Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

Наше будущее. Специфика недвижимости для детей

Образ ребенка не напрасно так часто эксплуатируется в рекламе недвижимости. Большая часть сделок совершается с учетом интересов подрастающего поколения. На развитых рынках давно существует раздельное позиционирование проектов, рассчитанное на клиентов с детьми и без них. Если в семье есть дети, это должно сказываться и на планировочных решениях, и на инфраструктурном оснащении, и даже на методах ведения переговоров. А как обстоят дела у нас? Насколько часто тема комфорта и удобства ребенка всплывает при принятии решения о совершении сделки купли-продажи недвижимости?

Вопрос о детях не такой праздный, как может показаться на первый взгляд. Осознанная и вербализированная потребность приобретать недвижимость, исходя из интересов детей, - это один из показателей развитости рынка. Индикатор того, что люди становятся мобильны в вопросах выбора жилья. И поскольку сегодня все участники рынка недвижимости констатируют, что заключаются сделки исключительно «для жизни», выявление условий комфортного проживания чрезвычайно важно.

Но на первый же простой вопрос: какой процент покупателей при совершении сделки акцентирует внимание на потребности детей, мы получили разные и несогласующиеся между собой ответы. Пожалуй, за всю историю существования «Дискуссионного клуба» наши эксперты никогда не расходились во мнениях так сильно.

На одном полюсе заявление Игоря Заугольникова, директора Департамента маркетинговых коммуникаций инвестиционно-строительного холдинга «RODEX GROUP»: «По нашим данным, 80% покупателей загородных домов - семьи с детьми. Жизнь в мегаполисе не может похвастаться многообразием парков и зон отдыха. С рождением ребенка у каждого родителя происходит смена ценностей, и покупка дома становится не отложенным спросом, а само собой разумеющимся решением. В основном это семьи с детьми дошкольного или школьного возраста, подросткам (от 16 лет и старше) ближе городские развлечения». А вот Андрей Артюхов, заместитель руководителя департамента новостроек компании «НДВ-Недвижимость» заявил, что «более 20% клиентов, приобретающих недвижимость, стремятся к тому, чтобы проживание детей в новом доме было как можно более комфортным. Около 3% клиентов «покупают квартиры с тем, чтобы оформить её на своего ребенка». Некоторые специалисты даже затрудняются оценить, скольких клиентов волнует «детская проблема». А Юрий Хлестаков, генеральный директор компании «Русский Дом Недвижимости» считает, что все 100% покупателей учитывают при покупке интересы ребенка, только делают это в меру своих возможностей. С ним согласна Татьяна Бриккер, генеральный директор «БЕСТ-недвижимость. Отделение на Щепкина»: «Большинство родителей действуют в интересах своих детей, в том числе и при покупке недвижимости. Возраст детей имеет значение только в предпочтениях: парк, ясли, детский сад, школа или университет в удобной доступности. Более того, по мере взросления детей родители меняют жилье, обеспечивая комфортное проживание своих детей. Другое дело, не у всех есть достаточно средств для соблюдения всех правильных рекомендаций».

Правда, в том, что касается инфраструктуры, эксперты единодушны, хотя, разумеется, требования к окружению городской недвижимости и сервисам коттеджного поселка разные.

По мнению Николая Андреева, генерального директора ООО «Пересвет-Недвижимость», наличие в поселке собственного детского сада и школы является существенным конкурентным преимуществом. Хотя есть и утвержденные нормативы: на 1000 жителей должно приходиться 135 мест в общеобразовательной школе и 35 мест в детском саду. «В нашем жилом комплексе «ЖемИльи» в 9 км от Москвы по Ильинскому шоссе количество мест в школе - 380, в детском саду - 100, что превышает расчетные требования. Это обусловлено типами домов в проекте: ведь мы ориентированы, в первую очередь, на семейных людей с детьми. Тот факт, что родителям не нужно везти ребенка в школу за несколько километров от дома, а потом еще и забирать его, существенно повышает уровень комфорта.

При наличии крупного проекта, сочетающего в себе детский сад, начальную, среднюю и старшую школы, целесообразнее строить школу на отдельном участке за пределами поселка. Таким примером является Павловская школа, рассчитанная на 450 учеников. Однако в большинстве случаев школы расположены внутри территории поселков. Зачастую их строят при въезде, отдельно огораживают территорию и предусматривают дополнительную охрану.

Стоит также отметить, что в настоящее время более востребованы школы начальных классов. Это обусловлено тем, что уже к окончанию начальных классов родители планируют, в каком вузе будет учиться их ребенок. И здесь достаточно часто детей переводят в различные школы с углубленным изучением определенных предметов, лицеи и т.д.».

Специалисты в области городской недвижимости советует выбирать районы комплексной застройки. «Для семей с детьми удобны спальные районы Москвы, где при строительстве жилых домов сразу учитывалось и строительство объектов социально-бытовой инфраструктуры. Например, Чертаново, Алтуфьево, Марьино, Бутово и т.д.», - говорит Николай Андреев.

Но если с вопросом окружения мы более или менее разобрались, стандартов планировок для семей с детьми у нас нет. Хотя на Западе на этот счет есть вполне конкретные рекомендации. Но некоторые эксперты отмечают, что западный опыт не всегда актуален в наших реалиях. Например, на Западе детские комнаты не превышают 10-12 м2. В России загородное жилье все же является неким показателем статусности, поэтому детские комнаты в загородных домах не меньше 15-20 м2. Хотя Игорь Заугольников констатирует, что «все проекты «RODEX» подразумевают расположение детских комнат на одном уровне с хозяйскими спальнями. Во всех наших поселках, вне зависимости от площади проектов, расположение детской спланировано рядом родительской спальней и санузлом».

Владимир Андреев замечает, что «специальных планировочных решений для детей в городских квартирах не предусмотрено, разве что большие площади комнат даже в современных панельных домах эконом-класса, чтобы для ребенка можно было создать тот же спортивный уголок. Во многих новых домах предусмотрены кладовые помещения, или гардеробные. В домах бизнес- и элит-класса предусмотрены два и более санузла. Также есть общественные зоны, где ставят детские коляски, велосипеды и т.п.».

Об общественных «колясочных» зонах говорит и Марина Резвова, заместитель генерального директора/директор Департамента недвижимости Концерна «КРОСТ». А еще, по ее словам, в проектах концерна «КРОСТ» используется несколько интересных планировочных и конструкционных решений, особенно важных для маленьких жильцов, например инсоляция. «Солнечный свет воздействует на общий жизненный тонус организма, поэтому наши квартиры имеют такую планировку, которая позволяет естественному свету оставаться в помещении весь световой день. Этот принцип реализован и в кварталах бизнес-класса в Москве, и в строящемся в подмосковной Коммунарке жилом квартале «Эдальго». Планировочные решения еще на стадии проектирования предусматривают будущее рациональное зонирование пространства: мы учитываем «личные территории» будущих жильцов любого поколения.

Понятие комфорта очень емкое, например, на охраняемой территории жилого комплекса «Wellton Park» мы проектируем детские и спортивные площадки со специальным каучуковым покрытием, исключающим травматизм. Обязательно также наличие систем видеонаблюдения, круглосуточной охраны.

В квартале «Wellton Park», строящемся на северо-западе столицы, все транспортные коммуникации выведены за пределы квартала: каждый дом имеет большие подземные части, где располагаются многоуровневые паркинги. Этот же принцип реализован в ЖК «Эдальго». Так называемый «тихий двор» идеально подходит для отдыха всех членов семьи, особенно детей. Родители, выходя на прогулку с детьми с колясками, могут спокойно проехать от дверей лифта до тротуара - входные группы спроектированы таким образом, что имеют единый уровень с придомовой территорией, где при этом не нужно пользоваться лестницей. В то же время на первом этаже дома предусмотрена зона для хранения колясок».

В общем, хотя некоторые ответы наших специалистов нам показались очевидными, некоторые заставили и задуматься. Прежде всего, отсутствие четкой концепции семейного жилья говорит о нашей общей бедности, скудности рынка. Как когда-то, в семье либо была, либо не была машина. И только со временем мы стали различать городской, семейный автомобиль и внедорожник. Но появление специализированных «семейных» проектов, о которых говорили некоторые наши эксперты, - это хороший знак, свидетельство того, что рынок недвижимости переходит на принципиально иной уровень развития.

Материал подготовлен Московским Бизнес Клубом (www.mosbizclub.ru)

Игорь Заугольников, директор Департамента маркетинговых коммуникаций инвестиционно-строительного холдинга «RODEX GROUP»

Андрей Артюхов, заместитель руководителя департамента новостроек компании «НДВ-Недвижимость»

Юрий Хлестаков, генеральный директор компании «Русский Дом Недвижимости»

Татьяна Бриккер, генеральный директор «БЕСТ-недвижимость. Отделение на Щепкина»

Николай Андреев, генеральный директор ООО «Пересвет-Недвижимость»

Марина Резвова, заместитель генерального директора/директор Департамента недвижимости Концерна «КРОСТ»