Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Материалы Шестого Всероссийского Форума ­ выставки "ГОСЗАКАЗ 2010"

Из выступления В.Б.Буравника, заместителя директора Федеральной службы по оборонному заказу

Речь пойдет от итогах деятельности Федеральной службы по оборонному заказу, которая, как известно, осуществляет контроль за размещением и исполнением государственного оборонного заказа. Эта та относительно меньшая часть государственных закупок, которая нацелена на обеспечение оборонных нужд страны и безопасности государства.

В 2009 г. наша Служба сосредоточила основные усилия на повышении эффективности использования средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа. В этом году проведено более 650 контрольных и надзорных мероприятий, в том числе 15 тематических проверок. Наиболее значимыми из них были проверки заказывающих подразделений Министерства обороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСИН, Росатома и ряда крупных исполнителей оборонзаказа. Хотел бы отметить, что по вскрытым нарушениям 137 материалов по результатам проверок переданы в прокуратуру, по ряду приняты и осуществляются меры воздействия. Наложены штрафы за административные правонарушения более чем на 13 млн руб. и аннулированы торги более чем на 9 млрд руб., что в 2 раза превышает соответствующие показатели 2008 г.

Мы ввели у себя систему автоматизированного мониторинга размещения и исполнения заказов. Работа системы основана на использовании основных информационных ресурсов - ресурсов федерального сайта, за что огромное спасибо МЭР, ресурсов, связанных с реестрами контрактов, которые ведет Федеральное казначейство и мы в сфере гособоронзаказа, и, что немаловажно, на сведениях, которые мы получаем из казначейства о проведенных работах по заключенным контрактам. Эти сведения в течение 2008 г. помогали нам, а мы выполняли задачу, поставленную правительством: мониторить, как проходят государственные деньги в условиях финансового кризиса до головных исполнителей госзаказа и дальше до субподрядчиков.

В целом, использование такой системы позволяет своевременно выявлять и предупреждать правонарушения при размещении гособоронзаказа. Наша цель - не только и не столько наказать должностных лиц, а, в первую очередь, не допустить нарушения законодательства. В целом, результаты мониторинга позволяют говорить о том, что уровень экономической эффективности торгов, к сожалению, остается недостаточно высоким. Показатель 3% снижения начальной цены контракта остался непреодоленным и в 2008, и в 2009 г. Причиной этого, на наш взгляд, является отсутствие или сужение конкурентной среды. Будем надеяться на то, что при проведении электронных аукционов конкурентная среда расширяться.

Учитывая, что Служба контролирует не только размещение, но и исполнение госзаказа, особое внимание мы уделяем качеству поставляемой продукции. В ходе проверок, проведенных в 2009 г. совместно с ТПП, установлено, что не соответствует требованиям ГОСТов или технических условий до 38% отобранных образцов продукции. Одной из причин, на наш взгляд, является низкая организация работ по приемке и проверке качества поставляемой продукции.

Индикатором соблюдения законности в сфере гособоронзаказа являются жалобы участников размещения. В 2009 г. число поданных жалоб на действия должностных лиц-заказчиков, членов конкурсных комиссий возросло на 23%. Причем доля жалоб в сфере вооружения и военной техники составляет почти 50%. Как можно оценивать эти цифры? С одной стороны, они свидетельствуют о росте количества нарушений в области гособоронзаказа, с другой стороны, в определенной степени это показатель доверия к службе и принимаемым решениям. В 2009 г. более действенной и активной стала административная практика. Хотел бы отметить, что гособоронзаказ, в отличие от госзаказа, сосредоточен территориально, скажем так, в пределах МКАД, и количество должностных лиц-заказчиков ограничено, поэтому мы имеем некоторые рецидивы, когда на одно и то же должностное лицо наложены 2 и более штрафов. К сожалению, такие случаи имеются.

В прошлом году возросло количество судебных разбирательств. Служба приняла участие примерно в 300 заседаниях судов различных инстанций, при этом надо отметить, что доля оспариваемых решений Службой снизилась с 13% до 7%, то есть почти в 2 раза. Видимо, спорщики поняли бесперспективность оспаривать эти решения, а количество отмененных судами решений по жалобам снизилось в 2 раза и составило 1%. Мы проигрываем 1% судов, когда оспаривается решение Рособоронзаказа по жалобам.

Хотел бы сказать, на чем мы планируем сконцентрировать усилия в ближайшее время, в том числе в 2010 г. На наш взгляд, первое, что важно, - правоприменительная практика с 2006 г. свидетельствует: время внесения кардинальных изменений в ФЗ-94 прошло. В соответствии с принципом Паретто, если позволите, мы достигли точки, когда 20% вложенных усилий дали примерно 80% эффекта. Дальше можно совершенствовать до бесконечности, эффекта реального мы уже, практически, не получим, и дальнейшие попытки менять закон позитива особого, на наш взгляд, не принесут.

Считаем важным обеспечить реализацию тех возможностей, которые предусмотрены действующей редакцией закона. В том числе, много говорили об электронных торгах. Я бы хотел напомнить о такой новации, которая, к сожалению, пока не получила применения, это так называемый поисковый НИР, когда заказчику дается право заказать у несколько заказчиков НИР на одну и ту же тему и получить результаты. Это гораздо лучше, чем то, что предлагают по предквалификации по НИОКРовским работам. Потратить небольшой объем средств, получить необходимые результаты, в том числе план-проект, макетный образец, и после этого тратить большие средства, заказывая опытно-конструкторскую работу. Мы таких примеров не знаем, кроме заказа Минобороны на двигатель пятого поколения.

Во-вторых, мы считаем и поддерживаем полностью деятельность МЭР, направленную на формирование эффективной контрактной системы. Имею в виду законодательное регулирование всех этапов жизненного цикла закупочной деятельности. То есть от долгосрочного планирования программирования через бюджетирование, ориентированное на результат, вплоть до применения и использования полученных товаров, работ и услуг. Потому что в этом есть серьезные проблемы: закупили и не знаем, как применять. Это очень серьезно влияет на эффективность использования государственных средств.

И, в-третьих, считаем абсолютно верным то, о чем говорил М.Л.Шаккум, что необходимо существенно продвинуться в сфере формирования единого информационного пространства. В первую очередь, во взаимной увязке информации о лимитах бюджетных обязательств, о размещении заказов, о заключении контрактов, о приемке товаров и услуг и о проведении платежей по контрактам. Только объединение в единую информационную базу этих информационных ресурсов даст существенный прирост с точки зрения как контрольного органа, так и с точки зрения того, что сам государственный заказчик будет сам прекрасно понимать, насколько эффективно он использует средства, выделенные для реализации его потребностей. И полагаю, что решение указанных задач будет объективно способствовать тому, что бюджетный рубль из объекта освоения стал средством достижения приоритетных целей, в том числе инновационного развития экономики страны.