Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Материалы конференции "Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой" (Москва, 21-22.10.2008)

Из выступления А.В.Новикова, главы представительства "Standard & Poor's" в России и СНГ

В целом по миру мы рейтингуем очень большое количество проектов по ГЧП и в настоящий момент времени занимаемся изучением возможности оценки кредитного риска по долговым обязательствам, которые являются источником финансирования проектов ГЧП в Российской Федерации. У нас нет пока публичных рейтингов, но мы задействованы в ряде оценок, которые, возможно, впоследствии будут опубликованы. Мы как рейтинговое агентство смотрим на несколько важных факторов, которые позволяют нам сказать кредитору, какие риски он несет по своим инвестициям в объекты ГЧП.

Первый важный риск - это гибкость, возможность обеспечения финансовой гибкости в условиях действия национального законодательства. В России принят закон о концессионных соглашениях и к нему не так давно приняты поправки, которые эту гибкость повышают. Но в целом для нас очень важны следующие моменты. Первое - это широкий спектр объектов концессионного соглашения, который включает автодороги, железные дороги, трубопроводы, порты, объекты социальной инфраструктуры и т.д. Второе, что нам важно, - это разнообразие видов концессий, которое подразумевает данное законодательство, и проектных схем, позволяющих распределять риски таким образом, который в данном случае, прежде всего, понятен самому кредитору и оптимален с точки зрения распределения рисков между концедентом и концессионером. Отсутствие ограничений по сроку концессии - также очень важный момент, который позволяет увеличить финансовую гибкость самого проекта, как и возможность принятия части операционных затрат на создание или реконструкцию объектов самим концедентом, т.е. органом государственной власти, который дает возможность концессионеру работать над данным проектом. В данном случае услуги могут предоставляться по цене ниже себестоимости - это важная форма поддержки и финансовой гибкости. Платежные механизмы могут быть разными - может быть прямая оплата, если говорить, например, о платных дорогах, или скрытая, так называемая теневая плата, которая подразумевает наличие возможности концедента оплачивать услуги независимо от того, какое использование данного объекта со стороны основных потребителей произошло. И, наконец, сам типовой контракт, который подразумевается с этим соглашением, тоже достаточно гибок и не предполагает значительных дополнительных ограничений. Это все факторы, которые, естественно, позитивны.

Второй важный момент - это риски, связанные с системой правоприменения - именно не собственно с законодательством, не с самим законом как таковым, а с практикой правоприменения и, прежде всего, с судебной системой. Это страновой риск, который действует в отношении всех сделок, не обязательно ГЧП. И здесь мы консультируемся с нашими аналитиками по суверенному риску, которые дают нам свою оценку того, как судебная система Российской Федерации может разобрать возможные споры, например, между концессионером и концедентом. Более того, мы в данном случае оцениваем возможность влияния государственных органов на тот или иной институт в судебной системе, в частности конкретный суд. И в каждом конкретном случае такого рода влияние может быть разным, но, тем не менее, для нас это общий страновой риск, и мы на него смотрим с точки зрения именно страны в целом. Если вы обратили внимание на кредитные рейтинги "Standard & Poor's", то у нас примерно 250 рейтингов в России поддерживается, то средний рейтинг эмитента в России где-то на уровне ВB, а рейтинг страны ВВВ+. Вот эта разница в несколько рейтинговых категорий - это устойчивый феномен, который наблюдается с 2000 г. И одна из основных причин, почему вот такая разница между средним рейтингом компании в России или проекта и суверенным рейтингом в России состоит в том, что очень высоки страновые риски - не собственное состояние компании плохо, а именно правила ведения бизнеса, среда ведения бизнеса, в том числе судебная система и система правоприменения, заставляют нас снижать эти рейтинги до такого уровня. Какая бы ни была финансовая устойчивость у самого проекта, очень часто она упирается в страновые риски. Для нас это очень важный момент. Конечно, оценить и квантифицировать его очень сложно, и, тем не менее, мы это пытаемся делать.

Следующий момент - это требования, точнее, запрет на передачу активов в залог. Для кредитора это очень важный фактор риска. В принципе, кредитор в ситуации, когда он видит, что возможны какие-то осложнения, должен знать (и во многих странах это происходит), что активы его могут быть переданы в залог. В данном случае сама по себе ликвидность актива может быть ничтожной, поскольку речь идет о крупных инфраструктурных объектах, но, тем не менее, это означает, в частности, что кредитор впоследствии мог бы в том числе и заменить команду менеджмента, изменить структуру управления проектом. В настоящий момент вся система этих требований, запрет на передачу в залог активов и относительно сложная система передачи прав управления новой компании, новому менеджменту, неясность, неоттестированность этого пункта в законодательстве вызывает определенные сомнения. Хотя концессионером может быть иностранное юридическое лицо, значительная часть финансовой сделки, по нынешнему законодательству, может быть выполнена в оффшорной зоне, и закон в принципе гарантирует российским и иностранным юридическим лицам равные права и защиту. Права концессионера также могут быть переданы другому юридическому лицу, правда, после ввода объекта в эксплуатацию. Но все это требует обязательного тестирования и проверки на прочность.

Следующий важный параметр - это компенсация за различного рода нарушения соглашения о сроках, о целях использования объекта, установленного соглашением, неисполнение обязательств, предусмотренных тем или иным соглашением. Это, разумеется, важнейший фактор. С одной стороны, это нагрузка на концессионера, который может понести определенные убытки в связи с тем, что его деятельность может быть трактована таким образом, что она не соответствует целям проекта. Для нас это возможность понять, как будет выполнена компенсация со стороны, например, органа государственной власти, концедента в случае, если он расторгает досрочно концессионное соглашение, и не только финансовая возможность выполнить эту компенсацию, но и желание выполнить эту компенсацию, размеры этой компенсации для нас очень важны. И сразу хочу сказать, что если концессия расторгается по требованию концедента, т.е. органа государственной власти, который заключил договор концессии, то для нас это ситуация дефолта, т.е. весь проект попадает в дефолт сразу. Но мы еще присваиваем так называемые рейтинги возмещения или recovery raitings, т.е. мы смотрим на то, каким образом возмещается долг по данному проекту, хоть и не вовремя, но через определенное время.<…>

И, наконец, может быть, последнее - это режим защиты прав инвесторов, который гарантируется нынешним законодательством в случае изменения условий концессионера в неблагоприятную сторону.<…> Сами по себе деньги, которые пойдут в компенсацию того или иного ущерба, должны быть где-то собраны. Хочу привести в заключение пример одного из проектов, который не является public, но, тем не менее, это мощный проект «Международный морской старт». В рамках этого проекта несколько лет назад Всемирный Банк от Российской Федерации потребовал специальных гарантий по компенсации ущерба, который может быть вызван ухудшениями условий производителей, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, которые поставляют важное оборудование для этого проекта. То есть если Российская Федерация ухудшает условия этих производителей, она должна как-то компенсировать этот ущерб Всемирному Банку, который был в данном случае источником финансирования.

Специально разрабатывалась система гарантий, которая подразумевала не просто право записать строку в бюджете, потратить определенные деньги, но и отчисления в размере риска, создание некоего специального резервного фонда, который в случае наступления этого страхового случая позволял бы использовать его и внести определенную компенсацию.