Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

Решение общественных слушаний "Информационная политика в жилищной сфере: обязанность государства, бизнеса или общества?"

По инициативе Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике, Сети школ жилищного просвещения, Тихоокеанской коалиции по содействию реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе при участии Программы поддержки гражданского общества «Диалог» (Айрекс), Фонда «Новая Евразия» и Ассоциации НКО в поддержку ТСЖ и ЖСК состоялись общественные слушания по информационной политике в жилищной сфере. Участники общественных слушаний обсудили вопросы, влияющие на эффективность информационной политики в жилищной сфере, а также роль государства, общественности и бизнеса в ее осуществлении.

Актуальность данной темы определяется крайне низким уровнем информированности всех заинтересованных сторон, но, прежде всего, граждан о своих правах и оптимальном поведении при выборе способа управления, разрешении конфликтов, взаимоотношениях с управляющими компаниями, проведении капитального ремонта жилого фонда, повышении качества управления домами, использовании доступных подходов к ресурсосбережению и энергоэффективности.

Информация о реализации информационной поддержки жилищно-коммунальной реформы в рамках Федеральной целевой программы«Жилище» недоступна гражданам, а организаторам слушаний не удалось получить доступ к данным реализации этой программы. Представители Министерства регионального развития РФ уклонились от участия в слушаниях.

Базовым принципом и критерием эффективности проведения информационной политики должно стать «Информированное согласие» всех сторон по поводу тех или иных решений, затрагивающих их интересы. Информированное согласие – новый подход к принятию решений, в основе которого лежит принцип достаточной информированности и этической обоснованности решений.

Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают необходимость проведения масштабных программ по профессиональному образованию, жилищному просвещению, информационной поддержке нанимателей и собственников жилья в Российской Федерации. Особое место в этих процессах занимают организации гражданского общества, которые зачастую реализуют посреднические функции между обществом и государством, обществом и бизнесом, государством и бизнесом. Некоммерческие организации могут и должны стать полноправным партнером власти в реализации задач, направленных на эффективное реформирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Отвечая на вопросы, заявленные на общественных слушаниях: «Как государство и общество реализуют информационную политику в жилищной сфере?» и «Какие направления информационной политики могут реализовываться через механизмы взаимодействия и координации государственных и негосударственных учреждений?», участники Общественных слушаний предлагают:

в сфере жилищного просвещения:

Министерству регионального развития РФ:

1.  В целях повышения грамотности участников жилищных отношений, включая собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах, подготовить предложения Правительству РФ о совместной с некоммерческим сектором разработке раздела Федеральной целевой программы «Жилище» по информационному сопровождению и просвещению участников жилищных отношений.

2.  Подготовить предложения Правительству РФ о включении в Федеральный закон № 185-ФЗ дополнительного условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ, которое будет стимулировать разработку целевых региональных и муниципальных программ по жилищному просвещению и информационному сопровождению реализации программ по капитальному ремонту.

3.  В целях повышения эффективности информационного сопровождения жилищной реформы организовать и провести конкурсные программы для некоммерческих организаций по жилищному просвещению населения при финансовой поддержке Министерства регионального развития РФ.

4.  Разработать механизмы по интегрированию успешных просветительских технологий, разработанных и апробированных некоммерческими организациями, предоставляющими услуги в сфере жилищного просвещения, в систему государственных просветительских программ, в частности, в рамках  «Жилище».

5.  Способствовать развитию институтов жилищного просвещения в регионах (включая учебные центры, Сеть школ жилищного просвещения, Тихоокеанскую коалицию содействия реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе, Всероссийскую ассоциацию ТСЖ и ЖСК, Российскую ассоциацию нанимателей жилья и другие НКО, занимающиеся просвещением в жилищной сфере).

6.  Обобщить и распространить успешный опыт некоммерческих организаций по сетевому межрегиональному сотрудничеству в сфере жилищного просвещения населения.

7.  Создать условия для использования экспертного потенциала общественного сектора для подготовки и реализации просветительских программ, общественной оценки эффективности деятельности по работе с населением в сфере жилищно-коммунальной реформы.

8.  В целях развития в России информационного сообщества, доступности информации, установки оперативной обратной связи с населением подготовить предложения Правительству РФ по развитию информационных ресурсов, позволяющих достичь поставленные цели.

9.  Во всех программах жилищного просвещения учитывать специфику малых городов и сельских районов.

Общественной Палате РФ:

10.  Создать постоянно действующую рабочую группу при Комиссии Общественной Палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике и Общественном совете при Министерстве регионального развития РФ по взаимодействию с некоммерческими организациями Российской Федерации в сфере жилищного просвещения.

11.  На постоянной основе организовать техническую и финансовую поддержку некоммерческих организаций по жилищному просвещению населения через программу президентских (государственных) грантов.

12.  Поддержать инициативу общественных объединений по созданию Гражданского форума общественных объединений и организаций в жилищной сфере.

13.  Наладить конструктивное взаимодействие в этой сфере между различными комиссиями Общественной палаты РФ, в том числе с Комиссией по образованию и науке.

Региональной и муниципальной власти:

14.  Разработать и внедрить целевые программы по жилищному просвещению собственников и нанимателей жилья.

15.  Усилить информационную работу с населением с целью разъяснения условий и возможностей включения многоквартирных домов в перечни региональных (муниципальных) адресных программ капитального ремонта.

16.  Создавать условия по формированию некоммерческих ресурсных центров для сервисной поддержки институтов собственников жилья в регионах РФ за счет бюджетных средств.

НКО, общественным и профессиональным объединениям:

17.  Активизировать взаимодействие с региональной властью и органами местного самоуправления при формировании программ по жилищному просвещению.

18.  Содействовать развитию при общественных советах (общественных палатах субъектов РФ и городов) специализированных комиссий по взаимодействию с НКО по вопросам жилищного просвещения.

19.  Содействовать Сети школ жилищного просвещения, Тихоокеанской коалиции по содействию реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе, Ассоциации ТСЖ и ЖСК, Российской ассоциации нанимателей жилья в продвижении интересов НКО по вопросам их участия в представительских органах на федеральном уровне (общественные советы, Общественная палата РФ).

20.  Сети школ жилищного просвещения, Тихоокеанской коалиции по содействию реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе, Ассоциации ТСЖ и ЖСК, Российской ассоциации нанимателей жилья подготовить декларацию о создании Гражданского форума общественных объединений и организаций в жилищной сфере с целью осуществления общественного контроля реализации федеральных и региональных программ в жилищной сфере, проведения инвентаризации деятельности самих общественных объединений, продвижения стандартов управления жилищным фондом, формирования экспертного и методического ресурса, обмена опытом, а также лоббирования интересов организаций и реагирования на запросы региональных общественных палат, осуществления эффективной практики общественных слушаний.

в сфере профессионального образования:

Департаменту промышленности и инфраструктуры Правительства РФ:

1.  Привлечь учебно-методические ресурсы вузов Российской Федерации к подготовке учебно-методических материалов для организации системы непрерывного профессионального образования в сфере управления жилищным фондом на основе государственных образовательных стандартов.

2.  Внедрять инновационные методы по обучению управленческих кадров и специалистов, представляющих все категории субъектов жилищных отношений.

3.  Подготовить профессиональный экспертный корпус через проведение обучения профессорско-преподавательского состава среди специалистов экономических, юридических, социальных научных сообществ по вопросам общего и финансового управления, маркетинга, права в сфере жилищного самоуправления.

в сфере информационной поддержки:

Департаменту промышленности и инфраструктуры Правительства РФ:

1.  Способствовать развитию целевых программ по информационному обеспечению населения по вопросам жилищно-коммунальной реформы (в том числе в рамках ФЦП «Жилище» и национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»).

2.  Создать условия для формирования сообщества профессиональных СМИ в сфере информационного освещения жилищных вопросов.

3.  Обеспечить открытый доступ к информации по вопросам жилищно-коммунальной реформы для населения Российской Федерации через систему поддержки профильных и иных СМИ, работающих на рынке ЖКХ.

4.  Подготовить и провести Всероссийское совещание СМИ России по проблемам информационного сопровождения жилищно-коммунальной реформы при поддержке Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ.

5.  Содействовать популяризации жилищных праздников (День работника ЖКХ, Европейский День соседей, Международный День жителя). Подготовить и провести Общероссийский День соседей (используя опыт акции «Георгиевская ленточка»), учитывая многонациональность населения, региональные особенности и специфику сезонности.

6.  Совместно с Общественной Палатой РФ, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Союзом журналистов РФ выступить организатором профессиональных конкурсов, семинаров и конференций для журналистов по тематике жилищного просвещения.

7.  Сформировать Общероссийский реестр СМИ, специализирующихся на освещении жилищной тематики и систематически публикующих качественные материалы по жилищному просвещению. Содействовать в предоставлении СМИ, включенным в данный реестр, льгот при внесении в общероссийские подписные каталоги, а также рекомендовать указанные СМИ государственным, муниципальным и вузовским библиотекам для подписки (по аналогии с «Российской газетой» и другими изданиями).

8.  Организация и проведение постоянного мониторинга и исследований в сфере ЖКХ.

*Проект решения подготовлен в рамках II Всероссийского форума жилищного просвещения (Москва, 23-24.06.2009)