Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Нижегородская область - на выходе из кризиса

Шанцев В.П., Губернатор Нижегородской области

***

В статье обсуждаются меры, предпринимаемые правительством Нижегородской области по уменьшению влияния экономического кризиса на жизнь региона.

Ключевые слова: Нижегородская область, промышленность, диверсификация экономики, инновации, государственно-частное партнерство.

***

Мировой финансовый кризис существенно изменил условия жизнедеятельности области и нашей работы. В силу специфики региональной экономики последствия этих изменений оказались серьёзнее, чем во многих других субъектах страны. Эпицентром кризиса стала практически вся обрабатывающая промышленность, составляющая основу экономики.

Однако нижегородское сообщество в этот непростой период проявило солидарность, благодаря которой удалось минимизировать негативное влияние кризиса.

В октябре 2008 г. нами оперативно был подготовлен План антикризисных мер, который несколько раз в течение 2009 г. корректировался в соответствии с меняющейся ситуацией. В напряженном режиме работал Координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике области.

Действуют специально созданные рабочие группы по взаимодействию с системообразующими предприятиями, контролю за своевременной выплатой заработной платы и процессом сокращения работников предприятий. Все это позволило нам быстро реагировать на тот поток проблем, который обрушился, начиная с осени 2008 г.

Кризис оставил глубокий след в экономике региона. Он проявился замедлением экономического роста - по итогам 2008 г. индекс физического объема валового регионального продукта составил 101% против 109% в 2007 г., и был отмечен более чем 10% спад в 2009 г.

«Дно» спада производства пришлось на I квартал 2009 г. Но уже с июля 2009 г. наблюдалось оживлениев ведущем секторе экономики области - промышленности.

В наибольшей степени от кризиса пострадало автомобилестроение. Однако уже по итогам первого полугодия 2009 г. в результате оказанной господдержки и реализации «Группой ГАЗ» антикризисной программы ОАО «ГАЗ» удалось выйти на уровень безубыточности, обеспечив при этом своевременную выплату заработной платы сотрудникам и отчисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В ноябре «ГАЗ» перешел на 6-дневную рабочую неделю.

Еще более заметно проявляется стабилизация ситуации в металлургии, также относящейся к крупнейшим секторам региона. Она связана, прежде всего, со значительным ростом спроса, включая внешний, на трубы большого диаметра Выксунского металлургического завода.

Поэтому можно с полным правом констатировать, что мы выстояли. В масштабе страны нам удалось сохранить рейтинг экономического потенциала области: по объему отгрузки продукции обрабатывающих предприятий регионперешел с 6-го места, которое занимал в России в 2008 г., на 5-е, а в Приволжском федеральном округе сохранил за собой лидерство.

Кроме того, предварительные итоги 2009 г. позволяют говорить о начале стабилизации ситуации и планировать переход к устойчивому развитию.

По нашим оценкам, индекс производства в 2009 г. составит около 80% к уровню 2008 г. Но уже в 2010 г. мы ожидаем более чем 3% рост.

Весьма благополучная ситуация складывается в агропромышленном комплексе. По итогам января-ноября 2009 г. всельском хозяйстве региона отмечалось увеличение объёмов производства на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В прошедшем году в области был собран самый большой за последние 12 лет урожай зерновых - 1,5 млн т.

Рост наблюдался и в производстве пищевых продуктов. За 11 месяцев 2009 г. выпущено продукции на 5% больше, чем в январе-ноябре 2008 г.

Постепенное восстановление идет в секторе строительства. Из-за проблем финансовой системы и вследствие экономического спада сокращение объемов строительных работ, особенно в начале 2009 г., было значительным - в январе-феврале более чем на 50% к уровню соответствующего периода 2008 г. На фоне высоких темпов роста в 2008 г. по итогам 11 месяцев 2009 г. объем работ в строительстве восстановился почти до 70% от уровня 2008 г.

В отличие от ситуации в целом по стране, где отмечается сжатие инвестиционного спроса, в Нижегородской области сохраняется прирост инвестиций в основной капитал.

В январе-сентябре 2009 г. индекс физического объема составил более 117% к аналогичному периоду 2008 г., тогда как в России - 81%. Наибольшая инвестиционная активность отмечалась в промышленности, где за 9 месяцев 2009 г. было освоено более половины общего объёма инвестиций. Это свидетельствует о том, что в области продолжается процесс модернизации промышленного производства, что важно для будущего развития.

Потребительские цены в 2009 г. росли медленнее, чем в предыдущем. За 11 месяцев 2009 г. цены выросли на 7,9%, тогда как в 2008 г. - почти на 15%. Заметно медленнее росли цены на продовольственные товары: за январь-ноябрь 2009 г. - на 3%, в 2008-м - на 15,7%.

В 2009 г. впервые за несколько последних лет инфляция в регионе складывалась на уровне ниже среднероссийского. По стране потребительские цены за 11 месяцев 2009 г. выросли на 8,4%.

Сложная экономическая ситуация привела к сужению потребительского спроса, прежде всего по непродовольственным товарам. Например, объем продаж автомобилей сократился почти в 2 раза. В целом снижение оборота розничной торговли составило порядка 10% к уровню 2008 г. По нашим оценкам, его рост начнется в нынешнем году. Мы планируем, что по итогам 2010 г. индекс физического объема составит 102,5%.

Рост среднедушевых доходов и заработной платы в 2009 г. к уровню 2008 г. составил у нас около 8%. Область по-прежнему сохраняет 5-е место среди регионов Приволжского федерального округа по уровню среднедушевых денежных доходов населения.

С августа 2009 г. численность зарегистрированных безработных остается практически стабильной. Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,9%. Нижегородская область сохраняет за собой статус региона с невысоким уровнем безработицы; в среднем по России официальная безработица составила 2,7%.

Тот факт, что в условиях кризиса область сохранила свои позиции по целому ряду основных показателей развития, дает основания говорить о запасе прочности региональной экономики, который в значительной степени был сформирован динамичным развитием в предкризисный период.

Также это подтверждает правильность региональной экономической политики, направленной на стимулирование и поддержку инвестиционной и инновационной активности предприятий. Следует отметить, что в условиях кризиса, несмотря на трудности с исполнением бюджета, мы не только не свернули эту поддержку, а наоборот, усилили ее.

В нашем активе на сегодняшний день есть 55 крупных инвестиционных и 20 инновационных проектов нижегородских предприятий, которые, имея статус приоритетных, получают поддержку Правительства области. Все эти проекты направлены на модернизацию региональной экономики, прежде всего промышленного производства. А следовательно, на повышение конкурентоспособности нижегородской продукции.

Ежегодно мы поддерживаем более 200 проектов малых предприятий, а в 2009 г. с учетом антикризисных мер их число увеличилось до 400. Это положительно влияет на развитие инновационного сегмента малого бизнеса, на повышение качества предоставляемых гражданам услуг и в целом на занятость населения. Кроме того, в 2009 г. мы ввели новый вид поддержки - гранты начинающим предпринимателям на создание собственного дела.

Одной из основных наших задач является наращивание инновационно направленной экономической политики, что позволит в среднесрочной перспективе перейти к устойчивому росту экономики региона. По нашим оценкам, при условии сохранения мер поддержки и благодаря солидарным действиям Правительства области и бизнеса, с 2010 г. можно ожидать возобновления экономического роста, ожидается и рост бюджетных доходов, налоговые поступления в консолидированный бюджет области относительно 2009 г. вырастут на 12%.

В целом к 2012 г. нам удастся преодолеть последствия кризиса и выйти на ежегодные темпы роста, заложенные в Стратегии развития области по основным экономическим показателям, таким как индекс физического объема валового регионального продукта и индекс промышленного производства.

Кризис показал, какими должны быть наши приоритеты, чтобы достичь поставленных целей по переходу к устойчивому развитию.

Важное направление нашей работы - диверсификация экономики. Ее структуру определяет, в основном, обрабатывающая промышленность. До кризиса всего на 3 отрасли приходилось около 70% объема обрабатывающих производств - это нефтепереработка, металлургия и автомобилестроение. Две из них - автопром и металлургия - наиболее сильно были задеты кризисом.

Для обеспеченияустойчивости экономики большее внимание мы будем уделять развитию таких отраслей, как пищевая промышленность, которая оказалась наименее подверженной кризису, химическое производство, производство электронного оборудования. А с учетом обозначенных Президентом РФ приоритетов - это и атомное машиностроение, фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии.

Развитие пищевой промышленности, на мой взгляд, необходимо обязательно рассматривать в комплексе с сельскохозяйственным производством. В нашем регионе есть возможности производства экологически чистой сельхозпродукции. Мы продолжим работать и в направлении внедрения эффективных технологий. С этой точки зрения, нам надо изменить подходы к оказанию господдержки сельского хозяйства: в первую очередь, помогать производителям, реализующим такие проекты. А среди перерабатывающих предприятий - тем, кто работает на местном сырье. Этим самым мы будем стимулировать создание современных агрохолдингов с гарантированной качественной сырьевой базой.

Для создания основ преобразования агропромышленного комплекса в мощный сектор экономики региональное Правительство ведет работу по увеличению площади земель сельскохозяйственного назначения. Средства областного бюджета направляются на восстановление плодородия почв, проведение мелиорации, ввод в оборот залежных земель. В этой связи необходима более четкая законодательная база, направленная на сохранение этого важного стратегического ресурса, в частности, в сфере изъятия нерационально используемых сельскохозяйственных земель. Такие инициативы нами уже внесены в Государственную Думу.

Что касается фармацевтики, то на территории региона действует ряд предприятий, производящих медицинское оборудование, лекарственные средства, в том числе одна из крупнейших компаний России в данной отрасли - ОАО «Нижфарм». Это современное, динамично развивающееся предприятие вносит существенный вклад в обеспечение населения области высококачественными препаратами. В 2010 г. планируется реализация инвестиционного проекта, который позволит значительно расширить ассортимент выпускаемой компанией продукции. Стоимость проекта составит более 206 млн руб. Кроме того, «Нижфарм» ведет работу по реализации программы импортозамещения. Уже сегодня компания производит в качестве альтернативы импортным лекарственным средствам свыше 80 позиций. Стоимость выпускаемых «Нижфармом» лекарств существенно ниже зарубежных аналогов, притом что уровень качества этих препаратов соответствует европейским стандартам.

Говоря одиверсификации экономики региона, мне хотелось бы остановиться еще на двух принципах, которые будут положены в основу нашей политики в этом направлении.

Во-первых, стимулирование импортозамещения. Прежде всего, это касается таких отраслей, как электроника, фармацевтика, легкая, деревообрабатывающая промышленности и, конечно, агропромышленный комплекс, поскольку он должен обеспечивать продовольственную безопасность. Подчеркну, что поддержку должны получать предприятия, которые реализуют проекты по производству более качественной и, по возможности, менее дорогой, чем импортная, продукции.

Во-вторых, это поддержка среднего предпринимательства,т.е. предприятий с численностью работающих 101-250 человек. В Нижегородской области их 350, среднесписочная численность работающих - 47 тыс. человек. В регионе пока нет специальной программы поддержки таких предприятий. Сейчас мы вместе с Законодательным Собранием обсуждаем, как лучше поступить: может быть, распространить на них меры поддержки малого бизнеса. Укрепление именно этого сегмента позволит нам добиться большей устойчивости в развитии экономики.

Особым направлением нашей деятельности будет разработка и реализация мер по решению проблем монопрофильных территорий. В настоящее время формируются программы, направленные на стабилизацию и развитие моногородов, а таких у нас в области 13. Мы проводим тщательный анализ, чтобы определить: имеют ли проблемы территорий хронический характер или же они были спровоцированы кризисом, что вызвало резкий спад спроса на выпускаемую градообразующими предприятиями продукцию. Если трудности возникли давно, и при общей стабилизации экономики не прогнозируется улучшение ситуации в конкретном муниципальном образовании, то для таких поселений будем разрабатывать детальные программы по развитию производств других видов продукции. Такие документы необходимо будет разработать к 01.04.2010. Их основу составят инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест. Сейчас на федеральном уровне определяются источники их софинансирования, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда России.

Еще одно направление модернизации и технологического обновления экономики - стимулирование инноваций. «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» на сегодняшний день выпустил на свободный рынок 10 инновационных малых предприятий. В основном это компании сектора информационно-коммуникационных технологий, предлагающие свои услуги и продукцию как населению, так и бизнесу. На выходе из бизнес-инкубатора еще 6 компаний. Спектр их деятельности уже более широкий: это разработка автоматизированных систем управления нефтяными скважинами, разработка и внедрение решений в сфере энергоучета, энергоэффективности, локальной автоматизации и проекты в других секторах экономики.

С 2010 г. возможности бизнес-инкубатора будут расширены до одновременного размещения на его территории 30 инновационных малых предприятий. Приоритет будем отдавать тем из них, кто работает над созданием технологий производственного и бытового ресурсосбережения. Также среди задач бизнес-инкубатора - поиск партнеров для инновационных малых предприятий среди крупных промышленных организаций области с целью решения задач внедрения на них технологических инноваций.

Инновационный потенциал малого бизнеса чрезвычайно велик. Достаточно сказать, что не так давно созданный Региональный венчурный фонд рассмотрел уже более 100 инновационных проектов. На сегодняшний момент положительное заключение в соответствии с критериями работы Фонда получили 3 проекта.

Несмотря на кризис, на территории области совместно с федеральным центром и частными инвесторами продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов по поддержке инноваций, в частности строительство двух технопарков - «Сатис» и информационного парка «Анкудиновка».

Новый импульс развитию инноваций в регионе придало получение в 2009 г. Нижегородским государственным университетом им. Н.И.Лобачевского статуса национального исследовательского университета. Используя новые возможности, вуз намерен развивать свои разработки в сфере физики наноструктур и нанотехнологий, биофизики и биомедицины. Мы также надеемся, что участие ННГУ в российских проектах развития суперкомпьютерных технологий будет способствовать вооружению региональной экономики новыми эффективными технологиями проектирования и конструирования.

В настоящее время на федеральном уровне начинается реализация новой программы Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, направленной на поддержку стартующих малых инновационных предприятий, созданных на базе научных и образовательных организаций. В 2010 г. планируется поддержать до 600 таких организаций. Мы будем отдавать приоритет этим предприятиям и по всем видам региональной поддержки малого бизнеса.

Внедрение инноваций требует значительных финансовых ресурсов. Отмечу, что по затратам на технологические инновации Нижегородская область находится на 4-м месте в Приволжском федеральном округе. Темп роста показателя в 2008 г. составил 116,6%. Такие темпы мы должны сохранить и в последующие годы для того, чтобы выйти к 2012-2013 гг. на уровень в 15% по доле инновационной продукции в отгрузке промышленной продукции.

Для выполнения задачи отбора инновационных проектов, а также для определения основных направлений модернизации экономики Нижегородской области и разработки перспективных планов действий по развитию инноваций мы создадим Совет по технологическому развитию. В его состав войдут представители науки, бизнеса, технопарков, бизнес-инкубаторов, отраслевых министерств и Законодательного Собрания области.

В нашем регионе действует территориальный механизм осуществления модернизации экономики, объединяющий ресурсы власти, местного самоуправления и бизнеса по выполнению программ развития производительных сил городов и районов области. В рамках этих программ в 2007-2010 гг. предусмотрена реализация порядка 1300 инвестиционных проектов, что позволит создать более 65 тыс. новых рабочих мест. Мы делаем все возможное для выполнения этих программ территорий.

Неотъемлемой частью технологического перевооружения и модернизации экономики является ресурсосбережение. У нас в области реализуется ряд проектов в этом направлении, в частности, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Однако этого явно не достаточно.

В ноябре 2009 г. был принят Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Закон крайне важный и актуальный, поэтому на уровне Федерации оперативно идёт разработка всех необходимых подзаконных актов. 01.12.2009 утверждён план мероприятий по реализации основных положений Закона. В связи с этим в 2010 г. нам необходимо разработать региональную и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, необходимо активизировать участие в реализации пилотных проектов, которые определяет федеральная Комиссия по модернизации и технологическому развитию.

В решении перечисленных вопросов нас сдерживает отсутствие на федеральном уровне законодательно регламентированных правовых и экономических основ государственно-частного партнерства. В связи с этим региональным Правительством разработан законопроект «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнёрстве». В его основу положены уже существующая практика, федеральный закон «О концессионных соглашениях», рекомендации Государственной Думы РФ.

Правительство области совместно с депутатами регионального парламента внимательно рассмотрят инициативы Минэкономразвития РФ по изменению, в том числе по упрощению порядка создания на территории регионов особых экономических зон. Как показывает практика, эта форма государственно-частного партнерства является эффективным инструментом привлечения инвестиций.

Существует еще один фактор, который может оказать негативное влияние на динамику инвестиций в основной капитал. В соответствии с действующим законодательством, с 01.01.2010 вступила в действие норма, не позволяющая органам местного самоуправления предоставлять земельные участки инвесторам, если отсутствует схема территориального планированиямуниципального образования. Фактическая ситуация такова, что это заморозит развитие многих районов. В Государственную Думу РФ сейчас внесены предложения о переносе введения этой нормы на 01.01.2012.

Существенное значение для региона имеет и деятельность некоммерческих организаций. Они предоставляют социальные услуги, способствуют решению проблем занятости населения, занимаются благотворительностью, содействуют развитию культуры и спорта, осуществляют иную общественно-полезную деятельность. Многие современные методы социальной работы были внедрены именно ими, став затем частью государственной и муниципальной политики, например, конкурсы социальных и образовательных проектов.

В прошедшем году у нас был принят закон «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Нижегородской области». В его рамках введен новый порядок оказания поддержки, которая с 2010 г. будет представлена в виде финансовой помощи и государственных грантов. Предусмотрено предоставление налоговых льгот за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности.

Мы прекрасно осознаем, что реализация обозначенных задач невозможна без оптимального кадрового обеспечения предприятий и организаций области. Данный вопрос по-прежнему актуален. Поэтому развитие системы профессионального образования адекватно потребностям экономики региона не снимается с повестки дня.

Отрадно отметить, что в области начала складываться достаточно стройная и эффективная система подготовки кадров на принципах взаимодействия работодателей с учреждениями среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающая отдельные сферы производственного и научного сектора кадрами, специально обученными для работы в них.

Безусловно, особое внимание мы уделяем социальной политике. Президент РФ Д.А.Медведев в послании 2009 г. поставил перед российским сообществом задачукачественного роста уровня жизни населения. В регионе мы подходим к ее решению комплексно, имея в виду социально-экономические, демографические, культурно-образовательные, экологические, политические факторы и условия жизнедеятельности людей.

Важнейшей составной частью данной задачи является обеспечение для жителей области достойной среды обитания. По данным независимых социологических служб, наиболее проблемными у нас, как и в России в целом, с точки зрения удовлетворенности населения качеством услуг, являются сферы жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения.

Проблемы ЖКХ в значительной мере определены высокой степенью изношенности всей инфраструктуры - это очевидно, как и то, что приведение ее в должное состояние потребует не одного года. К сожалению, мы медленнее, чем многие другие регионы, переходим к отпуску тепла, холодной и горячей воды по показаниям приборов учета. Жители должны оплачивать реально потребляемые услуги, а не ветхую коммунальную инфраструктуру - так была обозначена задача в послании Президента. И мы обязаны ее решать. Полностью проблема должна быть закрыта до 2016 г.

Не наблюдается активности и в установке систем регулирования потребления коммунальных ресурсов, хотя это прямой путь к их экономному расходованию. В 2010 г. необходимо разработать схемы теплоснабжения крупных городов, таких как Нижний Новгород, Дзержинск, Бор, Арзамас, которые должны предусматривать, например, использование свободных мощностей действующих ТЭЦ. Это продиктовано необходимостью повышения надежности электро- и теплоснабжения за счет снятия проблемы энергозависимости в городах с дефицитом электрической и тепловой мощности и снижения затрат на выработку электрической и тепловой энергии.

Значительный резерв для дополнительных возможностей наведения порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве - привлечение в данную сферу надёжных инвесторов, имеющих доказательства своей состоятельности. О том, что такие инвесторы, в том числе зарубежные, есть, свидетельствует недавнее заключение соглашения с компанией «Ремондис» по модернизации водоканализационного хозяйства Арзамаса. Стоимость проекта составила 1 млрд руб. В течение 5 лет, начиная с 2010 г., в городе по немецким технологиям будут заменены магистральные водопроводы, отремонтированы водонасосные станции. При незначительном и постепенном увеличении стоимости услуг арзамасцы будут обеспечены питьевой водой европейского качества.

Также в 2010 г. необходимо разработать схему привлечения частных операторов для управления объектами водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях на принципах государственно-частного партнерства. Модернизация коммунальной сферы - первоочередная задача на сегодня для муниципалитетов.

В сентябре 2009 г. мы утвердили Концепцию стратегического развития систем теплоснабжения области в 2009-2013 гг. Одна из главных задач - привлечение стратегических инвесторов в теплоэнергетический комплекс региона.

Общий объём инвестиций, предусмотренный Концепцией, составит более 6 млрд руб. Приоритеты на 2010-2011 гг. определены следующим образом:

  • изменение структуры топливного баланса;
  • ликвидация мазутных котельных северных районов;
  • развитие производства местных видов топлива и перевод на них котельных северных районов;
  • оптимизация схем теплоснабжения.

Мы уже приступили к созданию единой Нижегородской теплоснабжающей компании, которая будет разрабатывать инвестиционные предложения по районам. Первые 12 районов фактически уже определены.

Следующая проблема. На конец 2009 г. в области менее 8% многоквартирных домов находились в управлении товариществ собственников жилья. Этого мало. В 2008 г. в России было уже более 9%. Безусловно, для того, чтобы ТСЖ стало больше, надо восстанавливать нормальное состояние инженерных коммуникаций и домов, построенных несколько лет назад. Муниципалитеты должны активнее использовать имеющиеся возможности и искать дополнительные.

С 2008 г. на территории области реализуются программы по ремонту жилья с участием Фонда содействия реформированию ЖКХ. Хорошие программы по замыслу, по средствам, которые осваиваются. В 2009 г. в их рамках капитальный ремонт был проведен в 1028 многоквартирных домах.

В 2010 г. в рамках федеральных программ ремонта жилья область должна освоить порядка 1,5 млрд руб. Мы предъявляем неукоснительное требование ко всем, от кого зависит выполнение программ: использовать выделенные средства с максимальной эффективностью, при строжайшем контроле по стоимости и качеству ремонта. Необходимым условием этого является обеспечение прозрачности распределения заказов.

С участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в регионе реализуются и крайне актуальные на сегодняшний день программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, за счёт которых 800 человек уже расселены, и еще около 3400 должны переехать в благоустроенное жильё в 2010 г. Средства программы выделяются на приобретение квартир и строительство домов эконом-класса. Задача по расходованию денег та же, что и в отношении ремонта жилья: они должны быть потрачены с максимальной эффективностью.

Говоря об условиях проживания людей, не будем забывать, что перед нами еще очень остро стоит задача обеспечения жильем. В 2009 г. в регионе отмечен рост жилищного строительства, несмотря на то, что ряд организаций в условиях кризиса были вынуждены по разным причинам приостановить работу по возведению многоэтажных домов.

По предварительной оценке, за 2009 г. в новостройках введено 0,4 м2 в расчёте на одного жителя области. Ранее мы ставили задачу к 2020 г. достичь таких объемов жилищного строительства, чтобы ежегодно вводить по 1 м2 на человека. По нашим оценкам, область может выйти на этот уровень в 2018 г. При этом основной точкой роста должна стать сфера малоэтажной застройки. На данный момент она является наиболее перспективной для внедрения новых технологий, направленных на эффективность, комфортность и экологичность жилищ.

Немаловажным фактором для массового строительства является стоимость. Сегодня мы делаем акцент на недорогое жилье. Ряд нижегородских предприятий уже прорабатывают вопрос возможности выпуска изделий и конструкций для строительства жилья эконом-класса.

Еще одним препятствием для повсеместного развития малоэтажного строительства жилья являются сложности с оформлением земельных участков и обеспечением их инженерной инфраструктурой. В 2009 г. из регионального бюджета выделено около 80 млн руб. на обеспечение участков, предназначенных под малоэтажное строительство, в том числе под возведение жилья для ветеранов Великой Отечественной войны. Данное направление будем развивать при активизации подключения к решению этой задачи муниципалитетов.

Говоря о доступности жилья, нельзя оставить без внимания вопрос развития ипотечного кредитования. Пример 2009 г. наглядно показал, насколько тесно связаны между собой проблемы кредитования населения и обеспечения жильем. Поэтому активность реализации областной программы по ипотеке - в числе первоочередных наших задач. С 2010 г. у нас в полном объеме должны заработать такие новые механизмы, каксоциальная ипотека, которая позволяет снизить процентную ставку для определенных категорий заемщиков до 5-6% годовых, и корпоративная ипотека, когда в приобретении жилья участвует работодатель, которому предоставляются налоговые льготы.

Нам предстоит пережить еще один непростой год. Единственный выход, чтобы справиться со стоящими перед регионом задачами - работать слаженно, одной командой.

ШАНЦЕВ Валерий Павлинович. В 1994-1996 гг. - префект Южного административного округа Москвы. В 1996-2005 гг. - вице-мэр Москвы. С 2005 г. - губернатор Нижегородской области.