Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

Меры по минимизации последствий экономического кризиса в Сахалинской области

Хорошавин А.В., Губернатор Сахалинской области

Социально-экономическое развитие Сахалинской области

Сейчас в экономике Сахалинской области тенденция достаточно благоприятная. За январь-март 2009 г. объем промышленного производства составил, по нашей оценке, около 58 млрд руб. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличится примерно на 19,5%. Возросла добыча нефти в январе и марте. Мы оцениваем объем увеличения добычи нефти в 3-7 млн т или примерно на 123,5% к аналогичному периоду прошлого года. По добыче газа - в объеме 3,5 млрд и к аналогичному периоду прошлого года это рост на 70%.

Добыча угля по итогам 3 мес составила 1 100 000 тонн. Это рост на 122% к январю-марту 2008 г. Продолжаются работы по увеличению отгрузки угля. Дают свой эффект те капитальные вложения, которые были инвестированы в угледобычу в прошлом году. Так, инвестиции составляли примерно более 600 млн т.

Мы несколько отстаем в рыбохозяйственном комплексе в связи с тем, что очень существенно сказались погодные условия. По пищевой промышленности у нас рост по всем показателям: молочная продукция, кондитерские изделия, колбасные изделия, минеральная вода. По сельскохозяйственной продукции рост составил около 1%. Производство мяса увеличилось на 6%, молока - на 1% , яиц - на 2%. Объем розничного товарооборота превысил уровень прошлого года.

Среднедушевые денежные доходы населения составят 21 тыс. руб., это на 10% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Средняя заработная плата - 32 тыс. руб, что примерно на 14% больше, чем в аналогичном периоде 2008 г. Особо выделим превышение средней пенсии над прожиточным минимумом пенсионеров. Этого превышения мы добились с 3 квартала 2008 г. Средний размер назначенной пенсии с 01.04.2009 достиг примерно 7 тыс. руб., а на начало апреля 2008 г. она составляла 5400 руб. 

Мы предметно отслеживаем уровень безработицы. Я надеюсь, что мы достигли пика безработицы или приблизились к нему и дальше нам удастся эту ситуацию стабилизировать, и этот показатель начать уменьшать.

Мы, безусловно, будем выполнять ту социальную программу поддержки населения, которая прописана в бюджете Сахалинской области в объеме 4,5 млрд руб. Мы сформировали фонд, "подушку безопасности" в размере 2 млрд 800 млн руб. Эти средства заморожены на самый крайний случай. Естественно, если ситуация будет развиваться нормально, то мы внесем предложение в Думу, как эффективно израсходовать эти деньги.

В области наблюдаются проявления финансового кризиса, но они не носят масштабного характера и на данный момент особенно не влияют на основные параметры жизнедеятельности. В январе-феврале 2009 г. по Сахалинской области наблюдался рост промышленного производства - индекс промышленного производства составил 119,2% к соответствующему периоду 2008 г. Увеличены объемы добычи углеводородного сырья, угля, производства пищевой продукции.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы бюджета увеличились на 8%, что позволило обеспечить выполнение социальных обязательств перед населением области.

Двигателями региональной экономики продолжают выступать нефтегазовый комплекс, рыбная отрасль, сельское хозяйство, потребительский рынок, транспорт и связь.

Однако тревожные моменты, безусловно, присутствуют.

Нас беспокоит ситуация с развитием кредитования, особенно реального сектора экономики и малого бизнеса. Беспокоит кредитование банками. Во-первых, та учетная ставка, которую Центробанк диктует, плюс те проценты, которые набрасывают коммерческие банки на свое содержание, конечно, делают кредиты существенно дорогими. Наши предприниматели с настороженностью, с большой долей скепсиса начинают относиться к этому виду кредитования. Они пытаются взвесить, надо ли брать такие дорогие кредиты. Их придется отдавать. А там существуют еще и неблагоприятные пункты по повышению кредитной ставки, если ситуация меняется. Таким образом, кредитование бизнеса существенно снизилось. Но это общая проблема по всей стране.

Мы не закрываем глаза на ухудшение ситуации в строительном комплексе, на снижение товарооборота, рост безработицы и динамику инфляционных процессов.

В этих условиях администрация Сахалинской области считает основной своей задачей сохранение объемов промышленного производства, создание условий для их дальнейшего роста, а также предотвращение массовой безработицы.

Организационные меры

Для минимизации негативных проявлений глобального экономического кризиса осенью прошлого года при администрации области мы создали специальные рабочие группы. Цель их работы - отслеживание социально-экономической ситуации в Сахалинской области и своевременная выработка мер для решения возникающих проблем. Заседания рабочих групп проводятся 2 раза в месяц.

В декабре 2008 г. был утвержден План антикризисных действий, который сегодня реализуется с участием всех органов исполнительной власти.

Антикризисный план включает в себя 6 позиций:

  • поддержка реального сектора экономики;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства;
  • оптимизация бюджетных расходов;
  • областной резервный фонд;
  • социальная поддержка населения;
  • поддержание социальной стабильности.

Сравнивая Правительственную Программу и наш региональный План, отмечу, что по сути проводимой работы, в основном, эти документы совпадают, и обсуждение на региональном уровне проекта федеральной Программы показало наше единство в оценке целевого назначения Программы и, главное, в оценке своевременности создания этого документа. По нашему мнению, реализация антикризисной Программы должна уменьшить масштабы экономического спада в стране. Одновременно должны быть созданы условия, чтобы в 2010 г. мы смогли избежать стагнации и перейти к экономическому росту.

Поддержка реального сектора экономики

Из 150 социально значимых предприятий региона различных форм собственности мы сформировали список, наш региональный перечень. При этом учитывали принадлежность предприятий к числу системо- и бюджетообразующих, наличие у них уникальных технологий, значимость предприятий в сохранении непрерывности технологических цепочек, и другие критерии.

В областном бюджете на 2009 г. мы до 1,5 млрд руб. увеличили сумму, лимит бюджетных гарантий, которая будет направлена на поддержку реального сектора экономики. Депутаты областной Думы одобрили наши предложения. В этом же пакете документов по поддержке реального сектора экономики находится и залоговый фонд в объеме 100 млн руб., который будет помогать предпринимателям решать проблему залогового обеспечения. 132 млн руб. заложено на компенсацию процентной ставки для предприятий.

Мы утвердили областную адресную инвестиционную программу на 2009 г., которая предусматривает направление более 14 млрд руб. на проведение строительных и ремонтных работ на различных объектах, что станет хорошей поддержкой предприятий строительного комплекса.

Поддерживать будем и целые отрасли. На поддержку рыбаков выделено порядка 70 млн руб., на поддержку сельского хозяйства, в рамках программы поддержки сельхозтоваропроизводителей - порядка 340 млн руб.

Для стимулирования инвестиционной деятельности принят ряд нормативных актов о льготах по налогу на прибыль и о налоге на имущество организаций.

Поддержка малого и среднего предпринимательства

В Сахалинской области вклад малого и среднего бизнеса в формирование внутреннего регионального продукта составляет почти 30%, около трети всех сахалинцев и курильчан работает в этой сфере.

В Сахалинской области принят целый ряд принципиальных решений, направленных на поддержку и развитие предпринимательства. В частности, это областные законы «О поддержке и развитии малого предпринимательства», «Об особенностях отчуждения государственного и муниципального имущества», «О снижении ставки налога на вмененный доход» для наших предпринимателей», утверждена областная целевая программа по поддержке малого и среднего бизнеса на 2009-2011 гг. Все принятые документы - это результат совместной работы областных органов власти, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества. Для малого бизнеса упрощено взятие в собственность площадей, которые они арендовали, т.е. предприятия малого бизнеса могут получить до 300 м2, в рассрочку на 3 года.

Среди мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить предоставление им организационной, информационной и консультационной поддержки, помощь в решении проблемы кадрового обеспечения, правовую и финансовую поддержку, содействие в решении имущественных вопросов.

Для повышения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам за счет средств областного бюджета сформирован залоговый (гарантийный) фонд в объеме 100 млн руб. Это стало возможным благодаря принятию соответствующей целевой программы на 2009-2011 гг. Механизм получения госгарантий за счет залогового фонда следующий. Предприниматель или компания направляет заявку в банк на получение кредита. При наличии положительного решения кредитной организации другая заявка передается в Главное финансовое управление области. Государственные гарантии субъектам предпринимательства предоставляются при отсутствии у них просроченных задолженностей по выплате зарплаты работникам и обязательным платежам в бюджетную систему РФ, неисполненных обязательств по ранее предоставленным гарантиям с истекшим сроком исполнения и некоторых других оснований.

Ведутся специальные встречи, семинары в муниципальных образованиях, на которых мы разъясняем меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Такие семинары проведены уже в Долинске, Корсакове, Аниве, Холмске, Макарове, в Ногликах и Невельском муниципальном районе.

Программа занятости населения

Программа занятости населения имеет особую актуальность в кризисный период. Как и в программе Правительства РФ, особое значение в антикризисном плане Сахалинской области уделено социальной защите населения. В целях улучшения ситуации на рынке труда принята «Программа поддержания занятости населения Сахалинской области на 2009 год», которая прошла согласование с федеральными органами власти.

Планируется, что участниками Программы станут более 2 тыс. жителей области. Программой предусматриваются действия органов службы занятости населения по четырем основным направлениям:

  • организация общественных и временных работ;
  • опережающее обучение новым профессиям граждан, попадающих под сокращение штатов;
  • стажировка на предприятиях выпускников профессиональных учебных заведений;
  • развитие самозанятости населения.

На эти мероприятия из федерального бюджета выделено 52,6 млн руб. Из областного бюджета будет затрачено 7,4 млн руб.

В Сахалинской области организован еженедельный мониторинг рынка труда. На текущий момент закрытие действующих предприятий в области не планируется. В социальной сфере обеспечивается своевременность ежемесячной денежной выплаты малоимущим неработающим пенсионерам. Выплаты сумм социальных пособий, компенсаций, ежемесячных и единовременных выплат также производятся своевременно.

Строительный комплекс

Обеспечение населения жильем - это та приоритетная задача, которой мы постоянно занимаемся. Задача, которую я сформулировал перед соответствующими структурами администрации области, перед строительным комплексом - это сохранить тот объем жилищного строительства, который был набран по итогам 2008 г. - 146 тыс. м2. Мы расписали по домам, по квартирам, по датам, по срокам, всю свою строительную жилищную программу на 2009 г. В этой программе 152 тыс. м2. В этом году на жилищное строительство мы заложили существенно больше денег - 530 млн руб. по сравнению с 200 млн руб. в 2008 г. Это позволит нам вести только социального жилья более 20 тыс. м2. Самое пристальное внимание мы обращаем на село. Но не только для того, чтобы настроение жителей села поддержать: нам надо развивать село, наша работа позволит привлекать туда кадры.

ХОРОШАВИН Александр Вадимович. Кандидат экономических наук. С 1997 г. - первый вице-мэр Охи и Охинского района. В 2001 г. избран главой администрации - мэром Охи и Охинского района. В 2007 г. наделен полномочиями губернатора Сахалинской области.