Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации ФС РФ на тему "Экономика и этика в период кризиса"

Из выступления Ж.-Ф.Тири, директора Культурного центра "Покровские ворота"

…Сегодня, мне кажется, было очень хорошо обосновано то, что вопрос, который мы обсуждаем, это не столько экономический кризис, а это прежде всего этический кризис. Один пример, который я услышал сегодня утром и еще вчера по радио слышал, что скоро молоко здесь будет дороже, чем водка. Здесь есть проблема с двух сторон, есть проблема и перекупщиков молока, которые наживаются на производителях и на населении, и есть проблема с водкой, о которой сегодня было очень хорошо сказано.

То есть проблема этическая действительно очень серьезная... На основе этой этической проблемы находится антропологическая проблема, т.е. непонимание того, что есть на самом деле человек. Поэтому вопрос - откуда должны прийти эти критерии, как вести себя, какую этическую норму ввести в оборот, должны ли они прийти извне нас, т.е. быть чем-то насаждены, кем-то придуманы? И тогда я, как человек, подвергаюсь риску быть отчужденным. Должны ли быть они внутри меня? Но тогда есть риск субъективности.

Поэтому то, что крестьянская традиция предлагает, это то, что эти критерии находятся внутри меня, но не даны мной, т.е. они даны чем-то другим, скажем пока так, мы этот вопрос не будем углублять. Это именно то, что я открыл на самом деле в одном тексте, который Патриарх Кирилл прочитал перед молодежью, где он подчеркивает, что перед могучим потоком информации, который оказывает колоссальное воздействие на состояние душ людей, нужен фильтр, который помогал бы человеку не просто отбрасывать лишнее, но критически воспринимать все, что на него обрушивается.

Это система ценностей, которые присущи человеку (он дальше говорит), т.е. это на самом деле то, что Библия называет "сердцем", это совокупность потребностей и очевидностей, вложенных в природу человека. Те же самые слова можно найти в основах учения Русской Православной Церкви. Я буквально одну фразу процитирую: "Богоданные достоинства подтверждаются наличием у каждого человека нравственного начала, которое опознается в голосе совести. Эти нравственные нормы являются путеводными для благой жизни, достойными богоданной природы человека". Это именно та основа (антропологическая) которая предложена религией (я бы так сказал).

Конечно, секулярный мир старается стирать это измерение человека, старается стирать то, что человек понимает, что он каким-то образом зависит от Бога, сотворен Богом. Но как было сказано сегодня утром, религия формирует ценности, и поэтому сюда приглашены представители разных религий. Религии формируют нравственность.

Поэтому второй тезис - для будущего этой страны нужно ввести во всех субъектах РФ курсы преподавания религии, основы православной церкви, основы исламской религии там, где в субъекте проживает больше мусульман, и т.д.

Я дам вам один пример. Один мой друг, преподаватель религии в Испании, недавно на курсе последнего класса в школе спросил у учащихся: "Скажите, а у Вас есть какая-то уверенность в математике, которую Вы могли бы передать другим?". И все школьники - конечно, мы знаем математику, мы учились. И спрашивал дальше - а у вас есть уверенность в смысле жизни, которую вы могли бы передать другим? Молчание. То есть, мы прекрасно будем знать все механизмы экономики, все механизмы математики, но мы не будем знать, почему все это нужно. То есть именно такие курсы преподавания в школе могли бы помочь понять, почему он все это делает. И тогда создаются естественные механизмы самоограничения перед некоторыми страшными явлениями, которые мы обнаруживаем в экономической жизни также. То есть преподавание религии - именно как введение в смысл реальности.

Папа Римский Бенедикт XVI в энциклике Caritas in veritate подчеркивает (если у вас будет возможность, обращайте внимание на его тексты) неразрывную связь между человеком и истиной, между любовью и истиной, что невозможно ничего сделать, если не стремиться именно к истине. Все остальное - фальшь.

Текст очень большой, насыщенный, 79 параграфов, там охвачены практически все темы - от работы до финансов, от международных организаций до развития. Там акцентируется внимание на вопросах техники, на проблемах окружающей среды. Это окружное послание Папы называется Caritas in veritate, в переводе - о целостном человеческом развитии в любви и истине, т.е. человеческое развитие может происходить только в связи с истиной.

Можно сказать, что энциклика привносит свой вклад, призывает к преодолению устаревшей дихотомии между экономической и социальной сферами. Экономическая деятельность - это не что-то чуждое, оторванное от базовых принципов социального учения церкви, какими являются, среди прочих, место человеческой личности и взаимопомощи, субсидиарность, общее благо. Социальное учение церкви напоминает всем нам, что хорошо предлагает многоликий гуманизм, в коем рынок не отрицается, не контролируется, но рассматривается как важный элемент общественной сферы.

Еще одно очень важное понимание, которое есть в энциклике и вообще в социальной доктрине католической церкви, - это понимание о субсидиарности. Буквально два слова скажу о том, что идея субсидиарности - это принцип, который, по-моему, может быть полезным именно для общественной жизни во всем мире. Эти принципы были созданы для того, чтобы разрешить конфликт между личностью и обществом, т.е. соблюдать интересы личности и интересы общества, но при этом избегать крайностей, как индивидуализма, так и коллективизма.

Идея самоопределения, т.е. субсидиарности, состоит в том, что ни государство, ни большие сообщества не должны подменить инициативу и ответственность людей средних групп. Наоборот, всё должно способствовать поддержке отдельных людей в их ответственности за самореализацию, обеспечивая необходимые условия. То есть замечательно, что будут законы, они должны быть. И должны быть частные вовлечения, старание решить отдельные проблемы. И это все, для чего мы должны работать.

Как-то после войны Черчиллю показывали заводы и сказали: "Посмотрите, каким скоро будет мир: все будет рассчитано, больше не будет места для человеческих ошибок". На что Черчилль ответил: "Я умру до того и такого совершенного мира не увижу". К сожалению, мы живем в таком мире, где человек ограничен, он так создан. Поэтому я возвращаюсь к основной идее, о которой я хотел сказать, - только обращаясь к бесконечности, он сможет двигаться дальше.

Он не остановится на этих промежуточных шагах на этом пути, который состоит из ошибок, из падений. Он будет идти дальше, но это только смотря именно на бесконечность.