Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Партнерство государства и бизнеса в финансировании НИОКР

Плакиткина Л.С., Институт энергетических исследований РАН

Проведен анализ зарубежных моделей партнерства государства и бизнеса в финансировании НИОКР. Наиболее приемлемой для российских условий является модель, реализованная Федерацией электроэнергетики Норвегии. Предложен алгоритм формирования фонда совместного финансирования НИОКР без образования юридического лица, организационная структура фонда, порядок его работы. Подготовлены предложения по усовершенствованию механизма финансирования НИОКР, установлению налоговых льгот для угольных компаний, обеспечивающих совместное с государством финансирование НИОКР.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, финансирование, налоговые льготы, угольная промышленность.

***

Анализ зарубежного опыта взаимодействия частного и государственного секторов экономики в финансировании НИОКР показал, что практически все передовые страны используют ту или иную форму кооперации финансирования бизнеса с государством в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), предоставляя бизнесу на эти цели значительные преференции.

Формы финансирования НИОКР

В США - самая действеннаякооперациябизнеса с государством, осуществляемая через венчурные фонды. Венчурные фонды финансируют не только НИОКР, но и создание опытно-инновационного продукта с доведением его до стадии производства.

В Японииосуществляется комплексный подход поддержки инновационной деятельности, в рамках которого государство:

  • финансирует частные компании, занимающиеся НИОКР, с последующим предоставлением государственного заказа;
  • участвует в совместном финансировании НИОКР через различные фонды, привлекая внебюджетные источники финансирования.

Например, Японский центр ключевых технологий финансирует совместно с малым и средним бизнесом необходимые фундаментальные и прикладные НИОКР.

В странах Западной Европыгосударство поощряет сотрудничество университетов в кооперации с бизнесом путем прямого и косвенного участия. Широкое распространение получила «кластерная философия» - кооперация бизнеса и научных организаций при широком содействии государства, включая вопросы софинансирования. Цель кластеров - разработка НИОКР и поиск потенциальных потребителей их результатов.

Показателен норвежский опытфинансирования НИОКР и взаимодействия государства с бизнесом в энергетике. Государственный Комитет по исследованиям Норвегииучаствует в формировании каталога НИОКР, осуществляет финансирование НИОКР, которые проводят университеты и институты с целью дальнейшего их применения в отрасли.

Комитет по исследованиям Норвегии, в основном, осуществляет финансирование НИОКР по следующим четырем основным программам:

  • “EFFEKT” - проект исследований в области энергообмена с другими странами и изучение сетевых монополий. Главной целью данного проекта является повышение доходности компаний электроэнергетической отрасли Норвегии;
  • “NYTEK”- исследования в области эффективных технологий с использованием возобновляемых ресурсов;
  • “SAMRAM” - исследования социально-экономических и экологических аспектов функционирования отрасли электроэнергетики в Норвегии;
  • “Общие исследования в области энергетики” - фундаментальные исследования производства и потребления энергии.

Негосударственное финансирование НИОКР осуществляется за счет средств, привлекаемых Федерацией электроэнергетики Норвегии (“EnFo”) от бизнес-структур. Эта организация координирует спрос на НИОКР в отрасли. Ежегодно Федерация выпускает каталог, в котором приводятся НИОКР, требующие дополнительного софинансирования, а также новые проекты, планируемые к реализации. Участники Федерации “EnFo” - компании электроэнергетической отрасли Норвегии высказывают мнение о финансировании тех проектов по НИОКР, которые они считают наиболее актуальными.

Государственное финансирование, осуществляемое Комитетом по исследованиям Норвегии, предназначается не только для указанных выше четырех основных направлений электроэнергетики, но и для финансирования прочих программ по НИОКР, представленных в каталоге Федерации электроэнергетики Норвегии.

Кроме того, крупные компании в электроэнергетической отрасли Норвегии осуществляют проведение НИОКР и собственными силами - за счет собственных подразделений или учреждений по НИОКР, заключая контракты с научно-исследовательскими институтами напрямую. Например, государственная сетевая компания “Statnett SF” ежегодно выделяет более 10 млн долл. США из своего бюджета на финансирование НИОКР. Однако существенную часть этих средств она направляет в Федерацию электроэнергетики Норвегии (“EnFo”) для участия в совместном финансировании проектов по НИОКР, предусмотренных утвержденным каталогом.

Наряду с прямыми бюджетными ассигнованиями для финансирования НИОКР в Норвегии широко используются различные государственные, общественные и частные фонды («Фонд по развитию исследований и разработок в промышленности», «Футбольный фонд», фонды Ф.Нансена, А.Яре и др.). Норвегия поддерживает научные связи со многими странами мира и является членом более 50 международных и региональных научных организаций. Через систему фондов осуществляется финансирование НИОКР, в котором принимают участие и представители крупного иностранного бизнеса в Норвегии, например, компании “Alcatel”, “Siemens”, “ABB”, “Statiol” и др.

Анализ форм ГЧП в финансировании НИОКР показал, что наиболее простой и приемлемой для российских условий моделью такого партнерства является модель, реализованная Федерацией электроэнергетики Норвегии. Эта модель реализуется без создания юридического лица Фонда совместного финансирования. Все работы проводятся через координацию действий государства и бизнеса.

Основными элементами рекомендуемой модели партнерства являются:

  • взаимно согласованный каталог (план) НИОКР;
  • долевое участие бизнеса и государства в финансировании НИОКР из утвержденного каталога;
  • отсутствие специальной совместной (государства и бизнеса) организации, аккумулирующей финансовые средства, полученные от бизнеса и государства;
  • организация синхронного финансирования проектов НИОКР за счет координации действий государственного Комитета и частного бизнеса.

Объемы и пропорции финансирования НИОКР

По объему финансирования НИОКР (в текущих ценах по паритету покупательной способности - ППС) можно выделить пятерку стран мира (США, Япония, Китай, Германия, Франция), обладающих в настоящее время самыми высокими значениями этого показателя (рис. 1).

Рис. 1. Страны, имеющие самые большие объемы финансирования НИОКР, млрд долл. США (в текущих ценах 2007 г. по ППС).

В этой пятерке стран самые большие финансовые затраты по НИОКР имеют США и Япония. Однако в последнее время Китай, уделяя в своей политике значительное внимание развитию инновационной деятельности, занимает устойчивое 3-е место по объемам финансирования НИОКР, опережая Германию и Францию.

Россия существенно отстает от стран пятерки. Объемы финансирования НИОКР в России составляют всего 6% от аналогичных затрат США и 23% от затрат Китая.

Лидирующими странами мира одновременно и по объему финансирования НИОКР, и по числу занятых исследователей являются США, Япония, Китай, Германия, Франция. На долю этих стран по объемам финансирования НИОКР приходится более 70% мировых затрат. Фактически эти страны являются основными мировыми производителями инновационных товаров и услуг.

Интенсивное развитие инновационного потенциала характеризуется удельными показателями. В качестве такого показателя можно использовать объем финансирования НИОКР, приходящегося на одного исследователя (табл. 1).

Таблица 1. Затраты на НИОКР в 2007 г.

Страна

Финансирование по источникам, %

Затраты на одного

исследователя,

тыс. долл. США

бизнес

государство

прочие

США

64,9

29,3

5,8

247,6

Западная Европа

53,6

35,3

11.1

184.7

Япония

77,1

16,2

6,7

195,6

Южная Корея

75,4

23,1

1,5

179,5

Китай

69,1

24,7

6,2

70,9

Россия

28,8

61,0

10,2

43,5

Всего

52,3

38,3

9,4

154,6

Технологически передовые страны, такие как США, Германия, Япония, Южная Корея, имеют очень высокие значения показателя затрат. Россия обладает значением этого показателя вчетверо меньшим, чем в среднем по миру и почти в 6 раз меньшим, чем США.

Помимо высокой дифференциации значений затрат на одного исследователя данные табл. 1 свидетельствуют о существенной дифференциации по странам мира источников финансирования НИОКР. При этом прослеживается связь между величиной затрат на одного исследователя и объемом источников финансирования НИОКР. Более высокие значения затрат определяют большие размеры финансирования НИОКР за счет бизнеса.

Для установления взаимосвязи между объемами источников финансирования и величиной затрат на одного исследователя выделены четыре группы стран мира:

  • страны с высокими затратами на одного исследователя (более 195 тыс. долл. США);
  • со средними затратами (от 130-195 тыс. долл. США);
  • с низкими затратами (от 65-130 тыс. долл. США);
  • с очень низкими затратами (менее 65 тыс. долл. США).

В группу стран с высокими затратами на одного исследователя вошли Швейцария, Австрия, США, Германия, Люксембург, Нидерланды, Италия, Швеция, Ирландия, Франция, Япония (рис. 2). Это самые высокотехнологичные страны, имеющие самую высокую производительность труда. Необходимо отметить, что входящие в пятерку стран лидеров с очень высокими затратами на одного исследователя - США и Германия - обладают еще и большими объемами финансирования затрат на НИОКР. Безусловно, США и Германия - это мировые лидеры развития постиндустриальной экономики мира. В группу стран с высокими затратами вошли практически все страны пятерки (кроме Китая), имеющие самые большие объемы финансирования НИОКР. Характерной особенностью стран, входящих в рассматриваемую группу, является большой удельный вес «бизнес-источника» финансирования, составляющего в среднем более 60%, и невысокий уровень (в среднем 30%) источника «государственное финансирование». Это означает, что бизнес в этих странах является главной движущей силой инновационного развития.

Рис. 2. Пятерка стран мира, имеющих самые большие объемы финансирования НИОКР на одного исследователя, тыс. долл. США.

Россия не позиционируется в этой группе, показатель ее затрат на одного исследователя почти в 5 раз меньше, чем в среднем по этой группе стран.

В группу стран со средними затратами на одного исследователя вошли страны Северной Европы, а также Южная Корея, Сингапур и Тайвань. Средние затраты по этой группе примерно на 40% ниже, чем по группе стран с высокими затратами. Выше в группе и доля государственного финансирования НИОКР (в среднем 34-35%). Страны этой группы, конечно же, можно отнести к разряду высокотехнологичных.

В группу стран с низкими затратами на одного исследователя вошли Мексика, Турция, Венгрия, Аргентина, Греция, Португалия, Новая Зеландия. Страны этой группы в среднем характеризуются затратами, примерно вдвое меньшими, чем по группе стран со средними затратами. В ней доля государственного участия в финансировании НИОКР почти 1,5 раза выше, чем в странах с высокими затратами на одного исследователя. К этой группе относятся развивающиеся страны, часть стран Южной Европы и Китай.

Замыкает систематизацию группа стран с очень низкими затратами на одного исследователя, куда вошли Румыния, Польша, Россия, Словакия. В рассматриваемой группе затраты примерно вдвое ниже, чем в странах предыдущей группы. В основном группу представляют страны бывшего социалистического лагеря. К этой же группе относится и Россия (рис. 3). Главным источником финансирования НИОКР в данной группе стран является государство. Доля этого источника почти вдвое выше, чем в странах с высокими затратами на одного исследователя.

Рис. 3. Объемы финансирования НИОКР на одного исследователя по источникам «бизнес» и «государство» (в долл. США).

Проведенный анализ свидетельствует о диаметрально противоположном характере источников финансирования НИОКР в группах высокотехнологичных и низкотехнологичных стран. Так, в группе высокотехнологичных стран участие бизнеса в качестве источника финансирования НИОКР составляет 60%, а доля государственного финансирования - 30%.  В группе низкотехнологичных стран - наоборот: доля бизнеса в финансировании НИОКР составляет примерно 30%, а государства - 60% (рис. 4).

Рис. 4. Структура финансирования НИОКР.

Если ориентироваться на группу передовых высокотехнологичных стран, то для России, помимо увеличения объемов финансирования НИОКР, необходимо изменить и структуру этого финансирования в направлении пропорций, действующих в передовых странах. При реализации совместного финансирования НИОКР можно рекомендовать в качестве рациональных пропорций такого финансирования следующие: на первом этапе (до 2010 г.) 50% - «бизнес» и 50% - «государство», с постепенным снижением доли «государства» до 35% в последующие годы (до 2020 г.).

Методы стимулирования участия бизнеса в финансировании НИОКР

Во многих развитых странах мира льготы бизнесу на НИОКР представляются в основном в виде скидок с расходов компаний на эти цели.

Применяются два вида налоговых скидок: объемные и приростные.

Объемная скидка предоставляет льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии до 100% расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия, предприятия энергетики полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.

Достаточно действенным в США является следующий механизм поощрения финансирования НИОКР корпорациями. Если в течение 3 лет объемы финансирования корпораций увеличивались на 5% в год, то она имеет право на вычет из прибыли 3-летних затрат на НИОКР. В случае превышения этих затрат над прибылью оставшаяся сумма вычета переходит на следующий финансовый год.

Приростная скидка определяется, исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка - 50% - имеет место во Франции. В Канаде, США, Японии и на Тайване она составляет 20%. Однако применение скидок имеет ряд ограничений. Так, например, в США налоговая скидка на прирост НИОКР применяется лишь к тем расходам на НИОКР, которые направлены на создание новой продукции или разработку новых технологических процессов.

Кроме того, установлен лимит на льготы - дополнительные расходы на НИОКР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50% от суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы увеличивается до 30% для условий труднодоступных и экономически неразвитых районов. В Японии и Тайване скидка 20% исчисляется от суммы прироста расходов на НИОКР по сравнению с наивысшим достигнутым уровнем расходов на НИОКР, однако при этом имеется ограничение: данная льгота не должна превышать 10% от общих налоговых обязательств компании.

Некоторые страны используют одновременно оба вида налоговых скидок: объемный и приростный, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной (в размере 20%) для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.

Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога. В Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше - 75, 35 и 50% соответственно. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки.

В Великобритании для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% (в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР) либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств компании. Расходы, которые компании несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.

Во многих странах введены налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.

В развитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - 10-50%, однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудованияв 1-й год его работы. В Германии в 1-й год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР.

Помимо вышеприведенных льгот в зарубежной практике применяется льгота понижения ставок налогообложения прибыли.

Кроме того, например, в США бизнес использует право вычета из облагаемого дохода производителей:

  • суммы средств, переданных бесприбыльным организациям для выполнения НИОКР, но не выше 5% облагаемого дохода компании;
  • стоимости научного оборудования, переданного компанией.

Анализ опыта стимулирования бизнеса для финансирования НИОКР позволяет определить, например, меры поощрения угольного бизнеса в финансировании фонда НИОКР Минэнерго России. В настоящих условиях весьма действенными мерами могли бы быть:

  • вычет из налогооблагаемой прибыли угольных компаний затрат на финансирование НИОКР из каталога фонда совместного финансирования НИОКР Минэнерго России;
  • применение ускоренной амортизации активной части основных фондов, с коэффициентом до «3», к угольным компаниям, повышающим расходы на НИОКР, темпами 10% в год и более, в том числе по Фонду совместного финансирования НИОКР Минэнерго России - темпами 5% в год и более, и на срок, равный сроку такого повышения, увеличенному на 2 года.

Формирование фонда совместного финансирования НИОКР государством и угольными компаниями

На основе анализа зарубежного опыта совместного финансирования НИОКР государством и бизнесом можно предложить алгоритм формирования фонда совместного финансирования НИОКР Минэнерго России без образования юридического лица, при котором реализуется раздельное финансирование каждой научно-исследовательской работы из списка, утвержденного Правлением Фонда.

1. Минэнерго России необходимо совместно с угольными компаниями сформировать согласованный каталог НИОКР фонда совместного финансирования. Каталог должен состоять из НИОКР, предусматриваемых к реализации в предстоящем 3-летнем периоде с выделением НИОКР, намечаемых к реализации в очередном году.

2. Для проведения совместной научно-исследовательской политики Министерства энергетики России и угольного бизнеса, а также утверждения каталога НИОКР и объемов их финансирования необходимо создать Правление Фонда в лице представителей угольных компаний и Минэнерго России.

При этом Заместителя председателя Правления Фонда целесообразно избирать из представителей угольных компаний на ротационной основе.

Для оперативной работы правления Фонда необходимо принять регламент, утверждаемый Минэнерго России.

3. Правление Фонда на основе предложений угольных компаний и Минэнерго России должно:

  • утвердить каталог Фонда на 3 предстоящих года;
  • сформировать перечень НИОКР, намечаемых к реализации в очередном году;
  • сформировать перечень НИОКР, намечаемых к реализации в очередном году;
  • подготовить проект сметы (с учетом гарантийных писем от угольных компаний по финансированию НИОКР) на финансирование НИОКР, предусмотрев при финансировании постепенное снижение доли «государства» до 35%.

4. Утвержденный правлением Фонда проект НИОКР должен быть, в соответствии с внутренним регламентом Минэнерго России, направлен на рассмотрение и дальнейшее утверждение Министром.

5. Утвержденный Министром энергетики России скорректированный перечень НИОКР в части работ Минэнерго России и скорректированные объемы финансирования должны быть вновь рассмотрены Правлением Фонда и, при необходимости, скорректированы в части финансирования, обеспечиваемого бизнесом.

Правление Фонда должно окончательно утвердить перечень НИОКР на очередной год и смету расходов на их выполнение.

6. В соответствии со своим регламентом работы Правление должно осуществить рассмотрение и утверждение технических требований к НИОКР.

7. Минэнерго России в соответствии со своим регламентом должно объявить конкурс на проведение НИОКР (в части работ Министерства).

8. Правление Фонда должно утвердить из числа угольных компаний компанию-контрактора, обеспечивающую функции по аккумулированию (вместе с другими компаниями) финансирования работ из списка НИОКР, осуществляемых бизнесом, и объявить конкурс.

9. Компания-контрактор, синхронизируя свои действия через Правление Фонда с Минэнерго России, должна объявить конкурс на проведение НИОКР (в части бизнеса).

10. По результатам конкурсов с исполнителями по части НИОКР Министерства договора должны подписываться с Минэнерго России, с исполнителями по части НИОКР «бизнеса» - компанией-контрактором, утвержденной Правлением Фонда.

В соответствии с «Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, главной целью социально-экономического развития России на период до 2020 г. является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу ведущей мировой державы XXI в. При этом предусматривается, что Россия должна занимать передовые позиции в глобальной экономической конкуренции в 2015-2020 гг. и войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.

Достижение этой цели связано с реализацией варианта инновационного развития экономики. В соответствии с этим, как показал анализ зарубежного опыта, для того, чтобы приблизиться в 2020 г. к стандартам инновационного развития передовых стран, необходимо существенно увеличить объемы финансирования НИОКР. Целесообразно, как минимум к 2020 г., удвоить объемы финансирования НИОКР. При этом структура финансирования к 2020 г. должна быть диаметрально противоположной ныне действующей: не менее 60% объема финансирования НИОКР должно осуществляться за счет бизнеса. В этой связи в процессе государственного управления предлагается соблюдать пропорции финансирования НИОКР (табл. 2), которые должны контролироваться Правлением Фонда.

Таблица 2. Пропорции финансирования НИОКР (%)

Показатель

2007 г.

2008 г.

2010 г.

2012 г.

2014 г.

2016 г.

2018 г.

2020 г.

Затраты НИОКР, (2007 г. = 100%)

100

106

117

131

145

162

180

200

Доля государства

61

59

55

51

47

43

39

35

Доля бизнеса

28

30

35

40

45

50

55

60

Доля прочих

11

11

10

9

8

7

6

5

Объемы финансирования по источнику «государство»

61

63

64

67

68

70

70

70

Темпы прироста объемов финансирования по источнику «государство»

1,7

1,6

1,5

0

1,4

0

0

Объемы финансирования по источнику «бизнес»

28

32

41

52

65

81

99

120

Темпы прироста объемов финансирования по источнику «бизнес»

14

11

13

12

13

11

11

В соответствии с целевыми установками и динамикой пропорций финансирования «бизнес» должен увеличивать финансирование НИОКР (собственных и из Фонда  НИОКР), темпами, примерно, 9-13% в год. Это означает, что финансирование работ из Фонда НИОКР Минэнерго России должно увеличиваться темпами не менее 5-6% в год.

Вышеприведенное должно являться условиями для предоставления налоговых льгот угольному бизнесу, финансирующему НИОКР.

В соответствии с анализом зарубежного опыта предлагаются следующие налоговые льготы угольным компаниям, участвующим в Фонде совместного финансирования НИОКР Минэнерго России:

  • вычет из налогооблагаемой прибыли компаний затрат на финансирование НИОКР из каталога фонда совместного финансирования НИОКР Минэнерго России;
  • применение ускоренной амортизации активной части основных фондов с коэффициентом до 3 к компаниям, повышающим расходы на НИОКР темпами 10% в год и более, в том числе по Фонду совместного финансирования НИОКР Минэнерго России темпами 5% в год и более и на срок, равный сроку такого повышения, увеличенному на 2 года.

Таким образом, проведенный анализ зарубежных моделей партнерства государства и бизнеса в финансировании НИОКР позволил сделать следующие выводы:

1) наиболее простой и приемлемой для российских условий моделью такого партнерства является модель, реализованная Федерацией электроэнергетики Норвегии. Эта модель не предполагает создания специальной совместной организации («государство» и «бизнес») как юридического лица, аккумулирующего финансовые средства на НИОКР.

Реализация такой модели партнерства основана на организационно-структурных решениях:

  • формирование взаимно согласованного каталога (плана) НИОКР;
  • долевое участие в финансировании НИОКР «бизнеса» и «государства» из утвержденного каталога;
  • организация синхронного финансирования проектов НИОКР за счет координации действий профильного ведомства и частного бизнеса;

2) в развитых странах основным источником финансирования НИОКР является бизнес, а государство финансирует не более 30% всех НИОКР;

3) в соответствии с лучшими достижениями мировой практики предложен алгоритм формирования фонда совместного финансирования НИОКР без образования юридического лица. Представлены предложения по организационной структуре фонда, порядке его работы, синхронизации действий угольных компаний и Минэнерго России при определении приоритетных НИОКР и их совместном финансировании;

4) подготовлены предложения по усовершенствованию механизма финансирования НИОКР, обеспечивающему поэтапное (до 2020 г.) достижение эффективных пропорций финансирования со стороны Минэнерго России и угольных компаний в рамках развития ГЧП;

5) на основе анализа зарубежного опыта подготовлены предложения по установлению налоговых льгот для угольных компаний, обеспечивающих совместное с государством финансирование НИОКР в рамках функционирования Фонда НИОКР.

ПЛАКИТКИНА Людмила Семеновна. Кандидат технических наук. Работала в ВНИИУуголь, куратором проектов в Фонде "Реформуголь", в АОЗТ "Акционерная топливно-энергетическая компания", заместителем председателя правления контактной группы стран СНГ со странами ЕС и ЕЭК ООН Межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла. В 1986-1994 гг. - старший научный сотрудник Института энергетических исследований РАН, с 2001 г. - заведующая лабораторией Научных основ развития и регулирования угольной промышленности ИНЭИ РАН.