Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Проблемы российской экономики известны. Все сходятся в том, что коррупция тормозит развитие, что надо снижать сырьевую зависимость и строить инновационную экономику, ориентированную на решение социальных проблем, повышать инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.

Однако причины сложившейся кризисной ситуации называются разные, и разные предлагаются пути выхода из нее.

Российская версия либеральной рыночной экономической идеологии, которая лежит в основе и правительственных программ, и законодательной системы, построена на основе научных теорий американских экономистов-«монетаристов». Это хорошо видно и сейчас по тому первоочередному вниманию, которое уделяется накоплению резервов, макроэкономическим финансовым параметрам, скорейшей интеграции с мировыми финансовыми рынками.

Единственная ли это возможная для нас экономическая идеология?

В основе экономической идеологии лежит понимание человека, его интересов, мотивов. Экономическая наука, как и любая наука, не имеет возможности работать с реальными объектами, поскольку они слишком сложны, вместо этого реальные объекты заменяются их моделями. Многое в научных выводах зависит от того, какие свойства объектов отражены в выбранной модели. Если существенные черты опущены, модель не будет отражать реальность, и построенный на ее основе эксперимент потерпит неудачу.

Монетаристская экономическая модель успешно работала в свое время в экономике США, но в условиях, весьма отличных от российских. В России ее применение (в виде «шоковой терапии», быстрой массовой приватизации, масштабного ухода государства из экономики) дало значительные негативные результаты.

Политики и ученые по-разному объясняют этот факт. Одни говорят, что у нас было «мало капитализма», реформы были непоследовательными. Другие говорят, что резкий переход от одной экономической модели к другой, без перестройки общественного сознания и защиты пусть неэффективных, но действующих и создающих рабочие места предприятий, был ошибкой. Третьи усматривают причину в проведении экономической политики в интересах преимущественно узкого круга «олигархов» и связанных с ними чиновников.

Дискуссии по этому поводу преимущественно сводятся к обмену мнениями и произвольным ссылкам на опыт других стран. Содержательное обсуждение не получается, потому что нет общей понятийной базы, единого представления об общественных и национальных интересах.

Для содержательной дискуссии необходимо вернуться к вопросу - какое общественное устройство мы хотим иметь? «Американская» модель, «европейская» модель, «китайская» модель, уникальная собственная модель? Какое понимание человека и его интересов должно лежать в основе этой модели?

Уникальный мировой кризис, накопившиеся проблемы в российской экономике свидетельствуют о необходимости новой экономической парадигмы, учитывающей и мировые проблемы развития (экологический кризис, бедность, исчерпание ресурсов), и нравственные аспекты жизни человека.

В экономической политике должны учитываться нравственное содержание труда, предпринимательской инициативы, нравственная мотивация поведения людей. Именно отказ от рассмотрения нравственных вопросов в политике и экономике оказал масштабное влияние на разрушение экономики России, на торможение ее развития неоднократно в течение XX в.

Обычно упрощенное экономическое понимание человека, с отбрасыванием его духовных и нравственных мотивов, возводят к Адаму Смиту. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» предложил рассматривать «экономического человека», который всегда максимизирует свой частный материальный выигрыш. Смит был сторонником самой широкой свободы промышленности и невмешательства государства, полагал, что рынок обеспечит создание необходимых товаров и услуг, рабочих мест, снижение цен и повышение качества за счет конкуренции. Понятно, на такую экономическую идеологию всегда будет «социальный заказ» со стороны крупных собственников, видящих возможность защиты собственных интересов.

Необходимо отметить, что сам Адам Смит не рассматривал модель «экономического человека» как универсальную. Его экономическая система стала лишь одним из разделов нравственной философии, курс которой он читал в университете Глазго. Известный русский экономист С.Булгаков в 1908 г. писал об этом: «Человеческая душа, по учению Адама Смита, обладает различными стремлениями, различными мотивами, в числе которых существуют мотивы характера альтруистического, связанные с чувством симпатии, и мотивы характера эгоистичного, связанные с естественным себялюбием. Смит, выводя эти мотивы, не противопоставляет их один другому как мотивы нравственные и безнравственные; напротив, исходя из своей идеи о существовании общей мировой гармонии, о существовании порядка в мире, действующего с естественной необходимостью, он считает, что те и другие человеческие действия служат на благо как человеку, так и человечеству.

Поэтому этический закон для человека является для него следствием этих естественных стремлений человека в тех границах, которые определяются совестью. Благодаря этому, Смит не разрывает и не противопоставляет мотивов характера альтруистического и мотивов характера эгоистического, а напротив, констатирует их присутствие в человеческой душе рядом...

Кроме «Богатства народов» и раньше его, Адам Смит написал сочинение по нравственной философии, которое называется «Теория нравственных чувств»… В основе моральных требований у Смита лежит начало религиозное, заповедь Божия…

Несоответствие между наказанием и наградой за дела человеческие, которое наблюдается в этой жизни, Смит устраняет на будущую жизнь, причем часто говорит о невидимой руке, направляющей распределение благ и экономическую жизнь. Природа так устроена, что, что осуждается совестью и нравственными чувствами, то вредно для общества. Вот основная мысль, которая выражена и разработана подробно в «Теории нравственных чувств»…

Так как Смит констатирует в человеке рядом с альтруистическими и мотивы эгоистические, то рядом с изучением мотивов альтруистических он ставит себе задачей изучение мотивов эгоистических в различных сторонах приложения к жизни в, в частности, к экономической деятельности.

И «Богатство народов» явилось как бы одной из глав его этической, общефилософской системы - именно главой, изучающей влияние эгоистических мотивов…

Если забыть или не принять во внимание общий план работ Адама Смита и его мировоззрения, то покажется, что между «Теорией нравственных чувств» и «Богатством народов» существует не только несогласованность, но и прямое противоречие. В одном он рассматривает человека как существо, действующее по мотивам альтруизма, в другом как существо, преследующее исключительно свою выгоду.

«Богатство народов» выработало ту фикцию, которая была принята и развита далее в политической экономии, которая осталась даже в марксизме, фикцию о так называемом «экономическом человеке», т.е. такое представление о человеке, что человек руководится всегда и во всем исключительно мотивами себялюбия, экономического расчета.

Это у Адама Смита, однако, не противоречие, а просто специализация изучения различных сторон деятельности человеческой души. Причем одно восполняет у него другое. «Богатство народов», которое считается общепризнанным как первый трактат современной политической экономии,… по своему происхождению представляет из себя как бы прикладной отдел нравственной философии…

Нужно обратить внимание на тот исторический факт, что у физиократов и Адама Смита политическая экономия есть только часть или глава более общего и широкого мировоззрения и далека от той односторонней специализации, как теперь»1.

Не эта ли «односторонняя специализация» стала причиной нынешних экономических и социальных проблем?

Экономическая парадигма должна учитывать баланс интересов человека, материальных и духовных - его потребность не только брать, но и отдавать обществу, своей стране, участвовать в решении социальных проблем. На этой основе возможна гармонизация частных и общественных интересов.

Значимость общепринятой экономической идеологии - и в зависимости людей от общественного мнения, от общественно признаваемых идеалов. Конечно, идеология не может отменить действие экономических законов, но она может стимулировать те или иные стороны характера человека, побуждать его к действию.

Если уважение будет выказываться тем, кто больше приносит стране, кто участвует в решении социальных проблем, чей труд направлен на создание социально-значимых товаров и услуг, то это окажет влияние на предпринимателей. Пока же критерий успешности - это объем капитала и количество предметов роскоши, которые человек может себе позволить. Человек, наживший состояние на «удачной» приватизации, или на производстве алкоголя, или на «освоении» бюджетных финансовых потоков, или за счет использования своего должностного положения как государственного или муниципального чиновника, рассматривается как успешный человек и пример для подражания. Все измеряется только деньгами. Это тоже один из результатов нынешней либеральной рыночной идеологии.

Стоит ли удивляться росту имущественного расслоения, росту экономической преступности? Не говоря уже о том, что такой общественный настрой разлагающе действует на государственных служащих, особенно в условиях, когда размер бюджета не позволяет выплачивать достойную зарплату. Отсюда и расширение коррупции.

Необходимо поддерживать и задействовать позитивный потенциал нравственного отношения к труду, предпринимательской этики. Патриотизм - не только в защите своей страны с оружием в руках, но и в построении эффективной экономической системы, обеспечивающей суверенитет страны и решение социальных задач. Позитивные задачи экономического развития консолидируют людей, что является важным фактором общественного согласия.

Внимание вопросам хозяйственной этики уделяют традиционные конфессиональные структуры России.

В 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были приняты Основы социальной концепции2, два раздела которых - «Труд и его плоды» и «Собственность» целиком посвящены экономическим вопросам.

В Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании3 указывается: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны», ставится задача «создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества».

Далее в Своде подчеркивается: «Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее распределяются справедливо и ответственно, «вкладываются» в социальную стабильность. Если человек создает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пренебрегая интересами других, - он преступает нравственный закон и многое теряет в экономическом смысле. … Использование собственности в хозяйствовании не должно носить узко-эгоистический характер, противоречить общему интересу. Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и преумножения ими общественно-полезных благ. … И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений».

В июле 2006 г. в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров, собравший представителей ведущих религиозных течений планеты. В своем заключительном послании саммит декларировал, что “международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, то есть приносящей благо людям”.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подчеркивает: «По-настоящему деловой человек всегда помнит, что прибыль - это лишь средство для продолжения и развития своего дела на пользу ближним. Главным же смыслом своих трудов мы должны видеть служение Богу, ближнему и Отечеству через созидания необходимых для достойной жизни духовных и материальных благ. В этом главное отличие православной социально-экономической этики и понимания нами концепции «Общего блага» от небезызвестной «этики капитализма»4. Предстоятель приводит слова русского философа Николая Бердяева: «Вопрос о хлебе для меня есть вопрос материальный, но вопрос о хлебе для моих ближних, для всех людей есть духовный, религиозный вопрос».

Мы видим расширение религиозного фактора в развитии российского общества. Даже если на первом этапе приобщения к религии человек больше внимания уделяет обрядам, историческим и культурным традициям, далее неизбежно происходит постепенное приобщение к духовным основам религии. Все традиционные религии призывают отказаться от материального эгоизма, обратиться к духовному росту, к заботе о благе ближнего. Более того, требуют подкреплять свою веру делами.

Религиозное возрождение может внести свой вклад в создание новой экономики, а соответствующие религиозные хозяйственные этические нормы должны учитываться при разработке экономической теории и политики.

Нельзя недооценивать влияние экономических теорий на политику. Известный экономист Джон Кейнс писал: «Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь экономического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей. Правда, это происходит не сразу, а по истечении некоторого периода времени»5.

Сегодня без новой экономической идеологии, отражающей нравственное содержание и значение труда, невозможна успешная экономическая реформа, которая позволила бы обеспечить восстановление кадрового и промышленного потенциала, борьбу с преступностью (требующую общественной поддержки и комплексного решения социальных проблем), повышение инвестиционной привлекательности экономики, создание новых высокотехнологичных производств, глобальную конкурентоспособность.

Необходимо развитие экономической науки и внедрение ее результатов в практику политики и хозяйствования. Для такого развития необходимы внимание со стороны и государства и общественная дискуссия.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков

Примечания.

1. Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. М., 2007. С. 284-287.

2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. www.mospat.ru/chapters/conception/

3. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании (принят 05.02.2004 на VIII Всемирном русском народном соборе, одобрен 09.09.2004 Межрелигиозным советом России) // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2004. № 4. С. 8-12.

4. Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский, Председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Экономика - это изначально благословленный творцом род деятельности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 3. С. 61-62.

5. Цит. по: Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов ВУЗов. М., 2007. С. 2.