Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

Речь на Ежегодной конференции, организованной Ассоциацией финансовой сферы

Трише Ж.-К., Президент Европейского центрального банка

Финансовый сектор является ключевой частью сферы услуг, инфраструктурой, которая способствует эффективности бизнеса, и источником прибыли для экономики.

Мы все продолжаем наблюдать значительные перемены и успехи экономики Испании после ее присоединения к Европейскому сообществу в 1986 г. Сегодня, несмотря на кризис, испанская экономика близка к наивысшему уровню экономического и социального прогресса, существующему в мире. 90-е годы и начало этого века произвели впечатление того, что наступил новый Золотой век.

Но кризис не пощадил эту страну. Безработица в Испании снова превышает средний уровень в Европе и влияет на частное потребление и загруженность производственных мощностей. Если заглянуть вперед, стремление Испании к сбалансированной модели роста потребует более сбалансированного роста доходов.

Потребление должно быть менее зависимым от оценки полезности прибыли, а инвестиции должны быть более диверсифицированными и выходить за пределы строительного сектора. Это обеспечит стабильную долю занятости.

Что касается финансового  сектора Испании, то он уже давно является силой и национальной гордостью страны. Во многих отношениях Испания может служить образцом и примером глобальной финансовой реформы. Я еще затрону эту тему позже. Финансовая система Испании оказалась устойчивой к потрясениям в начале кризиса. Поддерживаемая продуманным регулированием и контролем, банковская система страны в благополучные времена подготовила почву на будущее. И традиционная роль банковской системы, основанная на долгосрочных отношениях с клиентами, в основном осталась сохранена. Это является важным активом на будущее.

Однако будущее благополучие требует перестройки деятельности финансового сектора. Исключительная поддержка государства в какой-то момент должна будет прекратиться. Уверенность в будущем частного сектора должна заменить политику вмешательства как основного стимула роста.

Ассоциация финансовой сферы и ее члены являются важными связующими звеньями цепи, с помощью которой будет расти и передаваться доверие клиентам. Очевидный рецепт устойчивого возвращения к стабильности - обращение к прошлому  разумному и сильному управлению.

Сегодня я, главным образом, остановлюсь на проделанной ЕЦБ работе по преодолению кризиса и поддержке экономики Еврозоны  и ее банковского сектора. В частности, я хотел бы объяснить политику ЕЦБ, проводимую  для поддержки кредитных потоков в нынешних условиях. Эта политика поддерживала располагаемые доходы домохозяйств и условия кредитования компаний во всех странах-членах. Народ Испании, страны, где значительная часть ипотечных кредитов предусматривает возможность регулировать процентные ставки, получил от этой политики большую выгоду.

Я остановлюсь на нескольких ключевых уроках стабильности, устойчивости и оздоровления финансовой системы для мировой экономики и экономики отдельных стран более подробно.

Невозможно избежать или отложить структурные реформы как в Испании, так и в других странах Еврозоны. Но в решении этих проблем Испания может опираться на свой прогрессивный опыт и успех с момента вступления в Европейский Союз, на молодую и высокообразованную рабочую силу и прочные институты.

I. Реакция ЕЦБ на кризис

Как вы все знаете, период  бурных перемен начался 09.08.2007. Совпадение плохого управления рисками и некорректного стимулирования финансовой сферы, чрезмерной сложности финансовых продуктов и глобальных дисбалансов способствовало кредитному буму и обусловило последующие банкротства. Экономический цикл вошел в стадию спада и обнаружил большое количество недостающих звеньев в финансовой цепочке.

Затем крах крупного финансового игрока в середине сентября 2008 г. трансформировал крупномасштабный кризис доверия в глобальную финансовую панику. Финансовые посредники поспешили восстановить резервы ликвидности, снизить риски и ужесточить условия кредитования. В общем, они участвовали в широкомасштабном процессе “снижения доли заемных средств”. Спреды процентных ставок увеличились, и торги на большом количестве рынков прекратились.

В этих беспрецедентных условиях главная задача ЕЦБ заключалась в сохранении стабильности цен в соответствии с нашим определением - ниже 2%, но около 2% - и, следовательно, в обеспечении финансовой стабильности. По мере снижения инфляционного давления летом 2008 г. мы несколько раз оперативно понижали ставку центрального банка до 1%. Такой уровень процентной ставки в последнее время не применялся в странах еврозоны.

Параллельно с этим мы были вынуждены ликвидировать паралич межбанковских операций на денежном рынке. Как вам известно, поток кредитов в первую очередь курсирует между банками в зоне евро. Полный  распад отношений финансирования, которые образуют рынок капиталов, мог бы способствовать распаду канала банковского кредитования. Перекрытие канала банковского кредитования сделало бы проводимую нами политику неэффективной. Это могло бы трансформировать финансовый кризис в глубокую депрессию.

Именно это обусловило вторую очередь наших мер по урегулированию кризиса, так называемую политику “усиленной поддержки кредитования”. Осуществление этих “нестандартных” мер началось в октябре 2008 г. Они были направлены на обеспечение того, чтобы действия нашей денежной политики распространились более широко в экономику, несмотря на проблемы в финансовом секторе. Цель заключалась в том, чтобы позволить банкам продолжать кредитование домохозяйств и предприятий.

Что мы конкретно сделали? С октября 2008 г. мы в неограниченных количествах предоставляем кредиты по предусмотренной политикой ставке банкам, которым требуется рефинансирование. В то же время мы расширили список приемлемых активов, чтобы позволить банкам рефинансировать большую часть своего баланса. Это позволило многим банкам сохранить свои портфели кредитов и ценных бумаг от принудительной ликвидации. В противном случае, они могли бы отреагировать лавиной срочных продаж  на открытом рынке.  Разрыв кредитных договоров  мог бы сильно повлиять на реальную экономику.

Мы также хотели оказать содействие банкам в поддержании долгосрочных кредитов. Таким образом, мы обеспечили ликвидность на длительное время. В июне 2009 г. мы провели первую операцию на один год. Мы выделили более 440 млрд евро для этой операции. Во второй операции, в конце сентября, мы выдали банкам 75 млрд евро, а третья операция этого года запланирована на декабрь.

Кризис также выявил серьезные проблемы в валютных операциях банков. Для решения этих проблем мы обеспечили ликвидность в иностранной валюте, в основном в долларах США, опираясь на возможность своп-операций с Федеральной резервной системой. Благодаря нашей политике, банки могут рассчитывать на постоянный доступ к резервам иностранной валюты.

Эти меры могут рассматриваться как расширение наших регулярных операций на открытом рынке. В соответствии с этой традицией наша нестандартная политика была, в первую очередь, направлена на расширение этой формы кредитования в объемах и сроках погашения. В июле 2009 г. мы начали покупать ценные бумаги как инструмент для введения дополнительной поддержки кредитования. Мы проводили интервенцию на финансовых рынках долгосрочных обязательств, покупая облигации с обеспечением, выпущенные банками. Представляя это решение, я подчеркивал, что мы были последовательны в проведении операций на открытом рынке, потому что мы располагали как облигациями, выпущенными коммерческими банками, так и обеспечивающими их активами.

Позвольте мне более детально остановиться на облигациях с обеспечением, т.к. они имеют важное значение для Еврозоны и для Испании.

Облигации с обеспечением являются привлекательным источником финансирования для банков, поскольку они имеют долгосрочные сроки погашения. Они помогают контролировать и уравновешивать несовпадение сроков требований и обязательств в балансах банков.

Они также являются привлекательными инструментами финансирования для инвесторов. В отличие от обеспеченных активами ценных бумаг,  облигации с обеспечением не предусматривают передачи кредитного риска от эмитента к инвестору. Кредитный риск остается у банка, организующего выпуск облигаций, сохраняя стимулы к разумной оценке и мониторингу.

С точки зрения Евросистемы, это был очень важный фактор в дополнение того, что облигации с обеспечением схожи с нашими традиционными операциям РЕПО.

После объявления в мае прошла волна новых выпусков. Так как испанские банки традиционно были основными эмитентами данного вида ценных бумаг, их развитие в Испании является показательным.

Объем выпуска испанскими банками с момента объявления и до конца октября достиг 16 млрд евро. В настоящее время он составляет около 20% от общего объема выпуска в еврозоне. Одновременно снизились спреды. В Испании в настоящее время они более чем на 1% ниже уровня, которого они достигли на пике. Ликвидность рынка восстановилась, с ощутимыми сокращениями спредов цен спроса и предложения сделок на вторичном рынке.

Мы рассматриваем эти события как подтверждение того, что наша программа выкупа, хотя и значительная в размере, была эффективной в оживлении большой части европейского финансового рынка. В целом, мы очень довольны эффектом этой программы.

II. Уроки: настоящее и будущее

Какие уроки мы можем извлечь из финансового кризиса, который занимал всех нас более 2 лет?

Кризис выявил фундаментальную хрупкость международной финансовой системы. Кризис не пощадил ни одного сегмента рынка или категории игроков.

Таким образом, мы должны пересмотреть все аспекты финансирования в качестве предварительного условия для реформ. Макроэкономические реформы в некоторых областях также показали недостатки, в частности, когда ими не учитывалось среднесрочное стремление к устойчивому развитию.

На будущее мы должны усовершенствовать и расширить контроль взаимосвязей между финансовыми рынками и макроэкономикой. Финансовые риски и возможности роста вероятности стать опасными для экономики и перерасти в системные должны лучше распознаваться.

На уровне национальных экономик должны быть предприняты попытки усиления структурных двигателей экономических систем. Далеко не откладывая с повестки дня структурные реформы, кризис сделал их более актуальными.

Я хочу поделиться с вами своими мыслями о реформе по трем направлениям: финансовая сфера, глобальное управление и структура региональной экономики.

Финансовая реформа

Конечная цель финансовой реформы ясна: финансовому сектору необходимо вернуть свою роль в предоставлении качественных услуг для реального сектора экономики. Основополагающая роль финансовых рынков - посредничество фондов между владельцами сбережений и инвесторами.

В последнее время эта функция была расширена за счет увеличения возможностей для диверсификации: диверсификация рисков для вкладчиков, диверсификация источников финансирования для инвесторов. Долгое время спрос на хэджирование экономических рисков предпринимателей рос одновременно с растущим предложением новых и инновационных финансовых методов. Но в какой-то момент предложение переросло спрос. Финансовые инновации перестали содействовать торговле и реальным возможностям для инвестиций и стали самостоятельными. Это ослабило стимулы для проведения тщательной проверки и мониторинга качества кредитов. Кредиты стали общедоступны, и ликвидность рынка увеличилась в пропорции, которая перестала быть оправданной.

На будущее необходимы три шага для более устойчивой системы.

Во-первых, тенденция цикличности финансов должна строго корректироваться. Количество и качество банковского капитала и резервы ликвидности должны формироваться в благоприятные периоды, чтобы обеспечить достаточные средства для банка, когда начнется экономический спад. Цикличность рыночной экономики неизбежна. Но финансовая система не должна позволять усиления колебаний.

Во-вторых, прозрачность финансовых структур должна быть увеличена. Обоснованное решение участников рынка является ключевым элементом рыночной экономики. Отсутствие прозрачности финансовых продуктов скрывало злоупотребления и привело к катастрофе. На будущее, для всех учреждений, инструментов и рынков, которые имеют какое-либо отношение к системной стабильности, необходимо повысить требования раскрытия рисков.

В-третьих, повторяю, премии должны быть выровнены. Участники рынка - трейдеры, кредитные менеджеры, комитеты по рискам и советы директоров - получили высокие материальные поощрения за максимизацию краткосрочной прибыли. Долгосрочные инвестиции не были интересны в докризисном мире. В совокупности это привело к чрезмерному росту рисков. Реформа схем и практик вознаграждений является важной частью наших усилий по обеспечению финансовой стабильности.

На финансовом уровне реформа в Европе будет проводиться в двух направлениях. Во-первых, она будет сосредоточена вокруг Европейской системы финансовых контролеров. Создание этой системы позволит улучшить координацию между региональными органами, отвечающими за финансовое регулирование. Если какой-то урок можно извлечь из кризиса, то им является то, что охват финансового надзора и регулирования должен быть расширен, чтобы лучше контролировать те финансовые институты, в том числе с высокой долей заемных средств, которые могут осуществлять деятельность, выходящую за национальные границы и за пределы контролируемых юрисдикций.

Европейский совет по системным рискам (ESRB) станет другим аспектом европейского подхода к финансовой реформе. Этот новый орган будет заранее предупреждать и выпускать рекомендации, которые будут способствовать предотвращению повторного накопления чрезмерных рисков в финансовой системе в целом. Кризис показал, что риск может распространиться мгновенно: мутация от локального риска ликвидности до общей угрозы платежеспособности, атакующей всю систему финансовых взаимосвязей. ESRB должен будет следить за вероятностью и оценивать степень тяжести этих угроз. ЕЦБ и национальные центральные банки в ЕС будут в полной мере способствовать формированию этой новой институциональной основы.

 

Глобальное управление

Основной подход к реформам должен быть целостным. Глобальные масштабы кризиса требуют переосмысления связей между финансовым поведением и макроэкономической политикой, т.к. они взаимодействуют на международном уровне.

Страны G20 сделали качественный скачок в создании новой главной глобальной экономической группы. Аспектом, который впечатляет меня больше всего в этой группе, является практически универсальный консенсус по глобальным экономическим вопросам. На уровне стран G20 существует общее согласие в оценке кризиса. Найден консенсус в отношении соответствующей реакции на кризис. Также достигнуто понимание в отношении направления реформы финансового сектора, наряду с основными идеями, которые я описал ранее.

Существует договоренность о том, что национальная макроэкономическая политика должна соответствовать идее глобальной финансовой и экономической стабильности. Должна превалировать среднесрочная и долгосрочная устойчивость внутренней макроэкономической политики. С настоящего момента новая среднесрочная перспектива должна направлять макроэкономическую политику. Как и финансовое регулирование, политика не должна усиливать экономические колебания.

Структурная реформа

Как я уже сказал, структурная реформа, в конечном итоге, является ответственностью отдельных стран. Кризис исправил некоторые диспропорции почти автоматически. В зоне евро страны с большим дефицитом счета текущих операций,  в том числе Испания, пострадали сравнительно больше остальных. Как следствие, объем производства и сокращение занятости в этих странах действуют как мощные стабилизаторы, поглощающие давно существующий разрыв между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями. Как заявил Мигель Фернандес-Ордоньеса, некоторые структурные недостатки проявились еще более четко и требуют проведения соответствующих реформ.

В преддверии кризиса Испания находилась на стадии роста, который был неустойчивым. До спада на рынке жилья наблюдался бум, обусловленный ожидаемым повышением доходов, большим притоком мигрантов и низкой стоимостью финансирования. Оживление совокупного спроса, в свою очередь, поддерживало установление в экономике уровня заработной платы,  который не подкреплялся ростом производства.

В будущем для того, чтобы ликвидировать накопленные несоответствия, необходимо изменить институты рынка труда, которые сделают заработную плату зависимой от производительности. Для восстановления конкурентоспособности существует необходимость в умеренности требований по заработной плате. Эта проблема не может игнорироваться в тех странах, где существенное увеличение издержек производства было одной из причин увеличения дисбаланса текущих операций, и Испания является одной из них. В этой стране бремя кризиса было перенесено на работников с временными трудовыми договорами. Компенсации лиц, работающих на постоянной основе, претерпели незначительные корректировки. Заглядывая в будущее, более распространенной практикой должно стать установление гибкой заработной платы.

В то же время основным активом для роста и развития нашего общества является человеческий капитал. Для поддержания и развития знаний стимулы поощрения  должны устанавливаться каждому человеку и  коллективно, по предприятиям и учреждениям. Это включает обучение и инвестиции в трудовые ресурсы, закрепленные в хорошо составленных трудовых договорах. Реформы в сфере услуг могут оказать дальнейшую поддержку в восстановлении и предусматривать рост по мере восстановления уровня расходов. В конце концов, эти реформы за счет увеличения производительности труда и конкурентоспособности помогают на постоянной основе восстановить баланс внешних расчетов и уменьшить зависимость от внешнего финансирования.

Само собой разумеется, что сложность международного финансового кризиса и сопутствующее ослабление реального сектора экономики ставят банки в сложное и исключительное положение. В краткосрочной перспективе, в ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы доля просроченных кредитов будет высока. И давление на балансы банков будет продолжать увеличиваться. Бизнес-модель придется адаптировать к новой конкурентной реальности и международным условиям. Это может привести к жесткому управлению затратами и использованию новых технологий. Одной из наиболее важных задач будет начало глубокой перестройки ряда институтов среднего размера. Процесс реструктуризации должен ориентироваться на более жесткую синергию и экономию на масштабах. Необходимые усилия огромны, но Испания обладает прошлым опытом многочисленных процессов такого рода, которые привели к весьма успешной бизнес-модели.

III. На пути к восстановлению

Как вы знаете, на своем последнем заседании Совет управляющих ЕЦБ признал уровень нашей ставки рефинансирования обоснованной. Что касается наших нестандартных мер, то как только ситуация стабилизируется, фокус на среднесрочную перспективу потребует постепенного и своевременного отказа от этих мер.

Целый ряд мер, например, наши операции по рефинансированию, будут прекращены, как это изначально предусматривалось. На сегодняшний день преждевременно объявлять о завершении финансового кризиса. Но когда придет время, не должно быть никакой озабоченности относительно решимости и способности ЕЦБ прекратить проводимые меры. Как я уже говорил от имени Совета управляющих, заглядывая вперед, не все наши меры по обеспечению ликвидности будут необходимы в той же степени, как и в прошлом. Соответственно, мы убедимся, что проводимые чрезвычайные меры обеспечения ликвидности будут постепенно и своевременно прекращены, и что предоставленная ликвидность поглощена в целях эффективной борьбы со всеми угрозами стабильности цен в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Тем самым мы будем продолжать контролировать среднесрочные инфляционные ожидания. Такой контроль необходим для поддержки устойчивого экономического роста и занятости и содействия финансовой стабильности.

С институциональной точки зрения, Совет управляющих имеет неограниченную возможность принимать решения и проводить соответствующие реформы, когда этого требуют обстоятельства.

Налоговым органам также нужна стратегия выхода. Их реакция была инструментом предотвращения краха финансовой системы. Она помогла остановить резкий спад экономической активности и сформировать общее доверие. Но эта реакция также повлекла за собой значительные финансовые затраты. Только дополнительное фискальное бремя, связанное с работой автоматических стабилизаторов, изменится после улучшения экономических условий. Для прекращения дискреционных интервенций потребуются дискреционные меры. В любом случае, дополнительные расходы бюджета, которые понесли правительства, будут перенесены в форме повышенной задолженности на будущее. Именно поэтому существует необходимость более амбициозной и реалистичной стратегии выхода и фискальной консолидации. Некоторые страны находятся в относительно благоприятном положении, поскольку их прошлое управление было мудрым и разумным, а другие уже очень близки к потере авторитета. Испания, в которой процесс фискальной консолидации продвинулся дальше, чем в других странах, должна будет убедиться, что она в ближайшие годы сохранит свой фискальный авторитет, строго отвечая требованиям Пакта стабильности и роста.

Четкий план среднесрочных бюджетных коррекций становится еще более актуальным для быстро стареющих обществ, как наше, т.к. увеличивающееся число пенсионеров будет означать рост требований на общественные трансферты.

IV. Заключение

Более чем через год после резкого углубления финансового кризиса в сентябре 2008 г. мы можем распознать ряд признаков экономической стабилизации в еврозоне. Мы остановили спад экономической активности, который мы наблюдали 6 месяцев после обострения кризиса в середине сентября 2008 г.

Но кризис ослабил реальную экономику. Как я уже отмечал, кризис оказался столь глубоким, поскольку он лишил наших граждан уверенности. Любая деловая активность по своей природе является актом веры, выражением доверия. Что касается банков, то, более активно предоставляя кредиты предпринимателям, они могут способствовать передаче и повышению доверия к экономике в целом.

Вхождение в состав еврозоны и членство в Европейском Союзе будут способствовать этому процессу.

Что касается ЕЦБ и всей команды Евросистемы  с Банком Испании как очень активным членом команды, 330 млн наших сограждан по зоне евро просят, чтобы мы продолжали содействовать ценовой стабильности в среднесрочной перспективе, в соответствии с нашей политикой ставок - ниже 2%, но около 2%. Наша решимость стабилизировать инфляционные ожидания сослужила нам хорошую службу после введения евро, в том числе во время последнего кризиса, помогая избежать рисков дефляции.

В эти трудные времена Еврозона может рассчитывать на нас как на якорь стабильности и уверенности.