Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

О градостроительных основах инновационного развития России

Вильнер М.Я., Президент Гильдии градостроителей

Инновационные основы пространственной организации обустройства территории

Развитие территории всегда было приспособлением ее состояния, как среды жизнедеятельности человеческого общества, к изменяющимся требованиям к ее использованию. Главным фактором, определяющим быстроту и эффективность такого развития, тысячелетиями было формирование сети поселений и связывающих их коммуникаций. Появление и быстрое развитие городов создавало условия, стимулирую­щие сосредоточение в них трудового, материального, информационного и интеллектуального потенциала. Реализация этого потенциала способствовала обмену создаваемыми благами и информацией, а на этой основе научно-техническому, экономическому, социальному и культурному прогрессу. Материальной основой целостности территории государства, связности ее частей и предпосылок его могущества всегда был и остается его пространственный каркас, образуемый сетью городов и связывающих их коммуникаций.

Для России серьезнейшей проблемой всегда была необходимость преодоле­ния больших расстояний между поселениями. Она осложняла возможность осуществления экономических и социально-культурных связей. Одним из способов ее решения в ХХ в. стало сосредоточение населения в крупных городах и их агломерациях. Конец ХХ в. ознаменовался сосредоточением в них большой части населения страны. Рост крупных городов и их агломерации породил сложнейшие проблемы городского и пригородного транспорта, энергоснабжения, обеспечения населения водой питьевого качества, отведения и очистки стоков, удаления и переработки твердых бытовых и производственных отходов, связанные с ними экологические и социальные проблемы. Острота проблем быстро нарастает, а возможности их решения традиционными средствами исчерпываются. В то же время в последние десятилетия в мире нарабатываются и все шире используются инновационные технологии, позволяющие решать их.

К числу таких технологий можно отнести появление новейших современных:

  • видов наземного транспорта, реально обеспечивающего надежные связи со скоростями 200-400 км/ч;
  • видов воздушного транспорта, реально обеспечивающего надежные связи со скоростями до 800 км/ч;
  • видов производства энергии и передачи ее на большие расстояния без больших потерь; современных способов энергосбережения;
  • информационных технологий и информационно-коммуникационных систем;
  • видов технологического и хозяйственного кооперирования, включая использование технологий безотходного производства;
  • способов защиты техническими средствами человека, территории и связанной с ней недвижимости от воздействия опасных природных и техногенных процессов;
  • способов снижения опасности терроризма и борьбы с криминалом;
  • способов очистки поверхностных и подземных вод с доведением их до качества питьевых; способов очистки производственных, бытовых и ливневых стоков;
  • способов переработки и утилизации твердых бытовых и производственных отходов;
  • способов снижения токсичности выбросов в воздушный бассейн, снижения уровня теплового, радиационного, электромагнитного, шумового и других видов негативных воздействий на окружающую среду и здоровье человека.

Рационально используя эти технологии, можно приостановить инерционное развитие крупнейших сложившихся агломераций с их тяжелейшими проблемами и усилить связность частей России, тяготеющих к ним. Обеспечение согласованного развития крупнейших городов центров, с крупными или большими городами, расположенными вокруг них на расстоянии до 400 км, позволяет создать опорные узлы системы расселения, образующей структурообразующий пространственный каркас России. Затраты на переход к инновационным технологиям, реализующим такой подход, будут вполне сопоставимы с затратами на решение проблем крупных агломераций традиционными средствами, на которые сейчас принято ориентироваться. Эффектом использования такого подхода, наряду с решением сложнейших транспортных, экологических и социальных проблем, станет стимулирование развития экономики страны и выход на новый уровень материальной базы решения геополитических задач.

В будущем переход на использование современных видов скоростного наземного транспорта и других инновационных технологий должен способствовать формированию пространственного каркаса России, являющегося материальной основой поддержания целостности государства и интенсификации развития его территории, в новых геополитических условиях.

Внешние связи городов центров, а соответственно, и тяготеющих к ним территорий (планировочных районов) определяются по их типам и видам, связанным со способами осуществления связей. Основные виды связей определяются целями, с которыми они осуществляются и связанными с ними средствами осуществления. Основные типы связей определяются затратами времени от места отправки до места назначения и связанной с этим периодичностью. Ими практически могут считаться связи, осуществляемые:

  • ежедневно с затратами времени до 2 ч в одну сторону;
  • до нескольких раз в месяц, с затратами времени до 4 ч в одну сторону;
  • до нескольких раз в год, с затратами времени до 4 ч в одну сторону;
  • реже одного раза в год, с затратами времени более 4 ч в одну сторону.

В качестве основных видов межселенных связей рассматриваются производственные, прочие хозяйственные и бытовые, социально-культурные. Все виды межселенных связей осуществляются транспортными средствами доставки грузов и пассажиров и информационными коммуникациями. Объемами перевозок грузов и пассажиров, затратами на строительство и эксплуатацию коммуникаций определяются виды транспорта, используемого при их осуществлении.

Учитывая изложенное выше, представляется целесообразным широкое использование инновационных подходов при решении проблем пространственной организации территории России.

При развитии пространственного каркаса страны на основе такого подхода первыми по масштабу и значению его узлами могут стать связанные скоростными магистралями с центрами окружающих ее ближайших субъектов РФ: Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском и Екатеринбургом.

Наглядным примером возможности использования новых технологий может служить рассмотрение путей решения транспортных и экологических проблем московской агломерации, в которой они становятся недопустимо острыми и социально опасными. Здесь на относительно ограниченной территории быстро растет доля застроенной территории и численность населения. Действующие генеральный план Москвы и Схема территориального планирования Московской области разработаны с учетом ускоряющегося освоения застройкой практически всех (почти дюжины) радиальных направлений московской агломерации. Практически исчезает природный каркас, сохранение которого необходимо для поддержания благополучной экологической ситуации. Осуществляемое и планируемое развитие транспортных систем и инженерного обустройства территории московской агломерации в реальной жизни оказывается латанием тришкиного кафтана. Остроту нарастающих проблем сможет снизить только их кардинальное решение.

Таким решением может стать ориентация на осуществление скоростных связей Москвы с городами - центрами соседствующих с Московской областью субъектов РФ. Использование современных видов наземного транспорта, обеспечивающего связи со скоростями 200-400 км/ч, может обеспечить их жителям практически часовую доступность до транспортных узлов в Москве. Это станет способствовать осуществлению ими части функций столичного города и размещению в них, а не в пригородной зоне Москвы, объектов новой жилой и промышленной застройки.

На этой основе:

  • могут снизиться темпы, а затем и приостановиться неконтролируемое освоение застройкой территории московской агломерации;
  • может быть снижена острота транспортных проблем Москвы и ее пригородов;
  • может быть начато восстановление природного каркаса и улучшиться экологическая ситуация в Москве;
  • может стимулироваться развитие экономики и социальной сферы городов - центров соседствующих субъектов РФ.

Содействовать рассредоточению части столичных функций Москвы может и переход на использование современных видов скоростного наземного транспорта для связей, например, с Санкт Петербургом, Нижним Новгородом, Воронежем, Минском и др., доступность которых ограничится дневным циклом; Ростовом-на-Дону, Сочи, Екатеринбургом, Новосибирском и др., доступность которых ограничится суточным циклом.

Примером такого подхода может стать реализация передачи части столичных функций для Сибири с формированием узла пространственного каркаса России такого типа, в составе городов Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул. Предложения по его формированию с их предварительным обоснованием приведены в «Схеме территориального планирования Новосибирской области», разработанной в ЦНИИП градостроительства.

Градостроительная политика и инновационное развитие

Современная цивилизация формировалась на пути сосредоточения все большей части населения в крупных поселениях, городах и их скоплениях - городских агломера­циях. Крупные и крупнейшие города и агломерации стали местами формирования и со­средоточения интеллектуального, трудового и материального потенциала общества. Именно они стали необходимой основой материальной и духовной среды - источ­ника инновационных разработок и технологий, необходимых для прогрессивного раз­вития и повышения конкурентоспособности любого государства во внешнем мире. Именно им мы обязаны интенсификации процессов развития научно-технического и куль­турного прогресса, а на этой основе и повышению уровня и качества жизни граждан. Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие крупных поселений, городов и их скоплений, стала ин­тенсификация связей между ними и появление коммуникаций, обеспечивающих эти связи. Совокупность иерархически построенной сети поселений и коммуникаций стала структу­рообразующим каркасом территории, оказывающим определяющее влияние на ее районирование (выделение территорий, тяготеющих к планировочным центрам) и зонирование по степени освоенности.

В некоторых развитых странах Европы и Америки степень освоенности преобладающей части их территории очень велика, ее каркас в основном сформирован. Кардинальные изменения этого каркаса не предвидятся, а мелкие практически малозначимы. Поэтому при рассмотрении проблем регионального развития в этих странах ему не уделяется особое значение. В силу масштабов территории, занимаемой Россией, и слабой освоенности преобладающей ее части ключевым фактором регионального развития у нас продолжает оставаться развитие структурообразующего простран­ственного каркаса, образуемого сетью агломераций, городов и коммуникаций, связывающих их между собой и с внешним миром. Определение направленности и характера его разви­тия имеет для будущего страны принципиальный характер. Оно должно занимать достойное место на каждом из уровней формирования и проведения градостроительной политики, которая определяет основные направления и характер пространственной организации обустройства территории.

Для принятия эффективных решений по развитию территории страны необходимо согласованное формирование и проведение геополитики, региональной и градостроительной политики. Соответственно, при традиционном для региональной политики выделении зон стиму­лируемой специализации должное внимание должно уделяться решению проблем пространственной организации обустройства территории, в первую очередь, развития ее структу­рообразующего каркаса, что и является основным предметом градостроительной политики.

Регулирование развития структурообразующего пространственного каркаса страны может быть представлено как целенаправленное стимулирование государством формирования определенной иерархической сети планировочных центров и осей. В этой сети планировочными центрами должны стать крупнейшие агломерации и города, планировочными осями - связывающие их между собой и с внешним миром коридоры коммуникаций. Определение характера такого разви­тия - предмет специальных трудоемких профессиональных исследований. Их проведение, базирующееся на исследованиях российских, а затем советских географов и градостроителей, было развернуто в 80-е годы в СССР в работах ИГАН и СОПС, в ЦНИИП гра­достроительства (в частности, в работах автора по Европейскому, Срединному, Дальнево­сточному регионам и в составе генеральной схемы расселения СССР).

В условиях современного уровня технологий, технических и экономических возможностей нашего общества, с учетом вызовов геополитической ситуации необходимо возобновление научно-исследовательских работ, определяющих требования к характеру развития исторически сложившегося пространственного каркаса территории России.

Реалистичность осуществления устойчивых связей наземным транспортом при скоростях сообще­ний порядка 400 км/ч между горо­дами-центрами и их сателлитами (также крупными или большими городами), расположенными на рас­стоянии до 300 км, при возможности выполнять значительную часть ви­дов компьютеризованного интеллектуального труда без необходимости ежедневного пре­бывания на работе может способствовать формированию агломераций нового типа, снижающих остроту экологических, транспортных и других инженерных проблем в их ядрах.

По мнению автора, в качестве примера агломераций нового типа, формирование которых стало бы более эффективным, чем развитие на традиционной основе, можно привести московскую и новосибир­скую.

Ориентация на развитие страны на инновационной основе предполагает развитие имеющихся и формирование новых инновационных центров в агломерациях и отдельных городах, которое определяется наличием в них:

  • научно-исследовательских организаций и научных школ, вклад которых в науку признан в России и за рубежом;
  • высших учебных заведений, проводящих научные исследования, вклад которых в науку и образование признан в России и за рубежом;
  • производственных предприятий, способных выполнять заказы по НИОКР;
  • социально-культурного центра, отвечающего достаточно высоким потребностям;
  • узлов железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обеспечивающих внешние связи на региональном, общероссийском и международном уровнях;
  • систем внешних информационно-коммуникационных связей.

От кадрового потенциала и возможностей его поддержания зависит ожидаемый ранг каждого конкретного действующего или планируемого к формированию инновационного центра. В таблице приведены некоторые предлагаемые критерии размещения иннова­ционных центров федерального значения.

Некоторые критерии размещения инновационных центров федерального значения

Факторы, способствующие формированию инновационных центров в агломерации или городе

Ранг центра

высший

первый

второй

третий

Значительное количество научно-исследовательских орга­низаций и научных школ, вклад которых в науку и инновации признан в России и за рубежом

+

     

Более 2 научно-исследовательских организаций, вклад которых в науку и инновации признан в России

 

+

+

 

Значительное количество высших учебных заведений, про­водящих научные исследования, вклад которых в науку и инновации признан в России и за рубежом

+

     

Более 2 высших учебных заведений, проводящих науч­ные исследования, вклад которых в науку и инновации признан в России

 

+

+

 

Более 2 научно-исследовательских организаций и выс­ших учебных заведений, проводящих научные исследования, вклад которых в науку и инновации признан в России

     

+

Более 2 производственных предприятий, способных вы­полнять заказы по НИОКР

+

+

+

+

Социально-культурный центр, отвечающий потребностям города с населением более 1 млн человек

+

+

   

Социально-культурный центр, отвечающий потребностям города с населением более 200 тыс. человек

   

+

 

Узлы железнодорожного и воздушного транспорта, обеспечивающие внешние связи на общероссийском и междуна­родном уровне

+

+

+

 

Узлы железнодорожного и воздушного транспорта, обеспечивающие связи на региональном уровне

     

+

Системы внешних информационно-коммуникационных свя­зей

+

+

+

+

Веками в России к решению крупных, поставленных органами государственной власти проблем административными мерами каждый раз привлекалось огромное количество людей. Это было осуществимо в условиях избытка трудовых ресурсов, пренебрежительного отношения к ценности человеческой личности, низкой цены рабочей силы и отсутствия реальных ограничений произвола органов государственной власти. В современной России, в условиях ограниченности людских ресурсов, связанных со сложившейся демографической ситуацией, продолжающегося сокращения численности сельских и людности малых городских поселений эффективное решение этих проблем таким способом стало неосуществимо.

Решения по развитию пространственного каркаса территории России, субъектов РФ и муниципальных образований необходимо стало принимать на новой основе. Такой основой должна стать ориентация на дифференциацию функций центров пространственного каркаса разного ранга и использование инноваций, обеспечивающих опережающее развитие обслуживающих территорию современных инфраструктур.

Одной из серьезнейших проблем управления развитием территории стало отсутствие реальной возможности у органов местного самоуправления большинства муниципальных районов и городских округов полноценно реализовать полномочия, предоставленные им законом о местном самоуправлении. Финансовые, кадровые, материальные и технические ресурсы органов местного самоуправления этого уровня, как правило, оказались недостаточными для реализации этих полномочий.

Появилась необходимость выделения межрайонных центров, в которых наличие (или сосредоточение) таких ресурсов позволит осуществлять часть полномочий переданных им несколькими муниципальными районами, или обеспечить их осуществление государственными структурами. Во многих случаях практически в них должны создаваться кооперированные службы на основе передачи в них части полномочий и функций органов местного самоуправления. С этим связана необходимость создания иерархически построенной системы планировочных центров и планировочных районов с развитым пространственным каркасом, обеспечивающим ее функционирование. Эффективность функционирования этой системы будет связана со степенью использования инновационных технологий, перечень которых приведен в начале данной статьи.

Размещение населенных мест относительно этих центров пространственного каркаса оказывает огромное влияние на качество жизни проживающих в них граждан. В регионах, занимающих большие территории при очень низкой плотности сети поселений, наряду с наземным особое значение приобретает воздушный транспорт и возможность обеспечивать современной инженерной и информационной инфраструктурой автономное существование локальных мест проживания граждан (малое населенное место) или мест производства (предприятие).

Достаточно серьезными в некоторых регионах России становятся проблемы распада природного и историко-культурного каркасов территории, являющихся основой экологического благополучия и устойчивости социально-культурного развития. Использование инновационных подходов для их восстановления и эффективного использования становится все более актуальным.

В данной статье проблемы инновационных подходов к регулированию развития территории России затронуты только в постановочном плане. Более полное их рассмотрение должно стать предметом специальных исследований и публикаций.

ВИЛЬНЕР Марк Яковлевич. С 1966 г. - главный архитектор проектов в ЦНИИП градостроительства, с 1993 г. - руководитель НМЦ "Терин-форм", по настоящее время - заместитель директора ЦНИИП градостроительства. Член экспертного совета в Государственной думе ФС РФ, член общественного совета Министерства регионального развития. Почетный академик РААСН, Почетный архитектор России. Президент гильдии градостроителей.