Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Вопросы частного и публичного права в деятельности органов местного самоуправления

Измалков В.А., администрация города Магнитогорска

Деятельность органов местного самоуправления (ОМС) на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы деятельности ОМС в Российской Федерации.

При этом деятельность ОМС осуществляется с учетом соотношения частных и публичных интересов [1]. В основу разделения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий разграничения. Это разграничение должно проводиться в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущих системе частного и публичного права. Частно-правовое отношение построено на началах координации субъектов, частное право представляет собой систему децентрализованного регулирования жизненных отношений. Публично-правовое отношение построено на началах субординации субъектов, публичное право представляет собой систему централизованного регулирования жизненных отношений. Проблемы разграничения права на частное и публичное остаются актуальными и на сегодняшний день. Некоторые нормы частного права учитывают публичный интерес.

Например, при сносе ветхоаварийного жилья собственнику жилого помещения согласно Жилищного кодекса РФ предоставляется возможность получить другое жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену (ст. 32 Жилищного кодекса РФ). Ни для кого не секрет, что стоимость нового жилья значительно выше, чем подлежащего сносу. Возникающую разницу законодатель предлагает доплатить собственнику сносимого жилья. В основном в ветхоаварийном жилье проживают недостаточно обеспеченные категории граждан, в противном случае они бы давно переехали. Решение данного вопроса, как правило, производится путем принятия на местном уровне нормативного правового акта, предусматривающего выделение за счет средств местного бюджета для данной категории граждан субсидии на покрытие выпадающих доходов. Представляется не совсем верным возлагать полностью на плечи ОМС финансовую нагрузку при решении данного вопроса.

Необходимо отметить, что частные и публичные интересы сталкиваются при выборе государством развития в каком-либо направлении.

Так, одним из приоритетных направлений в деятельности ОМС является помощь субъектам в развитии малого и среднего предпринимательств. Более того, данное направление особенно важно в новой экономической ситуации.

Вместе с тем зачастую в этом направлении первым шагом предпринимателей является переустройство помещения на нижнем этаже многоквартирных домов из жилого в нежилое. На первый взгляд, это самое простое для предпринимателя. Тем более что развитие малого и среднего бизнеса на первых этажах многоквартирных домов согласуется с концепцией развития, например, городских округов, предусматривающих постепенное убирание с улиц так называемых объектов мелкорозничной торговли (ларьков).

Однако нечеткость законодательства не позволяет принимать ОМС быстрых решений. Связано это с тем, что:

1) ОМС неясно, как производится при устройстве отдельного входа из объекта, принадлежащего предпринимателю, переустройство или реконструкция жилого помещения в многоквартирном доме. Жилищный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ данные понятия трактуют по-разному (ст. 40 Жилищного кодекса РФ и п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ);

2) производятся ли при этом действия в отношении объекта капитального строительства, которым в настоящее время является жилой многоквартирный дом (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). От ответа на этот вопрос зависят требования, предъявляемые к предпринимателю, а именно: необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации полностью объекта капитального строительства (жилого многоквартирного дома), а это для него неподъемные затраты.

Одно из ведущих направлений в деятельности ОМС занимает развитие жилищного строительства. Здесь также сталкиваются интересы частного и публичного права.

Можно отметить правильность принятого решения о развитии саморегулируемых организаций в области строительства, поскольку это позволит осуществлять страхование ответственности застройщика, что особенно актуально при привлечении средств граждан в долевое строительство многоквартирных домов. Создание саморегулируемых организаций в области строительства позволит исключить развитие тенденции появления так называемых обманутых дольщиков, прокатившейся волной по всей стране.

Таким образом, в новой экономической ситуации государство переходит в некоторых случаях при регулировании правовых отношений от частного права к публичному для достижения целей национальных программ и проектов. При этом формируются комплексные подходы к установлению общественных отношений, использующие как централизованные, так и децентрализованные системы регулирования.

Примечания

1. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994.