Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Город продолжает жить и развиваться

Пимашков П.И., Глава города Красноярска

Сегодня стало очевидным, что Красноярск устоял, выдержав первую волну кризиса. Несмотря на ряд трудностей, вызванных негативными последствиями мировых экономических катаклизмов, в городе удерживается стабильная обстановка. Более того, начиная с апреля, наметились положительные тенденции в текущей социально-экономической ситуации.

Безусловно, во многом город удержался на плаву благодаря запасу прочности, набранному в предыдущие годы. Политика социально-экономического развития Красноярска выстраивалась по принципу стратегического планирования. Программный подход, комплексность и системность в решении многих градообразующих задач позволили Красноярску идти на шаг впереди.

Прямое включение

Тем не менее уповать лишь на запас прочности было бы в корне неверным. Именно поэтому уже в октябре 2008 г. в Красноярске была создана группа по разработке и осуществлению антикризисных мероприятий, главной задачей которой стало формирование собственного пакета действенных антикризисных мер.

Работа группы началась с тщательного мониторинга и анализа ситуации. Сводки со всех отраслей и предприятий стекались в ежедневном режиме. Постоянными стали встречи с руководителями, а также выезды на предприятия. С недавнего времени практикуются выездные совещания антикризисной группы. Эффект «прямого включения» в работу завода или фабрики помогает оперативно снять ряд вопросов и приступить к решению серьезных проблем без лишних проволочек.

Помимо ситуаций, непосредственно касающихся того или иного предприятия, в ходе выездных совещаний поднимаются ключевые для города темы, обсуждаются дополнения к антикризисному пакету мер, рассматриваются риски и пути их снижения.

Общественный труд

Одна из наиболее эффективных антикризисных мер, реализуемых в Красноярске, - программа нивелирования рисков на рынке труда. Она включает несколько направлений. Во-первых, это опережающее обучение тех людей, которые потенциально могут попасть под сокращение или увольнение. Мера носит предупреждающий характер и помогает сработать на опережение. Также обучаются востребованным профессиям те, кто уже уволен. Второе направление - поддержка в организации индивидуального предпринимательства. Третье - помощь во временном переселении туда, где сегодня есть работа. И, наконец, организация занятости населения на общественных работах.

Предлагать трудоустройство людям, попавшим под сокращение или временно отправленным в отпуска, в Красноярске начали еще с февраля. На 22 июля заключено 197 договоров в 134 организациях города на 8807 рабочих мест по общественным видам работ. В том числе с 66 муниципальными организациями на 2330 рабочих мест. В целом к общественным работам приступили 6223 человека. Только за счет создания нового транспортного предприятия МП «КПАТП № 5» и расширения муниципального транспортного парка было создано 405 новых рабочих мест. В целом к общественным работам приступили 3511 человек в 72 организациях.

Благодаря программе занятости в Красноярске удалось стабилизировать ситуацию с ростом безработицы: с апреля 2009 г. количество официальных безработных не увеличивается.

Снижается просроченная задолженность по заработной плате. К началу марта этот показатель достиг максимальной отметки в 133 млн руб. Сейчас задолженность снизилась на 16,4 млн руб. Этот показатель - следствие постоянной работы по выводу зарплат из тени. В течение текущего года 186 организаций с численностью работников от 5 до 200 человек повысили фонд оплаты труда на 46,3%. Предполагаемые дополнительные поступления НДФЛ составят 1,4 млн руб.

Новоселье по-красноярски

Начиная с января 2009 г. в Красноярске активно решается проблема так называемых «новых обманутых дольщиков». Как только эта проблема актуализировалась, в администрации города была создана рабочая группа. Первый вопрос, который был снят с повестки, - сокращение сроков регистрации договоров участия в долевом строительстве. Затем городские власти способствовали получению стройкомпаниями технических условий на теплоснабжение. В результате были введены в эксплуатацию 4 «проблемных» многоквартирных дома. В текущем году планируется ввести еще столько же.

Программа муниципального займа была запущена еще в 2003 г. Однако в новых экономических условиях она получила актуализацию и претерпела ряд изменений, направленных на увеличение доступности займа для горожан. Снижен порог приобретаемых облигаций для приобретения квартиры с 70% до 60% от ее стоимости, увеличен размер купонного дохода с 6% до 8,5%. Впервые установлена дифференцированная цена за квадратный метр в зависимости от площади квартиры и этажности от 31,121 тыс. руб. до 35,365 тыс. руб. за 1 м2, а также разработан механизм предоставления ипотечного кредита на оставшиеся 40% стоимости квартиры. В целом за период действия программы в бюджет города поступило 380 млн руб., что позволило проинвестировать строительство 3 многоквартирных панельных домов (637 квартир). В 2009 г. по программе муниципальных облигационных заимствований реализуется 168 квартир, средняя цена которых на 15-20% ниже среднерыночной. Экономия семейного бюджета составляет 200-350 тыс. руб. в зависимости от площади жилья.

Приоритеты развития

Помимо пакета антикризисных мер, которые носят оперативный характер и зависят от состояния экономических конъюнктур, для системной стабилизации и развития направлений, связанных с качеством жизни людей, в Красноярске сформирована социально-экономическая стратегия продвижения в условиях кризиса. Здесь определены пять приоритетов - пять ключевых направлений в жизнедеятельности города. Это сохранение стабильности бюджета города, формирование новой экономики, обеспечение качественного функционирования социальной сферы, развитие городской инфраструктуры и создание условий для саморазвития и профессионального роста молодежи.

В итоге развитие города продолжается. В 2009 г. будут сданы в эксплуатацию 2 детских сада и начнется возведение еще двух. Уже стартовало строительство детской поликлиники, закончены предпроектные работы и в ближайшее время развернется строительство детского хирургического корпуса Городской клинической больницы. В ближайших планах - новая школа на 1000 мест.

В 2009 г. планируется ввести в эксплуатацию 48,5 тыс. м2 социального жилья. Это самое большое количество социального жилья за последние 5 лет.

Управление рисками

Сейчас в Красноярске началась работа над главным финансовым документом. Несмотря на то, что впереди не менее напряженный в финансовом отношении год, городские власти ощущают определенную уверенность. В активе управленцев - наработанный опыт, который теперь необходимо полностью использовать в прогнозировании рисков. Новый финансовый год в Красноярске планируют провести под девизом «Управление рисками». И для этого методично выстраивается адресная работа с каждым предприятием, чтобы заранее знать объемы налоговых платежей.

Еще одна важная составляющая в деятельности городских властей в условиях кризиса - прозрачность. Поставлена задача отработать механизмы стопроцентного контроля за использованием бюджетных средств, причем упор делается на превентивных мерах.

Очень важно, что в Красноярске выработалось правильное отношение к новым экономическим условиям. Красноярцы не преуменьшают значение кризиса, но и не преувеличивают его. Ведь самое плохое в этой ситуации - потерять веру в себя, в свои силы, веру в своих близких, веру в свою страну, наконец. Главная опасность кризиса в том, что он начинает разрушать нас изнутри, заставляет бояться будущего. Сибиряки - люди с сильным характером, поэтому красноярцы обязательно преодолеют проблемы и выйдут из кризиса готовыми к решению новых задач нового времени.

ПИМАШКОВ Петр Иванович. Доктор экономических наук, профессор. В 1986-1992 гг. - председатель исполнительного комитета Свердловского района г. Красноярска, затем глава администрации Свердловского района. С 1996 г. - Глава города Красноярска. В 2006 г. включен в почетный список ООН, имеет награду ООН "Хабитат" за весомый вклад в улучшение городской среды, высокие темпы жилищного строительства, повышение качества жизни горожан. В 2006 г. избран председателем Совета муниципальных образований Красноярского края.