятся в здоровом состоянии, прошли испытание кризисом. Сегодня мы готовы продолжать все начатые до кризиса программы.