Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Материалы Шестого Всероссийского Форума ­ выставки "ГОСЗАКАЗ 2010"

Из выступления Р.Е.Артюхова, руководителя Федерального казначейства

Я остановлюсь на повышении эффективности бюджетных расходов, потому что государственные нужды удовлетворяются через расходы государственного бюджета, общий объем расходов на федеральном уровне - порядка 2,5 трлн руб. плюс такая же примерно сумма на уровне субъектов и муниципалитетов. Таким образом, государство ежегодно передает в экономику порядка 5 трлн руб. и рассчитывает в ответ своевременно получить качественную продукцию по недорогим ценам.

К настоящему времени созданы хорошие инструменты повышения эффективности бюджетных расходов. За эти 5 лет, которые мы с вами прожили, 5 лет с момента введения в действие ФЗ-94, по сути своей, в том числе и у нас, работников бюджетной сферы, случился такой мировоззренческий переворот - переворот в части использования инструментов, которые заложены в 94-м законе. Это, конечно же, и введение реестров на уровне каждого публичного правообразования, это и электронные аукционы, и введение в действие с 01.01.2011 общероссийского официального сайта. Таким образом, создана единая информационная среда, можно сказать, созданы все условия, к которым обращаются госзаказчики, к которым имеют доступ поставщики и, действительно, эта среда таким очень серьезным образом влияет в целом на гражданский оборот в России. И, по сути своей, благодаря усилиям, в авангарде которых находится 94-й закон, можно говорить о формировании контуров федеральной контрактной системы, которую можно рассматривать как единый технологический цикл, начиная от момента планирования государственной нужды через ее размещение и исполнение.

Какие к настоящему времени есть нерешенные вопросы? Это, конечно же, связь всех информационных систем и ресурсов друг с другом. Есть отдельная информация о размещении заказов. Тот реестр государственных контрактов, который мы в настоящее время как казначейство ведем, пока еще не имеет связи с информацией о размещении. Соответственно, может не совпадать предмет закупки, могут иные какие-либо допускаться нарушения в определении этого предмета и существенных характеристик закупки. Поэтому для нас очень важно в рамках построения нового облика федеральной контрактной системы добиться соответствия всех информационных ресурсов друг другу, чтобы была видна сквозная информация от момента размещения и, что очень важно, до момента исполнения, включая не только характеристику собственно госконтракта, чтобы можно было видеть, насколько он отклоняется от того, чтобы было заявлено при размещении госзаказа, но и информация об исполнении, включая исполнение с характеристикой актов выполненных работ, в том числе, может быть, с размещением полностью их в сети интернет. Это, действительно, новые технологии, которые очень серьезно влияют на организацию бюджетного процесса на федеральном уровне.

При формировании этого облика федеральной контрактной системы нужно понимать, что с 2011 г. видоизменится, можно сказать, субъектный состав государственного заказчика, в число которых входит не только собственно госзаказчики, но еще и так называемые иные заказчики, которыми будут являться вновь образованные бюджетные учреждения. Для внешнего мира, для поставщиков, для гражданского оборота очень важно понимать, с кем заключается контракт: с РФ - для удовлетворения нужды РФ, субъекта РФ или муниципалитета, или с другим субъектом, например, бюджетным учреждением. Как вы знаете, в настоящее время в ГД рассматривается пакет поправок в действующее законодательство, предусматривающий создание нового типа государственных бюджетных учреждений, которые в гражданском обороте уже будут действовать не именем РФ, а собственным именем. Поэтому, конечно, при формировании этой информационной среды нам важно разделить, кто действует именем России, кто действует собственным именем. Почему - потому, что по долгам РФ, которые будут формироваться казенными учреждениями, органами власти, несет субсидиарную ответственность соответствующее публичное правообразование. По долгам же бюджетных учреждений субсидиарной ответственности публичного правообразования нет. В связи с этим в рамках той работы, которая проводилась и будет проводиться совместно с МЭР, мы хотим четко при выдаче ЭЦП госзаказчикам обозначить их полномочия - кто чьим именем будет выступать в гражданском обороте: именем ли собственным или именем соответствующего публичного правообразования. Но что очень важно подчеркнуть - все принципы, все инструменты, предусмотренные 94-м законом, будут распространяться как на тех, так и на других. Что будет позволять внешней среде, поставщикам иметь возможность в целом анализировать ситуацию - и с ценовой политикой, и с ситуацией по удовлетворению нужд государства и вновь образованных бюджетных учреждений.

Важно сказать, что все эти элементы федеральной контрактной системы или, как сказано в бюджетном Послании Президента РФ - комплексная федеральная контрактная система - мы должны выстраивать совместными усилиями с Минфином, МЭР, прежде всего, ориентируясь на потребителя, на внешнюю среду. Помимо целей организации внутренней работы управления финансами тоже очень важно решать задачи прозрачности этой системы поставщиков товаров и услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений. И в рамках этой большой работы по совершенствованию управления государственными финансами хочу также сказать, что обязательно внешний мир должен видеть характеристики по закупкам и по субъекту, который выступает в этих отношениях.

В связи с этим в рамках этого нового закона будет тоже формироваться информация в сети Интернет полностью о том, кто вправе выступать именем РФ, именем субъектов РФ и муниципалитетов с полным перечнем заказчиков, с характеристикой их уставных документов, финансовых документов, в том числе - балансов, характеристикой тех государственных заданий, которые получают соответствующие заказчики. И, конечно же, в основе этой большой работы лежит тот фундамент, который создан 94-м законом и, в частности, теми нормами, которые заложены в законе по общероссийскому сайту. Большая работа предстоит в органах власти и, конечно, задача - обеспечить сбалансированность интересов государства, интересов бизнеса, обеспечить конкурентную среду функционирования, размещения и удовлетворения государственной потребности с тем, чтобы мы все вместе понимали: государство, несмотря на всю свою величину пятитриллионую и все публичные правообразования, является равноправным участником гражданского оборота вместе с поставщиками и ни в коем случае никаких инструментов властных в этой среде гражданского оборота использоваться не должно. Должны быть понятные и четкие правила, понятные и закрепленные в контрактах права и обязанности обеих сторон. Поэтому работа по формированию федеральной контрактной системы рассматривается нами как один из основных элементов совершенствования всей системы управления финансами и повышения эффективности бюджетных расходов.