Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

"О проблемах правового обеспечения государственно-частного партнёрства в области транспорта" (материалы Парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ; Москва, 15.12.2008)

Рекомендации "круглого стола"

В последние годы во всем мире активно реализуется в жизнь концепция ГЧП, представляющая собой взаимодействие государства и бизнеса с целью реализации общественно-значимых проектов в тех инфраструктурных отраслях, объекты которых из-за своей стратегической экономической и социально-политической значимости не могут быть приватизированы. При этом государство не располагает достаточными средствами для того, чтобы эффективно управлять собственностью в этих сегментах, вести инвестиционную деятельность в полном объеме.

Участники слушаний отмечают некоторые проблемы в транспортной отрасли Российской Федерации, решение которых можно и желательно ускорить с применением механизмов ГЧП.

Транспортные перевозки в России испытывают острую нехватку логистического обеспечения. Практически на всем пути следования любого контейнера через гигантскую территорию Российской Федерации перевозчики наталкиваются на отсутствие специализированных терминалов, надлежащим образом оборудованных железнодорожными контейнерными площадками. Отсутствует не только современная техника, но и специализированные компании, которые бы смогли, например, обеспечить электронный обмен данными по контейнерному грузопотоку от производителя до потребителя.

Россия имеет низкие показатели относительно ведущих экономически развитых стран по насыщенности автомобильными дорогами на квадратный километр территории, по количеству аэропортов, по уровню развития железнодорожной сети.

Основными проблемами, связанными с реализацией совместных инвестиционных проектов государства и частных инвесторов, являются:

1) несовершенство нормативной правовой базы в области ГЧП, ведущее к медленной реализации уже принятых решений по поддержке транспортных проектов за счет средств Инвестиционного фонда РФ;

2) отсутствие правовых основ, обеспечивающих защиту долгосрочных капиталовложений, в частности, концессионного законодательства;

3) неразвитость внутренних финансовых и фондовых рынков, неспособных обеспечить предоставление «длинных» заемных ресурсов;

4) высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инфраструктурных проектов;

5) постоянный дефицит средств из федеральных целевых программ и низкая эффективность их использования;

6) короткий цикл бюджетного планирования, не позволяющий выстраивать систему жестких гарантий бюджетного планирования долгосрочных инфраструктурных проектов на протяжении всего периода строительства или реконструкции объекта;

7) отсутствие практики предоставления налоговых льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих средства в капиталоемкие и долгоокупаемые инфраструктурные проекты;

8) неразвитость земельного законодательства (отсутствие четко прописанных регламентов резервирования и изъятия земель, а также неурегулированность вопросов землепользования в отношении земель транспорта и приинфраструктурных территорий);

9) отсутствие модернизации парка подвижного автомобильного состава.

В транспортной отрасли существует и ряд более конкретных проблемных вопросов, касающихся ее профессиональных участников.

1. Требует решения вопрос устранения неравенства при налогообложении имущества организаций железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 установлены льготы по налогообложению на верхнее строение железнодорожных путей в соответствии с п. 11 ст. 387 Налогового кодекса РФ только для железнодорожных путей общего пользования. При этом утвержденный постановлением Перечень включает в себя подъездные пути, к которым относят верхнее строение пути: балласт, шпалы, рельсы со скреплениями, стрелочные переводы, переезды, земляное полотно железных дорог, - которые в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ  «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» являются путями необщего пользования. Однако организации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта необщего пользования указанных льгот не имеют.

2. С введением в действие гл. 31 Налогового кодекса РФ плата за землю возросла в различных регионах в десятки раз, что автоматически привело к увеличению тарифов на услуги, предоставляемые организациям межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта необщего пользования (ППЖТ) (в отдельных регионах в 2 раза). Отмена льготного налогообложения имущества ППЖТ повышает тарифы на услуги в среднем на 7-8%. В итоге все это ложится тяжелым бременем на грузовладельцев, отягощает стоимость услуг железнодорожного транспорта в целом, снижая его привлекательность и конкурентоспособность в сравнении с другими видами транспорта (автомобильный транспорт). Вследствие высоких тарифов на услуги ППЖТ для обслуживаемых организаций возрастают и их тарифы, к примеру, таких крупных, как международный аэропорт «Ульяновск-Восточный», авиапромышленный комплекс. По этим причинам теряют привлекательность многие инвестиционные проекты в различных регионах страны.

3. Недостаточность основополагающих федеральных законов, регулирующих деятельность грузового автомобильного транспорта, отсутствие технических регламентов по процессам перевозки, хранения, грузопереработки и логистики.

4. Сложности в привлечении средств частных инвесторов в инвестиционные проекты по реконструкции объектов транспортной инфраструктуры общего пользования (например, железнодорожной инфраструктуры), в том числе в рамках совместных проектов ГЧП.

5. Отсутствие бюджетного финансирования на содержание и развитие федерального имущества, находящегося в речных портах, приведшее к его существенному износу и старению.

6. Недостаточность материально-технической базы государственных транспортных учебных учреждений, выполняющих функции по повышению качества подготовки специалистов.

Все вышеперечисленные проблемы носят разрозненный характер, поэтому, по мнению участников парламентских слушаний, представляется необходимым обобщить их путем совершенствования правового регулирования института ГЧП в области транспорта.

Реальным шагом в повышении инвестиционной привлекательности и привлечении средств пользователей в развитие транспортной инфраструктуры России следует назвать Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и разработанные в его развитие типовые концессионные соглашения, в том числе в отношении транспортной инфраструктуры.

В текущем году вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон). Поправки учитывают недоработки прежней редакции Закона.

В частности, из Закона исключены жесткие сроки по заключению концессионных соглашений (не позднее чем за 90 дней после подведения итогов конкурса) и договоров на аренду земельных участков (на это было отведено всего 60 дней).

В Законе уточнен порядок предоставления концессионеру прав пользования водным объектом, прав ограниченного пользования земельным участком, прав пользования участком недр и лесными участками. Особое внимание уделено обеспечению дополнительных гарантий, в частности, предусмотрена возможность компенсационных и гарантийных обязательств со стороны концедента, компенсация при досрочном расторжении, а также возможность передачи прав и обязанностей концессионера третьим лицам с момента заключения концессионного соглашения.

Стал шире список объектов, которые могут передаваться в концессию. К ним добавились авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения. Кроме этого, новый закон предусматривает поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся учета НДС, налога на прибыль и налога на имущество. После внесения поправок в Налоговый кодекс РФ НДС, предъявленный концессионерами в период создания объекта, принимается к вычету. Таким образом, новый закон уточняет действующее законодательство и делает его более ясным и понятным для инвестора. Кроме этого, появляется возможность применения новой формы концессионных соглашений. Кроме существующей сейчас формы концессии «построил - передал - эксплуатируешь», представляются возможными и другие формы, в частности, инвестор проектирует, строит и эксплуатирует объект и лишь потом передает государству.

В ноябре 2005 г. Постановлением Правительства РФ № 694 в целях финансирования из федерального бюджета наиболее перспективных инвестиционных проектов на принципах ГЧП был создан Инвестиционный фонд РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25.10.2007 № 701 «О некоторых вопросах структуры и организации деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации» функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ переданы Министерству регионального развития РФ.

Принято Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации». В нем вводится понятие «комплексного инвестиционного проекта» как совокупности нескольких проектов, что дает возможность развивать за счет средств Инвестиционного фонда инфраструктуру, необходимую для реализации целого пакета инвестиционных проектов, у которых могут быть разные коммерческие инвесторы.

В правилах вводится такая форма государственной поддержки, как предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на создание объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2008 № 468 в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ введена новая глава Х «Особенности предоставления бюджетных ассигнований Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов», в соответствии с которой субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются для софинансирования региональных инвестиционных проектов стоимостью не менее 500 млн руб.

В то же время в указанных Правилах формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ имеются следующие проблемы:

1) не утверждена типовая форма соглашения между ответственным исполнителем (ответственными исполнителями) регионального инвестиционного проекта и Министерством регионального развития РФ о предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации регионального инвестиционного проекта;

2) не утверждено Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий за счет Инвестиционного фонда РФ»;

3) для софинансирования региональных инвестиционных проектов средства Инвестиционного фонда РФ могут предоставляться только в форме субсидий региональным бюджетам. Средства Инвестиционного фонда не могут быть направлены на разработку проектной документации и в уставные капиталы юридических лиц;

4) после проведения отбора проектов, по которым будет разрабатываться проектная документация на объекты капитального строительства, требуется оформить паспорт проекта, что сложно сделать до разработки проектной документации;

5) срок реализации некоторых комплексных инвестиционных проектов может оказаться больше 5 лет из-за длительных сроков разработки проектной документации, заключения государственной экспертизы на проект и т.д.

В развитие ГЧП были приняты следующие нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Обособых экономических зонах» (в ноябре 2007 г. в Федеральный закон были внесены дополнения, позволяющие создавать ОЭЗ нового типа - транспортную инфраструктуру (например, портовые зоны);
  • Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития»;
  • Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».

Несмотря на существующие нормативные правовые акты, в России в настоящее время нет единого документа, определяющего понятие ГЧП.

На сегодняшний день лишь в некоторых субъектах РФ (Санкт-Петербург, Томская область, Республика Дагестан, Горный Алтай) приняты законы, касающиеся ГЧП.

Таким образом, самым передовым законом в области ГЧП стал Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Во многом принятие этого закона стимулировало реализацию проектов по ГЧП на территории данного субъекта РФ, что позитивно сказывается на уровне инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга.

Имеющаяся региональная нормативная база в области ГЧП характеризуется наличием ряда недостатков. Так, принятые в различных субъектах РФ законы:

  • не предусматривают многих механизмов и форм сотрудничества, потенциально интересных инвесторам (партнерам);
  • носят декларативный характер;
  • имеют невысокий уровень юридической техники;
  • крайне слабо проработаны, что усложняет их практическое применение;
  • не обеспечивают законодательного регулирования комплексного развития региона;
  • игнорируют опыт реализации федеральных государственно-частных проектов.

Сложность разработки регионального закона о ГЧП частично заключается в отсутствии единого законодательного акта, регулирующего вопросы ГЧП на федеральном уровне.

Однако следует отметить, что разработка федерального закона о ГЧП может быть затруднена по следующим двум причинам.

Во-первых, в настоящее время федеральное законодательство идет по пути создания отдельных нормативных правовых актов, регулирующих ту или иную специфическую форму участия государства во взаимоотношениях с бизнесом. В этой связи можно отметить федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 30.12.1995 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и др.

Во-вторых, на федеральном уровне разработано существенное количество нормативных правовых актов, позволяющих «вписать» реализацию проектов по ГЧП в рамки существующего законодательства. Порядок реализации этих проектов относится к ведению субъектов РФ, которые вправе самостоятельно разработать и принять соответствующие правила.

В связи с вышеизложенным участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Государственной Думе ФС РФ:

1) разработать и принять к рассмотрению проекты федеральных законов по развитию ГЧП в области транспорта;

2) проводить публичные обсуждения проектов федеральных законов, направленных на совершенствование механизма ГЧП в области транспорта с участием представителей Правительства РФ, Совета Федерации ФС РФ, Общественной палаты РФ, объединений предпринимателей и других заинтересованных сторон;

3) добиться гармонизации законодательства и развития сотрудничества в сфере развития института ГЧП в области транспорта в рамках межпарламентского сотрудничества с рядом экономически развитых стран.

2. Федеральному Собранию РФ совместно с Правительством РФ разработать и внести в Государственную Думу на рассмотрение следующие проекты федеральных законов:

1) проект федерального закона «О внесении изменений в Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части формирования лотов при разработке конкурсных предложений и формировании конкурсных предложений как «коммерческих» маршрутов, так и при размещении государственных заказов в сфере предоставления транспортных услуг);

2) проект федерального закона о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации (в части пересмотра действующего порядка бюджетного планирования и размещения заказов на строительство, содержание и ремонт дорожно-мостовых объектов);

3) проект федерального закона о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, обеспечивающих:

  • внедрение механизма ГЧП в форме «контрактов жизненного цикла» на строительство, содержание и ремонт дорожно-мостовых объектов;
  • внедрение механизма ГЧП по включению в проекты дорожно-мостового строительства в качестве обязательного элемента оценок суммарных (дисконтированных) затрат на весь «жизненный цикл» сооружаемого объекта, включая строительство, содержание, капитальный и текущий ремонт;

4) проект федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ, предусматривающий:

  • регламентацию подключения вновь строящихся и реконструируемых объектов капитального строительства к дорожным сетям;
  • введение в правоприменительную практику понятий «групповая система населенных мест», «управление доступом к дорожным сетям»;
  • определение статуса дорожных сетей городов (групповых систем населенных пунктов), а также их отдельных элементов с прилегающими земельными участками, как специфических территориальных зон с собственными градостроительными регламентами;

5) проект федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации (в части внедрения механизма ГЧП в форме «контрактов жизненного цикла» на строительство, содержание и ремонт дорожно-мостовых объектов и в части введения нормы по включению в проекты дорожно-мостового строительства в качестве обязательного элемента оценок суммарных (дисконтированных) затрат на весь «жизненный цикл» сооружаемого объекта, включая строительство, содержание, капитальный и текущий ремонт);

6) проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части разграничения государственной собственности в Российской Федерации и исключения неоправданных ограничений на приватизацию либо передачу объектов морского и речного транспорта в собственность субъектов РФ);

7) проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части применения специальных ставок земельного налога на земли внутренних водных путей, предприятий морского и внутреннего водного транспорта, включая территории и акватории морских и речных портов, судоремонтных заводов и ремонтно-отстойных баз флота);

8) проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта (в части упрощения условий привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и в части улучшения инвестиционного климата развития рыночных отношений на железнодорожном транспорте путем совершенствования механизма управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта);

9) проект федерального закона об организации и проведении конкурсов на заключение соглашений на принципах ГЧП (в части регулирования тендерного порядка заключения соглашений на принципах ГЧП);

10) проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты РФ (в части получения статуса портовой особой экономической зоны и урегулирования вопросов имущественного характера);

11) проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в части внесения изменений, касающихся правил, регламентирующих отношения между предприятиями железнодорожного транспорта и операторами морских терминалов, оказывающих услуги по перевалке грузов на территории морского порта в процессе перевозок грузов железнодорожным транспортом в (из) морские (их) порты (ов));

12) проект федерального закона «О внесении изменений в статью 381 и 395 части Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения организаций от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены морские и речные порты, в отношении принадлежащего организациям недвижимого имущества морских и речных портов, а также от уплаты налога на имущество организаций);

13) проект федерального закона о внесении изменений в ст. 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (в части минимизации перечня имущества ОАО «РЖД», ограниченного в обороте);

14) проект федерального закона о внесении изменений в гл. 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций» (в части снижения налоговой нагрузки на имущество речных портов и судоходных гидротехнических сооружений с 2,2% до 0,5%).

3. Правительству РФ:

1) разработать и принять национальную концепцию по развитию механизма ГЧП в области транспорта;

2) разработать и провести апробацию пилотного проекта системных мер в одном из федеральных округов Российской Федерации на основе обобщения полезного опыта субъектов РФ по внедрению механизмов ГЧП в транспортной отрасли;

3) разработать программы создания оптимальной национальной сети мультимодальных терминально-логистических центров, предназначенных для переработки как контейнеризованных, так и генеральных грузов;

4) принять меры по созданию необходимой придорожной инфраструктуры, в том числе в отношении строительства вдоль маршрута международных транспортных коридоров, площадок для парковки, предоставляющих комплекс услуг по отдыху и питанию водителей и пассажиров, связи, заправке и ремонту автотранспортных средств;

5) обустроить в соответствии с современными требованиями автомобильные пункты пропуска с использованием передовых технологий обработки грузопотоков и оформления транспортных средств в целях увеличения пропускной способности транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки с транзитом через территорию России;

6) создать специальную Дирекцию международных транспортных коридоров;

7) совершенствовать и развивать контрактные инструменты ГЧП:

  • разработать новые формы инвестиционных контрактов, позволяющих реализовывать ГЧП в некоммерческих отраслях инфраструктуры (выкуп инфраструктуры в рассрочку;
  • совершенствовать и развивать инструменты обеспечения обязательств публичных участников в рамках соглашения по ГЧП в соответствии с Федеральным законом «О банке развития» и Меморандумом о финансовой политике от 27.07.2007 № Пр-1007;
  • упростить и ускорить процедуры подготовки контрактов ГЧП, связанных с предварительной оценкой и регистрацией имущества (прежде всего муниципального);
  • развивать инструменты финансирования публичной инфраструктуры на региональном и муниципальном уровне (в части организации специальных фондов (корпораций территориального развития) для финансирования развития территориальной инфраструктуры, кредитоспособности таких фондов, в том числе с использованием инструментов Внешэкономбанка);
  • развивать российский финансовый рынок для финансирования транспортной инфраструктуры при помощи развития инструментов инфраструктурных облигаций и инфраструктурных фондов с одновременным определением требований к оценке рисков финансовых инструментов (проектов) в целях размещения в них пенсионных фондов, резервов страховых компаний, использования в сделках «репо»;

8) повысить эффективность контроля за использованием бюджетных средств в рамках строительных контрактов, заключенных на принципах ГЧП;

9) перенести расходы федерального бюджета по финансированию результатов капитальных вложений на будущие периоды путем оплаты выкупа готового объекта, эксплуатируемого в интересах государственных нужд, в рассрочку;

10) отказаться от использования бюджетных средств для финансирования результатов капитальных вложений путем передачи инвестору прав на коммерческое использование объекта до момента окупаемости (механизмы ГЧП концессионного типа);

11) сформировать внебюджетные механизмы обеспечения обязательств государственного заказчика перед инвесторами в рамках договора ГЧП;

12) повысить эффективность подготовки инвестиционных проектов на условиях ГЧП органами государственного и муниципального управления;

13) создать сеть транспортно-логических центров;

14) принять Постановление Правительства РФ (в части установления единой ставки арендной платы для организаций железнодорожного транспорта, использующих земли для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, на уровне ставок для земель ОАО «РЖД»);

15) внести изменения в Перечень объектов имущества ОАО «РЖД», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 57 (в части минимизации перечня имущества ОАО «РЖД», ограниченного в обороте);

16) разработать порядок передачи государственного неприватизированного имущества в составе речных портов в аренду частным компаниям - речным портам;

17) повысить качество подготовки специалистов, проходящих обучение в государственных транспортных учреждениях, с использованием материально-технической базы развитых транспортных предприятий, что будет также являться одной из форм ГЧП;

18) принять типовую форму соглашения между ответственным исполнителем (ответственными исполнителями) регионального инвестиционного проекта и Министерством регионального развития РФ о предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации регионального инвестиционного проекта;

19) принять Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий за счет Инвестиционного фонда РФ».

4. Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ:

1) обобщить судебную практику по делам о неисполнении контрактов ГЧП в целях выработки единых подходов к рассмотрению подобной категории дел;

2) продолжить работу по обучению и повышению квалификации судей, работников органов прокуратуры, специализирующихся в данной области.

5. Субъектам РФ и муниципальным образованиям:

1) разработать и принять региональные программы развития и внедрения ГЧП в области транспорта;

2) разработать методические рекомендации по организации работы по подготовке проектов ГЧП в области транспорта.

6. Торгово-промышленной палате РФ: подготовить предложения по улучшению механизма участия частных компаний в проектах ГЧП в области транспорта.

Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту С.Н.Шишкарев