Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Материалы Шестого Всероссийского Форума ­ выставки "ГОСЗАКАЗ 2010"

Из выступления И.Ю.Артемьева, руководитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации

Я полагаю, что следующая такая конференция и выставка будет называться не только «госзаказ», но и «госпродажа». Вот то, что сейчас сделано и в смысле электронных торгов, и в смысле создания системного законодательства, на мой взгляд, очень хорошего законодательства с точки зрения того, что закупает государство за счет бюджетных средств, вот такую же систему нужно создать в виде электронных торгов либо в виде специальных процедур для продажи практически любого государственного имущества, включая природные ресурсы. За некоторыми исключениями. Мы вместе с МЭР, вместе с Министерством связи запускаем в опытную эксплуатацию общероссийский сайт torgi.gov.ru, который очень скоро станет либо одним из самых знаменитых, либо одним из самых проклятых сайтов по той простой причине, что туда нужно будет заводить все оферты на продажу государственного имущества со всей страны, в отношении арендных отношений, будь то маленький поселок где-нибудь в Сибири и т.д. Если имущество будет сдаваться в аренду, оферта должна висеть на государственном сайте, чтобы ее могли найти любые предприниматели, которые хотят получить это помещение.

Мы хотим, чтобы эта система торгов распространялась на все земельные участки, все лесные ресурсы, все биоресурсы, на конфискат, на вещественные доказательства, которые используют следственные органы с истекшим сроком хранения - на все, что только возможно. Очень небольшая часть законодательства была принята на эту дату в составе так называемого второго антимонопольного пакета, поправки рассматривались непосредственно Правительством РФ и многие вступили в силу. Суть в том, что мы будем продолжать наши попытки сделать в отношении того, что связано с продажей имущества, с приватизацией, то, что было сделано, опираясь на опыт госзакупок. И поэтому я говорю еще раз, что моя мечта заключается в том, чтобы наш следующий форум назывался «госзакупки и госпродажи», и чтобы у нас половина стендов была посвящена электронным закупкам и аукционам, а другая половина была посвящена продажам земли, имущества, недр и т.д.

Понятно, что для того, чтобы реализовать эту мечту, не только мою, но и многих коллег и товарищей в других ведомствах, нам предстоит еще большее сопротивление, чем это было с 94-м законом. Что-то получится, что-то не получится, но я обращаюсь к вам как к специалистам, что вы, пожалуйста, посмотрите пошире на эту проблему. Вот есть электронные системы, есть местные электронные системы, федеральные, но есть федеральное имущество, а есть местное имущество, есть местные полезные ископаемые, есть федеральные, аренда, которая у вас есть в руках на уровне субъектов и муниципалитетов, начинайте это делать, вы же можете это делать добровольно! Ведь ничего более хорошего и прозрачного, ничего более бескоррупционного, чем система таких открытых продаж имущества, нет, и мы сегодня не делаем этого в нашей стране. Вот мы часто любим говорить, когда обсуждаем, что вот выйдет система электронных торгов на проектную мощность, а сколько можно в год экономить? Мы говорим, знаете, около триллиона, наверное, можно. Также верно вводить систему электронных продаж имущества, там тоже можно получить не менее триллиона и очень скоро. То есть, мы можем говорить с вами, и А.В.Попова приводила огромную цифру - 770 млрд руб. за эти 4 года были сэкономлены. Да, будут говорить, что цены завышались, сейчас они, кстати, не так сильно завышаются, но это же факт, что 770 млрд руб. остались в государственной казне в то время, как если бы не было этих процедур, по этим ценам стартовым они были бы в 38 раз завышены, были включены в государственные контракты, и эти деньги бы ушли. А потом, конечно, были бы поделены между недобросовестными чиновниками и соответствующими подрядчиками. То же самое в продажах. И если здесь нам с вами удалось навести определенный порядок, то там этого порядка нет. Вот поэтому я призываю вас как профессионалов и администраторов здесь присутствующих регионов на эту проблему посмотреть и начинать этим заниматься. Я думаю, что очень скоро, мы рассчитываем с МЭР, с Минсвязи, что мы существенно сможем продвинуть эту систему, сразу по ряду направлений.

Теперь по теме. Мое личное мнение заключается в том, что до 2006 г. мы имели повсеместную картельную практику прямых сговоров недобросовестных чиновников с конкретными подрядчиками. Это болезнь, и этой болезнью была охвачена вся наша страна. Может, и сейчас многие бы хотели, чтобы это все продолжалось, но система 94-го закона и, особенно, появление новых форм в качестве электронных аукционов, когда торги идут анонимно и степень защищенности информации гораздо более высока, во многом разрушило эту систему. Хотя, по-прежнему, любители возврата в прошлое постоянно встречаются на нашем пути и постоянно поднимают в правительстве, что надо еще что-нибудь ввернуть в ФЗ-94, чтобы мы вернулись обратно, но мне кажется, что точка невозврата пройдена.

Так вот, мне кажется, эта система картелей еще продолжает существовать на открытых процедурах, есть угрозы и для электронных площадок, но для этого мы готовим средства противодействия. Хочу сказать, что ФАС в последние 4 месяца возбуждено 15 производств по картельным сговорам на торгах. Что является составом ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Мы уверены, что нам удастся перевести эти дела в плоскость работы правоохранительных органов и отправить некоторых товарищей туда, куда им полагается, а именно - за решетку. В этом смысле происходит система ужесточения для тех, кто будет пытаться таким образом сорвать эту работу. Потому что речь идет о бюджетных деньгах, сговор является уголовным преступлением, и для правоохранительных органов, и для нас абсолютно не важно: это между чиновником и бизнесменом сговор или между двумя бизнесменами, представляющими различные компании, которые сговариваются, кто кому уступит подряд и кто на какой цене остановится во время торгов и т.д. Повторяю: системное решение - за электронными аукционами, когда очень трудно будет договориться и вступить в такой сговор, который был повсеместно. И это было одно из самых опасных и неприятных заболеваний в этой системе для всей нашей страны.

Сегодня ФАС за прошедший год рассмотрел 32 545 дел, жалоб по поводу торгов, в половине случаев жалобы были признаны обоснованными, соответственно, торги были либо повторены, либо аннулированы, и двукратный рост происходит каждый год. С одной стороны, нас очень радует, потому что это означает, что в большинстве своем предприниматели все-таки доверяют большинству территориальных органов и центральному аппарату, приходят к нам, и мы рассматриваем дела. У нас всего 5 дней на рассмотрение, поэтому не судите строго, иногда за 5 дней в очень сложных вопросах просто невозможно разобраться, но и больше 5 дней нам нельзя давать на рассмотрение, потому что контракт тогда будет ждать, какая-то стройка замрет, не построят детский сад или что-то важное не сделают для государства. В любом случае, мы считаем, что эта практика очень хорошая и позитивная.

Но, скорее всего, мы уже начали наблюдать и обратные стороны этой луны. Мы видим, что появились компании, которые специализируются на тяжбах, которые специальным образом, действуя в чьих-то интересах, срывают соответствующие торги, которые злоупотребляют своим правом, а вы знаете, что обратиться с жалобой сегодня может обратиться не только участник аукциона, но и третье лицо, не имеющее никакого отношения. Это определенная защита этих лиц, и мы это видим, и мы, конечно, будем стараться этому противодействовать. С одной стороны, ставится вопрос о введении государственной пошлины для всех компаний, которые участвуют в разбирательствах. Конечно, она должна быть небольшая, чтобы не убить права малых предпринимателей в этом смысле. С другой стороны, конечно, нам предстоит придумать, что делать с фирмами, которые будут злоупотреблять своим правом. Как их, таких новоявленных в этой сфере рейдеров, привлекать к ответственности.

На самом деле, спасибо судам российским, сегодня 95% всех судов ФАС выиграл. Это означает, что решения наших комиссий практически все поддержаны судами, и это значит, что та практика, которая складывается, в целом удовлетворительная.

Теперь несколько слов о ключевых задачах, которые можно было бы предусмотреть. Во-первых, мы хотим ввести, и мы близки к этому, электронную противожуликовую систему. Можно даже красиво ее назвать, там, ПЖС. Сегодня электронные возможности, которые есть и у ФАС, и у других контролирующих органов, позволяют с помощью простых систем выявлять не только кириллицу или латиницу, что является самым простейшим приложением, но выявлять, например, отсутствие опубликования необходимых по законодательству протоколов, отсутствие важных сведений, другие несоответствия, которые сразу будут привлекать наше внимание и будут требовать наших действий по полной программе. Поэтому, пожалуйста, давайте мы будем работать с нашими заказчиками, объясняя им, что в XXI в., конечно, много можно сделать электронных безобразий, но также верно и то, что можно сделать очень много электронных противоядий этим безобразиям, и мы будем стараться вместе с МЭР и Минсвязи этим заниматься насколько сможем. Правительство нас сегодня поддерживает в этом направлении, и эта система очень быстро позволяет осуществлять контрольные мероприятия. Ну, а санкции уже достаточно большие. Мы просим нас поддержать в этом деле, может, и соответствующие предложения дать дополнительно.

Конечно, очень важно попытаться создать мотивацию у заказчиков к тому, чтобы они экономили на госзакупках. Конечно, соответствующий премиальный фонд должен быть создан, и мы сейчас работаем с Минфином на эту тему, чтобы попытаться создать для тех, кто экономит для государства деньги, совершенно определенные премиальные деньги, которые должны выплачиваться в качестве бонусов в конце года. Возможно, и это должны быть существенные деньги для чиновников, для тех, кто этим занимается, чтобы эта мотивация была прочной.

А.В.Попова сказала о том, что с 01.01.2011 у нас откроется новый портал с поисковой системой, когда все оферты будут классифицированы через поисковую систему и любой предприниматель сможет найти ту продукцию, которую он может поставлять. Как вы понимаете, это новое качество, которое вместе с электронными закупками, когда предприниматель может находиться дома и со своего ПК, один раз получив ЭЦП, осуществлять торги, отвечая своими обязательствами, дав поручение банку, и перед ним будет оферта с поисковой системой, где он может по всей России участвовать в десятках торгов - это и есть то самое, что написано в нашей Конституции: единое экономическое пространство.

Очень важно, чтобы наши гости, иностранные компании участвовали в этом. Очень важно, чтобы единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана все очень активно развивалось. Мне кажется, здесь перспективы большие, в смысле развития конкуренции, в смысле экономии и всего остального.

Не буду сейчас более подробно об этом говорить, но сама вся система, которая сегодня существует, она, на мой взгляд, уже является вполне удовлетворительной для того, чтобы ее развивать и рассматривать как плацдарм борьбы с коррупцией. В конце я могу сказать мое убеждение: что бы ни говорили, мое убеждение заключается в том, что 94-й закон сделал и сделает для борьбы с коррупцией в России больше, чем все остальные вместе взятые законы.