Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Правовое регулирование вопросов транспорта и транспортной инфраструктуры с точки зрения защиты прав инвалидов

Селезнев В.С., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Ежегодно инвалидами становятся около 1,5 млн россиян, причем среди них растет удельный вес лиц трудоспособного возраста. Многие из этих людей способны трудиться и активно участвовать в общественной жизни, но число работающих инвалидов колеблется от 460 до 914 тыс., что составляет примерно 15%, а среди инвалидов I и II групп она ещё ниже - 8%. Для сравнения: в США из 54 млн инвалидов работают 29%, в Англии из 5 млн - 40%.

Одна из причин такого положения дел - низкая доступность для инвалидов транспортной инфраструктуры, которая порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них: дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на их занятости, образовании, культуре, уровне и качестве жизни.

Для исправления ситуации Межфракционной депутатской группой по делам инвалидов и Межведомственной рабочей группой, законодателями и представителями исполнительной власти ведётся работа по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Среди прочего, эта работа заключается в приведении отечественного законодательства в соответствие с положениями Конвенции, в том числе в вопросах обеспечения доступности транспортной инфраструктуры.

Действующее законодательство устанавливает обязательства по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации [1-6]. Устанавливается обязанность предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения, по обеспечению оборудования вокзалов, аэропортов и других объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Сейчас ситуация такова, что закон обязывает создать условия для беспрепятственного и безопасного пользования всеми видами транспорта. Но специфика в том, что необходима конкретизация этого обязательства в технических нормах, реально обеспечивающих приспособление транспортной инфраструктуры к особенностям различных групп инвалидов.

Оценка состояния технического регулирования, имеющего отношение к транспортной инфраструктуре и влияющего на состояние доступности для инвалидов, характеризуется следующими чертами.

Главным его недостатком является то, что оно носит разрозненный характер. Существуют различные ведомственные акты, регламентирующие отдельные вопросы, имеющие отношение к транспорту и транспортной инфраструктуре. Применительно к каждому виду транспорта приняты санитарные или санитарно-эпидемиологические правила по организации пассажирских перевозок, в которых в той или иной степени учитываются особенности перевозки инвалидов, как, например, в Санитарных правилах по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте [7].

Установлены требования к транспортным средствам и их составным частям, в которых учитывается перевозка инвалидов или возможность управления инвалидами транспортными средствами [8-11]. Установлены нормы в отношении дорожной разметки и знаков, в которых также в той или иной степени производится учет потребностей инвалидов [12, 13]. Нормы, касающиеся строительства и функционирования инфраструктурных транспортных объектов, представлены целой системой актов [14-18 и др.]. Также существуют специальные правила, предназначенные для обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной и социальной инфраструктуры [19-28].

И, наконец, действуют общие требования к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, в которых также учитываются требования доступности для инвалидов. Только актов, содержащих требования к различным составляющим лифтов и иных подъемных устройств, в которых учитываются требования доступности для инвалидов, более 10.

Значительная часть норм носит рекомендательный характер [14-17, 28].

Поскольку перед Россией стоит задача ратификации конвенции ООН, следует отметить, что отечественное нормативное регулирование не всегда соотносится с нормами международного права. Так, в новом Техрегламенте о безопасности лифтов от 02.10.2009, который еще не вступил в силу, несмотря на наличие специальных требований к характеристикам лифтов и устройств безопасности лифтов, предназначенных в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения, отсутствуют требования об оснащении кнопок лифтов надписями, выполненными шрифтом Брайля. В соответствии с [7] устройство пассажирских эскалаторов и крупногабаритных пассажирских лифтов для инвалидов-колясочников в помещении вокзалов предусмотрено только при высоте подъема от 6 м и более, что не устраняет состояния барьерности. Во всех актах, устанавливающих технические требования, направленные на обеспечение доступности транспорта и инфраструктуры для инвалидов, отсутствуют требования по оснащению зданий системами ориентации слепых «Скаут» и т.д.

Существенным пробелом в отечественном законодательстве является то, что специальные нормы по оборудованию вокзалов, учитывающие особенности передвижения инвалидов, приняты лишь в отношении железнодорожного транспорта.

Острой проблемой является затяжной характер самой реформы технического регулирования, без которой невозможно устранить многие из обозначенных проблем. Базовый закон о техническом регулировании не дает представления обо всей системе техрегламентов. В нем лишь обозначаются общие объекты, подлежащие регулированию, а также регламенты, которые следует принять до 2010 г., правительственная Программа их разработки также не вносит ясности. Разработка регламентов о требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации и о требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции и капремонте отнесена в ней на декабрь 2010 г. Техрегламенты инфраструктуры иных видов транспорта в Программу вообще не включены.

И, наконец, в нормативном регулировании транспортной инфраструктуры меры по обеспечению индивидуальной мобильности инвалидов учитываются лишь в виде требований в отношении отвода мест для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов. Дорожная инфраструктура не учитывает инвалидов-колясочников, для которых не предусматривается выделение специальной полосы движения, которая бы одновременно была бы велосипедной. В соответствии с Правилами дорожного движения на них распространяются правила пешеходов.

Это только проблемы правового характера. К ним прибавляются проблемы финансовые, связанные с недостаточным финансированием мероприятий по модернизации уже возведенных объектов транспортной инфраструктуры.

На практике перечисленные недостатки приводят к тому, что транспортная инфраструктура городов страны до сих пор остаётся «агрессивной средой» для инвалидов, препятствуя их вовлечению в активную жизнь социума. Например, в Москве 36 тыс. городских переходов, из которых лишь 8% приспособлено для инвалидных колясок. Низкий пол имеют лишь 300 троллейбусов из более чем 1500 и менее половины из 5400 автобусов, при этом ни один трамвай не обеспечен системами для входа и выхода инвалидов. В результате, по данным социологов почти 60% инвалидов приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом. Ситуация в регионах не лучше.

Решить все эти проблемы можно, только разработав и внедрив государственную программу «Доступная среда». Её неотъемлемой частью станет создание комплекса из законодательных актов и технических регламентов, направленных на устранение барьерности.

Примечания

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

3. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

4. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

5. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

7. СП 2.5.1198-03. Санитарные правила об организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

8. ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002). Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация.

9. ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН № 52). Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции

10. ГОСТ Р 52389-2005. Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний.

11. ГОСТ 25869-90. Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования.

12. ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

13. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

14. МДС 30-2.2008. Рекомендации по модернизации транспортной системы городов.

15. СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей.

16. МДС 32-2.2000. Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах.

17. Рекомендации по проектированию вокзалов.

18. СНиП 32-02-2003. Метрополитены.

19. СП 35-105-2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

20. ВСН 62-91. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения.

21. СП 35-104-2001. Здания и помещения с местами труда для инвалидов.

22. СП 35-103-2001. Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям.

23. СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения.

24. СП 35-102-2001. Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам.

25. СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

26. РДС 35-201-99. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

27. СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей.

28. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

СЕЛЕЗНЕВ Валерий Сергеевич. В 1994-2000 гг. создал и возглавил ряд коммерческих фирм. В 2000-2007 гг. являлся генеральным директором ООО "Дальзолото". В 2004-2007 гг. создал ряд строительно-инвестиционных компаний и реализовал несколько градообразующих строительных и инфраструктурных проектов. С 2007 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ. Член фракции ЛДПР. Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам, Межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов, Постоянной делегации Федерального Собрания РФ в Комитете парламентского сотрудничества Россия - Европейский Союз от Государственной Думы.