Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Из выступления на VIII Международном инвестиционном форуме "Сочи-2009"

Путин В.В., Председатель Правительства РФ

В прошлом сентябре мы встречались с вами перед началом мирового финансового и экономического кризиса, если так можно сказать, "накануне грозы". Стремительно нарастали тревожные симптомы в мировой экономике. В конце концов, они обернулись драматическими, во многом беспрецедентными событиями в мировой экономике.

Проблемные явления в отдельных странах на наших глазах переросли в глобальные финансовые потрясения, а затем и в полномасштабный финансовый и экономический кризис. И, как говорят многие эксперты, - трудно с этим не согласиться - ничего подобного раньше в мире не происходило. Как мы видим, в глобализации есть положительные, но есть и очень настораживающие тенденции.

Сегодня у политиков и бизнесменов появляется ощущение, что "экономический горизонт" вновь начинает светлеть, проясняться. Несмотря на еще сохраняющуюся неопределенность, поводов для такого сдержанного оптимизма становится все больше. Падение ведущих экономик мира замедлилось и в некоторых случаях не только прекратилось, но и, скажем в Еврозоне, вы знаете это, в крупнейших экономиках, наблюдается рост.

Это касается положения дел и в России. После 8 месяцев рецессии возобновился рост промышленного производства и ВВП. Начиная с июня 2009 г. отечественная экономика "набирает" в среднем по 0,5% в месяц. И если мы говорим о том, что это в июне происходило - июнь, июль, август, сейчас сентябрь - это, конечно, уже устойчивая тенденция.

Наши осторожные, даже, может быть, излишне консервативные прогнозы все же показывают, что и в дальнейшем экономические тенденции будут развиваться в таком позитивном направлении.

Вместе с тем, было бы серьезной ошибкой считать, что все обошлось, все уже в прошлом. И тем более недопустимо двигаться дальше, иллюзорно полагаясь лишь на попутный ветер мировой экономики.

Сейчас крайне важно продолжить работу над решением системных проблем, породивших кризис. Мы обязаны извлечь для себя из этого самые серьезные уроки.

В ходе кризиса Россия в полной мере ощутила, чем оборачиваются недостаточность диверсификации экономики, слабость национальной финансовой системы, инфраструктурные ограничения, низкая производительность труда, расточительность в использовании ресурсов и неэффективность корпоративного управления.

Поэтому, наряду с продолжением реализации хорошо зарекомендовавших себя антикризисных мер, с внедрением некоторых новых, для нас во всяком случае, методов, которые применялись в других странах и небезуспешно - а мы это тоже планируем, - уже в ближайшее время Правительство начнет формирование так называемой стратегии выхода из кризиса - набора действий по модернизационной повестке и обеспечению посткризисного развития.

И сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на одну из центральных проблем - привлечение инвестиций в развитие.

Российская экономика по-прежнему тотально недоинвестирована. В существенном обновлении нуждаются инфраструктура и технологическая база целых отраслей промышленности.

Чтобы сохранить конкурентоспособность, мы должны обеспечить резкое повышение энергоэффективности и производительности труда на наших предприятиях, снизить издержки, активизировать внедрение инноваций.

С другой стороны, очевидно, что эпоха "легких", "дешевых" денег, конечно, закончилась. Что в будущем конкуренция за ресурсы для развития будет предельно жесткой. И в выигрыше окажется та страна, которая предложит инвестору наиболее благоприятные условия и перспективы роста. Мы в России будем стремиться к созданию именно такой обстановки.

Конечно, определенную роль могут и должны сыграть государственные инвестиции. Несмотря на сокращение доходов бюджета, в 2009 году мы продолжили финансирование проектов развития. Федеральные ассигнования на транспортную инфраструктуру в текущем году составят 560 млрд руб., в том числе на автодороги направлено 312 млрд руб. Еще в общей сложности порядка 500 млрд руб. пошло на стимулирование стройиндустрии, решение жилищных проблем.

Одновременно были продолжены инвестиционные программы естественных монополий. Их общий объем составит около 2 трлн руб. Как вы понимаете, тоже не без поддержки государства. В некоторых случаях мы просто напрямую направляем федеральные ресурсы в уставные капиталы этих компаний.

Разумеется, государственная поддержка крупных, общенациональных инвестиционных проектов будет осуществляться и в дальнейшем. В то же время, и хотел бы это подчеркнуть, госинвестиции - это важный, но далеко не единственный и не главный антикризисный рецепт.

Необходимо максимально задействовать возможности самого бизнеса, его инициативу. За последние месяцы были сняты многие административные барьеры, ликвидированы избыточные контрольные процедуры и функции. Усилены антимонопольное регулирование и гарантии частной конкуренции. Работа по этим направлениям, без всяких сомнений, будет продолжена.

Мы с вами находимся в Сочи - столице Олимпиады 2014 г. Опыт идущего здесь строительства наглядно показал, насколько архаично устроены у нас некоторые сферы. Так, большинство строительных нормативов действует со времен плановой советской экономики.

Вот вчера только мы с коллегами говорили о стоимости некоторых объектов. Они иногда на удивление дороже, чем аналогичные проекты наших коллег, скажем, в Западной Европе. И все по закону, все правильно. А почему? А потому что действуем в рамках старых норм и правил, в рамках старых нормативов. И претензии-то некому предъявить. Поэтому в ближайшее время будет активизирована работа по устранению остающихся препятствий при реализации инвестиционных проектов.

Кроме ликвидации многих административных барьеров мы серьезно снизили налоги. Сегодня Россия имеет не только самую низкую ставку подоходного налога в 13%, о чем вы, безусловно, все знаете, но и самую низкую среди стран "Восьмерки" и БРИК ставку корпоративного налога - 20%.

Кроме того, кризис еще раз показал, что проблему нехватки инвестиций невозможно решить без формирования собственного, в полном смысле зрелого финансового рынка.

Поэтому будут предприняты меры, направленные на совершенствование работы банковского сектора и фондового рынка, на внедрение гибких и одновременно более защищенных инструментов инвестирования сбережений. Что представляется чрезвычайно важным для появления в стране так называемых "длинных" денег.

Далее. Мы, разумеется, открыты для иностранных инвестиций. Так, в прошлом году был принят закон, четко регламентирующий процедуры получения контроля со стороны иностранного капитала в стратегических отраслях.

Отмечу, что этот закон был принят не в последнюю очередь, а в результате консультаций с нашими иностранными партнерами, которые нам прямо в свое время говорили: скажите четко и ясно, где можно работать и на каких условиях, по каким правилам, а где есть какие-то ограничения. Мы так и сделали.

Кроме этих стратегических отраслей, связанных, скажем, со стратегическими запасами минерального сырья, ограничений вообще никаких для иностранного капитала нет. Но и здесь нет никакого запрета. Введены просто ясные и понятные процедуры для всех игроков рынка.

При этом особую ценность для нас имеют инвестиционные проекты, которые предусматривают передачу в Россию современных технологий. То есть, нам необходимы не только и не столько деньги - хотя и это, безусловно, очень важно - но, в первую очередь, знания и опыт, которыми располагают ведущие мировые игроки.

В этой связи позвольте привлечь ваше внимание к ряду ключевых отраслей, инвестирование в которые, на наш взгляд, имеет приоритетное значение.

Во-первых, это все, что связано с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, телекоммуникаций, цифрового телевидения.

Однако одна только подготовка к Олимпийским играм в Сочи открывает перед заинтересованными инвесторами огромные возможности во всех этих сферах.

Кроме того, у нас еще несколько крупных проектов осуществляются в регионах страны - тоже весьма значимых. Это обновление города Владивостока в связи с подготовкой к саммиту АТЭС. Это подготовка Казани к Всемирной универсиаде и ряд других проектов.

Далее. Правительство России ведет разработку государственной программы энергосбережения. Подготовлена новая Энергетическая стратегия страны на период до 2030 г.

По сути, мы хотели бы иметь принципиально новую энергетику, значительно более надежную, эффективную и, конечно, более экологичную.

Кстати говоря, мы уже много раз возвращаемся к теме того, что кризис должен помогать переходить на новые технологии. С помощью либо без поддержки государства, но реально в экономике это все-таки происходит. И мои постоянные контакты с представителями бизнеса говорят именно об этом. Люди, которые своевременно задумались о необходимом перевооружении, сделали первые шаги - даже в условиях кризиса многие идут на то, чтобы обновлять производство.

Только что я был в Тульской области, и приятно было посмотреть, как работают там некоторые предприятия - в химической промышленности, например. Я боюсь ошибиться в деталях, но по общим параметрам не ошибусь точно. Там использование тепловой энергии они снизили, по-моему, на 54%, потребление электроэнергии снизили на 37%, потребление газа - на 24%, а потребление промышленной воды снизили на 90%.

Конечно, кризис подталкивает к тому, чтобы переходить на такую работу. Государство помогало и намерено помогать дальше в реализации проектов подобного рода. Каким образом? Предоставлять субсидии при выдаче кредитов, снижая ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование и т.д.

Масштабные совместные проекты в сфере добычи и транспортировки углеводородов можно рассматривать, в том числе, и как средство формирования единого европейского энергетического пространства.

Естественно, они могут быть реализованы только при условии взаимного учета интересов. Российские компании, инвестирующие в энергетические проекты за рубежом, должны иметь условия не хуже, чем иностранные инвесторы в России.

Кроме того, мы рассчитываем, что освоение новых месторождений и создание дополнительных транспортных коридоров будет сопровождаться постепенным расширением закупок российского промышленного оборудования, качество которого также должно постепенно подтягиваться к международным стандартам.

Мы также стремимся расширять кооперацию с нашими зарубежными партнерами в тех сферах, где Россия традиционно занимает ведущие позиции. Это космическая деятельность, ядерная энергетика. В том числе готовы к совместным проектам на рынках третьих стран.

Выступая здесь, не могу не вспомнить о положительном примере нашей кооперации. Как вы знаете, канадская компания "Магна" и наше ведущее финансовое учреждение Сбербанк приобрели контрольный пакет компании "Опель". Я знаю, что новые акционеры осознают всю свою социальную ответственность, готовы внести свой вклад в сохранение одного из крупнейших европейских автопроизводителей, тем самым создать хороший пример взаимовыгодной кооперации в этой важной сфере.

Отмечу также, что сегодня у нас в стране открыто несколько крупных автосборочных производств ведущих мировых концернов. Пора сделать следующий шаг - построить в России новые заводы по производству автокомпонентов. Экономическая целесообразность для этого уже возникла, она имеется.

Разумеется, наши предложения о сотрудничестве и взаимовыгодной кооперации касаются не только перечисленных мною отраслей экономики. В конечном счете, именно бизнес должен решать, куда выгоднее вкладывать деньги.

Уверен, что в итоге у России есть шанс стать одним из мировых центров притяжения инвестиций. Кризис должен не отдалять нас от достижения этой цели, а наоборот - приближать.

События последних месяцев наглядно показали, что проигрывает тот, кто опускает руки. И наоборот - как критически важна способность принимать выверенные решения, а затем энергично и успешно их реализовывать, находить новые направления для развития.

Сейчас такой вызов стоит и перед государствами, и перед бизнесом. Чтобы достойно ответить на него, нам предстоит напряженная совместная работа.

Мы ценим, что даже в трудное для нас первое полугодие мы отфиксировали рост притока прямых иностранных инвестиций. Приток продолжается - он составил в первом полугодии 17 млрд долл. США.

Сам факт того, что сегодня вы собрались здесь, в Сочи, чтобы обсудить деловые планы на будущее, говорит о том, что у вас есть уверенность в перспективе ваших проектов и ваших компаний, в перспективе работы в России. Есть желание, есть воля к этой работе, вера в Россию, в ее огромные возможности. <…>

Мне кажется, что глобальные проблемы возникли по нескольким причинам - их много, на самом деле: здесь и традиционные, классические признаки перепроизводства в некоторых отраслях - скажем, в автомобилестроении полное затоваривание во всех странах мира. Но есть и другие причины, которые не были известны ранее в качестве "спусковых крючков" кризиса. Первая - это глобальная валюта, доллар. Мы все знаем, что проблема заключается в том, что есть глобальное противоречие между тем, что делает ФРС, потребностями самой американской экономики и мировой экономики, для которой ФРС является единственным центром производства денежной массы. Несоответствие между денежной массой в самих США и глобальной экономике - это фактор, который непонятно как устранять. Ведь если эмиссионный центр находится в Вашингтоне, печатает деньги для всего мира, для всей мировой экономики, а никто не контролирует, то уже здесь есть какая-то проблема. Мне кажется, может быть только один выход - если будет какая-то общая договоренность об общих правилах поведения или будет несколько мировых резервных валют. Мне кажется, ничего страшного для экономики США не произойдет, потому что, в конечном итоге, и сама она от этого только выиграет, т.к. это будет путь к той стабильности, о которой говорили. Это первое.

Второе. Конечно, так называемые инструменты гибкости на финансовых, фондовых, сырьевых рынках стали отчетливо напоминать легализацию спекулятивных сделок. И все эти инструменты оторвались от реальной экономики. Фьючерсы очень отдаленно напоминают то, что должно происходить с ценами на энергоносители, а деривативы на деривативы вообще ничего не отражают. Все это тоже ведет к повышению факторов неопределенности. Кстати говоря, если говорить о повышении роли государства, то она должна заключаться не в том, чтобы деньги накачивать в экономику, хотя подчас от этого никуда не уйти, а в том, чтобы навести порядок в инструментах.

Если это произойдет, если удастся это сделать в рамках восьмерки, двадцатки, тридцатки, если мировому сообществу удастся договориться об общих правилах игры, тогда можно рассчитывать на то, что элементы стабильности вернутся.

Теперь по поводу тех проблем, с которыми сталкиваются страны, - дефицит бюджета, госдолг, дефицит платежного баланса. Мы понимаем, это в основном камешки в американский огород, но я бы ими так особо не разбрасывался, потому что у всех стран есть свои проблемы. У России, например, это высокая инфляция, с которой нам, к сожалению, справиться до сих пор на должном уровне не удалось. Кстати говоря, это "ахиллесова пята" и с точки зрения нашего подхода к кризису.

У нас был огромный приток капитала в предыдущие годы - в 2007 г. чистый приток частного иностранного капитала был у нас 81 млрд плюс еще нефтедоллары и т.д. Конечно, Центральный банк при всем к нему уважении все-таки не до конца справился с задачей изъятия лишней денежной массы с рынка. Второе - Правительство, должен тоже сказать, все-таки не удержалось перед соблазном больших государственных расходов. Это достаточно трудно было сделать по политическим соображениям, под давлением. Когда, вроде, денег много, а нужно решать массу задач: и инфраструктуру развивать, и в социальной сфере.

Все - нужно. Туда, сюда давайте денег. Давайте, давайте, давайте. Вот давали, давали, давали - и инфляция высокая. Инфляция высокая, значит, ставка рефинансирования Центрального банка высокая. Ставки по кредитам высокие - нет источников для развития, все пошли на западные рынки кредитоваться.

И ничего хорошего здесь нет, потому что когда кризис начался, источники финансирования на Западе закрылись и для наших финансовых учреждений, и для реального сектора экономики также финансовый "кислород" был перекрыт. Потребовалось вмешательство со стороны Правительства.

Плюсами являлось то, что у нас были накоплены большие резервы: и золотовалютный резерв, и правительственные резервы. Но, во всяком случае, я хочу сказать, что во всех странах есть что-то общее и есть свои проблемы, о которых мы не вправе забывать.

И, наконец, по поводу перспектив. Я уже упомянул о том, что сейчас - и это, кстати говоря, легко посмотреть, есть исследования, они очень объективные: одна из проблем в мировой экономике сегодня - затоваривание. Произведено товаров, которые скопились на складах, огромное количество. И на сегодня эти товары не находят потребителей. Это требует времени.

Постепенно, сейчас трудно сказать, в какой временной период, но, тем не менее, это, безусловно, произойдет. Все эти запасы будут распроданы, и появится еще один прямой повод для дальнейших шагов в развитии. И это, безусловно, без всяких сомнений, произойдет.

И, конечно, мировая экономика будет развиваться. Вопрос только в сроках и в темпах. То же самое касается и цен на сырьевые товары, включая то, что является основными статьями экспорта России на сегодняшний день - это углеводороды, нефть, газ, нефтепродукты, это химия, это также металлы.

Конечно, трудно прогнозировать - какие цены в какие сроки будут? Некоторым кажется, что это невозможно, но это не так. Это возможно. Достаточно взять наблюдения за колебанием этих цен на мировых рынках за длительный период времени. Они, эти наблюдения, в течение десятилетий проводятся, и там все ясно и понятно. Конечно, очень трудным является наложение сегодняшних факторов на те тенденции, которые происходят на сырьевых рынках в мировой экономике. И вот здесь очень много неопределенностей.

Но Правительство РФ и другие правительства обязаны такие прогнозы делать, и мы делаем такие прогнозы. Наши прогнозы носят консервативный характер, но мы уверены, что реалии будут лучше, и гораздо лучше того, что мы планируем.<…>

[Г.О.Греф] назвал два источника "длинных денег" – это страховые фонды и пенсионные, но есть еще один, про который он забыл. Он, наверное, самый главный все-таки - это накопления граждан в банках.

Но чтобы эти средства были устойчивым резервом, нужно чтобы в стране была низкая инфляция и полная экономическая стабильность, которая подкреплялась бы ростом резервов и в банковской системе, и у государства - у Правительства и у Центрального банка. Вот когда все это и кое-что еще сверху будет в наличии, тогда действительно появятся источники внутреннего финансирования экономического роста.

Но, кстати говоря, то, что финансирование из-за рубежа было в значительной степени прикрыто, это связано было не с проблемами российской экономики, а с недостатком ликвидности в самой западной экономике. Но сейчас, когда многие западные экономики справляются с проблемами кризисных явлений и иностранные рынки открылись сейчас для наших заемщиков, в этой связи и Герману Оскаровичу и другим руководителям наших финансовых учреждений нужно ясно и четко понимать, что они работают в условиях глобальной конкуренции, и они должны предлагать конкурентоспособный продукт по конкурентной цене.

А пока они этого не делают, их клиенты будут как можно быстрее отдавать им все, что они взяли в кредит, и уходить в другие финансовые учреждения, которые предлагают лучший продукт по низкой ставке. В ближайшие годы, мне бы во всяком случае этого очень хотелось, Правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в ближайшие несколько лет в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла где-то 6%.

Теперь по поводу нашего сотрудничества с зарубежными партнерами. Здесь коллега Джон Мак сказал, что когда российские компании приобретают какие-то активы за рубежом, то иногда имеет место так называемый национализм. Я бы назвал это национальным экономическим эгоизмом и даже экономической политикой.

Действительно, наши инвесторы подчас сталкиваются с этими проблемами. Убежден, что это все родимые пятна прежней "холодной войны", от которых мы никак не можем избавиться, ни у нас целиком не можем избавиться, ни наши партнеры ни в Европе, ни в США не могут избавиться пока. Но это пройдет. Это требует только времени. И чем шире практика взаимной работы и взаимного инвестирования, чем больше позитивного опыта, тем быстрее этот период закончится.

Я со своей стороны очень рассчитываю на то, что наши американские гости сегодня, представители крупного американского бизнеса будут всячески способствовать, чтобы всякие рудименты прежней эпохи, которые мешают развитию сотрудничества, были ликвидированы как можно быстрее.

Мы все помним печально известные, так называемые, КОКОМовские списки, которые ограничивали передачу технологий в Советский Союз. Формально эти списки ликвидированы. Фактически же в решениях Госдепа США значительная их часть сохраняется. Это наносит ущерб сотрудничеству России со своими партнерами и, прежде всего, с Соединенными Штатами. Это наносит ущерб и американскому бизнесу, потому что мешает ему развивать свои деловые контакты в России, мешает ему строить такие производства, которые были бы наиболее эффективными, подрывает конкурентоспособность американского бизнеса на мировых рынках.

И вот последнее решение Президента Обамы, который отменил планы по строительству третьего позиционного района противоракетной обороны в Европе, наводит нас на хорошие мысли. Я очень рассчитываю на то, что за этим правильным и смелым решением последуют и другие, в том числе полная отмена ограничений на сотрудничество с Россией и на передачу в Россию высоких технологий и активизация по расширению количества членов Всемирной торговой организации за счет России, Белоруссии и Казахстана. <…>

Здесь говорили о преимуществах Бразилии, говорилось о плюсах, которые видят инвесторы при работе в Китае. Я с этим полностью согласен.

На мой взгляд, одно из основных преимуществ Китайской Народной Республики - это стабильность. И политическая стабильность, и экономическая. Большие резервы, возможность для финансовых властей принимать решения, правильные решения, без оглядки на политические последствия. Скажем прямо об этом. Это кому-то нравится, кому-то - нет, но для инвесторов это плюс и плюс очевидный.

Но есть там и ограничения, потому что, скажем, в том же Китае есть валютные ограничения для инвесторов, связанные с выводом капталов. Есть определенные проблемы в России, но есть и плюсы. В том числе и тот самый либерализм в финансовой сфере, о котором я сейчас упомянул.

В конце прошлого - начале этого года для всех стало очевидным, что происходит в мировых финансах и, как результат, в российских финансах тоже. И для специалистов было ясно, что нужно менять курс национальной валюты.

Не скрою, именно по политическим соображениям - для того, чтобы дать возможность гражданам России сориентироваться в происходящих процессах и принять для себя решение о том, в какой валюте они хотят оставить свои сбережения - мы, как я и обещал это в своих публичных выступлениях, плавно меняли курс национальной валюты.

Но для всех специалистов рынка было понятно, какой оптимальный рубеж. И крупные игроки на финансовом рынке, прежде всего иностранные, да и наши банки, другие участники рынка, конечно, этой ситуацией воспользовались для того, чтобы работать на нашем рынке и выводить капиталы.

В этих условиях вполне естественно было бы для Правительства РФ принять решение об ограничении оборота валюты. Хочу обратить ваше внимание на то, что мы сознательно пошли на потерю значительного объема золотовалютных резервов - свыше 100 млрд долл. Именно для того, чтобы все участники рынка поняли: в России возврата к прежнему регулированию не будет. Россия останется рыночной, либеральной экономикой. И все инвесторы, которые входят в Россию, на российский рынок, ясно и четко должны понимать сегодня и на будущее - мы сохраним для всех этот либеральный режим, который, на мой взгляд, является одной из фундаментальных основ для полномасштабного инвестирования в экономику России. <…>