Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Материалы Всероссийской практической конференции "Современные технологии, материалы и техника как основа повышения качества строительства в условиях саморегулирования"

Меморандум конференции

Организаторами конференции выступили Министерство регионального развития РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Российский Союз строителей, правительство Санкт-Петербурга, Ассоциация «Северо-Запад», Союз строительных объединений и организаций, Общероссийский общественный фонд «Центр качества строительства», Петербургский строительный центр, Союз строительных организаций Ленинградской области, Санкт-Петербургский Союз строительных компаний.

Целью проведения всероссийской конференции явилось детальное рассмотрение трех блоков актуальных проблем строительного комплекса России, в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

1. Применение новых строительных и информационных технологий, современных строительных материалов, конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений и строительной техники.

2. Состояние и пути улучшения качества строительно-монтажных работ и безопасности объектов капитального строительства.

3. Реализация саморегулирования в сфере изысканий, проектирования и строительства зданий и сооружений и роль саморегулируемых организаций (СРО) в повышении качества строительно-монтажных работ путем усиления контроля деятельности строительных организаций и разработки современных технических стандартов.

4. Создание единой в Северо-Западном регионе нормативно-технической базы для проектировщиков и строителей, обязательной к применению до принятия технических регламентов и разработанных на их базе технических стандартов, взамен ранее действующих СНиПов, ГОСТов и других нормативных документов.

Участники конференции отметили, что все указанные проблемы теснейшим образом связаны между собой, т.к. повышение качества строительства невозможно без широкого применения новых строительных технологий и материалов, а задача саморегулирования - не только в выдаче допусков к отдельным видам работ, но, главным образом, в контроле их выполнения с точки зрения соблюдения федеральных технических регламентов по безопасности зданий, а также строительных материалов и конструкций.

Между тем, при обсуждении всех этих проблем выявились крупнейшие недостатки. Во-первых, применение новых технологий, строительных материалов и техники сталкивается с устаревшими проектными решениями и инерцией тенденций прошлого века при возведении зданий и сооружений. Возводимые в России зданий и сооружения на 30-40% тяжеловеснее западных аналогов; крайне низок коэффициент энергосбережения - при строительстве применяются на 40-50% более энергоемкие технологии по сравнению с западной практикой, а в процессе эксплуатации зданий и сооружений до 30% идет на отопление не жилья, а улиц. Во-вторых, несмотря на то, что парк строительных машин (в частности башенных кранов) за последние годы обновился, свыше 60% строительной техники устарело морально и физически. Вследствие невысокого качества работ в последнее время имеет место значительное число обрушений зданий и сооружений, техногенных катастроф, повлекших гибель людей.

Несмотря на то, что с 01.01.2010 отменены все ранее выданные государственные лицензии, по всей России зарегистрированы только 46 СРО в области строительства и около 30 в сфере проектирования. Еще хуже обстоят дела с изыскательскими организациями. По подсчетам Минрегиона, саморегулированием охвачено не более 7% компаний строительного комплекса России. Требуют уточнения и изменения нормативные документы по саморегулированию, особенно приказ Минрегиона о перечне работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, который должен корректироваться по мере практической реализации саморегулирования. В частности, считаем недопустимым смешение видов работ и видов строительства.

Крайне необходимо установление определенного фильтра при регистрации СРО с участием общественности, особенно Российского Союза строителей, с целью недопущения дискредитации этого процесса из-за появления «коммерческих» СРО и т.п. Считаем, что СРО должны образовываться главным образом на базе действующих бизнес-сообществ с обязательным сохранением последних, т.к., во-первых, обе эти формы некоммерческих организаций имеют различные функции и, во-вторых, в бизнес-сообществах остается большое количество компаний, которые не подлежат саморегулированию, в частности, производители и поставщики строительных материалов и конструкций, коммерческие банки, страховые компании, издательства, учебные заведения и т.п.

Участники конференции рекомендуют:

I. Компаниям и бизнес-сообществам строительного комплекса:

1. Компаниям по изысканиям, проектированию и строительству в 10-дневный срок определиться со вступлением в ту или иную СРО, учитывая, что процесс оформления членства и выдачи допусков длится месяц.

2. Зарегистрированным СРО провести всю необходимую подготовку с целью наибольшего охвата достойных компаний, нуждающихся в работе на строительном рынке после 01.01.2010.

3. Рекомендовать компаниям ориентироваться на вступление в члены уже зарегистрированных СРО, созданных региональными бизнес-сообществами.

4. Рекомендовать по мере создания СРО вступать не только в национальные объединения СРО, но и образовывать территориальные (региональные) союзы с тем, чтобы передать в них в соответствии с законом часть функций, в частности, образование третейских судов, разработку единых правил приема в члены СРО, координацию деятельности СРО, ведение реестра членов СРО, организацию взаимодействия с органами государственной власти субъектов федераций, разработку единых правил страхования гражданской ответственности и т.п.

5. Союзам и ассоциациям строителей резко усилить разъяснительную работу по вопросам саморегулирования, не допустив ситуации, когда члены этих бизнес-сообществ окажутся вне рынка.

6. Строго соблюдать федеральный закон № 148-ФЗ о системном повышении квалификации работников компаний на основе тщательного отбора учебных заведений, способных повысить знания в области технологий и современных строительных материалов и конструкций.

7. Создать единую базу научно-технической документации для применения всеми СРО при выполнении работ на Северо-Западе.

8. Обеспечить взаимодействие СРО с органами государственного строительного надзора в плане контроля качества и безопасности строительства.

II. Федеральным органам государственной власти:

1. Просить Ростехнадзор возглавить и организовать работу по заключению при помощи региональных Центров качества строительства соответствующих соглашений о взаимодействии органов государственного строительного надзора с СРО и разграничении между ними функций контроля качества и безопасности строительства.

2. Просить Министерство регионального развития РФ продолжить совершенствование перечня работ, влияющих на безопасность капитального строительства, в частности, более четко сформулировать допуски для застройщиков, генподрядчиков и генпроектировщиков, устранить смешение видов работ и видов строительства (например, дорожное и железнодорожное строительство, которые включают в себя многие виды строительных работ) и другие необходимые изменения, подтвержденные практикой применения данного перечня.

3. Просить Ростехнадзор усилить контроль качества регистрируемых СРО, ориентируясь, в основном, на те из них, которые созданы действующими объединениями строителей, и не допуская появления всякого рода «коммерческих» организаций, целью которых является не столько саморегулирование, сколько получение доходов от него. С этой целью активизировать работу Общественного совета при Ростехнадзоре и в каждом случае регистрации СРО получать официальное заключение Российского Союза строителей.

4. Просить Министерство образования и науки РФ на конкурсной основе определить учебные заведения, способные повышать квалификацию руководителей компаний строительного комплекса, получивших соответствующие допуски на выполнение видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

Участники конференции выражают твердую уверенность в том, что на основе широкого применения новых строительных и информационных технологий, современных строительных материалов и конструкций, а также строительной техники и оборудования будут существенно повышены качество и безопасность строительства. Замена государственного регулирования строительства общественным контролем должна повлечь устранение коррупции, присущей системе государственного лицензирования, на основе субсидиарной ответственности членов СРО за качество и безопасность строительства. Широкий переход на саморегулирование в строительстве является важным шагом в развитии рыночной экономики Российской Федерации.