Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

Инвестиции в производство - гарантия устойчивого развития экономики

Жилкин А.А., Губернатор Астраханской области

Поставив 2 года назад перед собой цель - превратить Астрахань в каспийскую столицу России, руководство региона завидными темпами идет к ее достижению. Главное, чего удалось добиться за это время, - значительно увеличить объем внешних и внутренних инвестиций в экономику. О том, как удается осуществлять амбициозные планы, журналу рассказал губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

- Александр Александрович, если сравнить объем инвестиций - российских и зарубежных - в экономику Астраханской области за последние 3 года и предшествующий период, скажем, после кризиса 1998 г. до 2003 г., как соотносятся эти объемы в сопоставимых ценах?

- Я уверен, что инвестиции являются основным фактором экономического роста. Поэтому стратегия социально-экономического развития Астраханской области, одобренная в 2006 г. Правительством России, прежде всего, направлена на привлечение инвестиций. И она достаточно успешно работает в этом направлении. К примеру, за 4 года - с 2001 по 2004 г. - рост инвестиций в сопоставимых ценах с учетом инфляции по отношению к 2000 г. составил всего 10%. А за 2 года работы стратегии объем инвестиций увеличился в 1,6 раза. Еще один весьма наглядный пример. До 2005 г. в Астраханской области инвестиции не превышали 20 млрд руб. в год. А в 2007 г. мы преодолели 45-миллиардный барьер, что обеспечило территории рост валового регионального продукта более чем на 12%.

Недавно Госкомстатом России был опубликован анализ динамики регионального развития за первый квартал 2008 г. Так вот, по темпам роста инвестиций Астраханская область находится на 1-м месте (156,7%) среди регионов Южного федерального округа, превосходя Волгоградскую область, занявшую 2-е место, почти на 13%. Более того, среди всех российских регионов по этому показателю Астраханская область занимает 6-е место. Думаю, в этом году мы приблизимся к 60-миллиардному рубежу, а в ближайшие 2-3 года преодолеем 100-миллиардную планку.

- Каких инвестиций - внешних или внутренних - вкладывается в экономику Астраханской области больше? Какие и в каких объемах изыскивались внутренние, собственные областные финансовые источники в последние годы?

- Надо понимать, что государственная власть в условиях рынка не имеет права непосредственно вмешиваться в бизнес. Мы можем только создавать условия для его развития. Чем мы и занимаемся. На первом этапе было необходимо не просто осознать комплекс ресурсных, в широком смысле этого слова, преимуществ нашего региона, но и убедить в них руководство страны, российское и зарубежное бизнес-сообщество.

Именно благодаря нашим целенаправленным усилиям, в 2005-2007 гг. в Астраханскую область пошли инвестиции, которые, в значительной степени, внешние. Хочу подчеркнуть, что это, в основном, инфраструктурные инвестиции в новую дорожную сеть, которая должна быть вписана во вновь формируемые мировые транспортные коридоры. Это инвестиции в порт Оля, в развитие связи, интернета. В Астраханской области идет активное строительство гостиниц, торговых и деловых центров.

Следующий этап - это массированные инвестиции в производство. Капиталовложения уже пошли в ускоренно растущее судостроение, оживающее сельское хозяйство, в строительный бум, который формирует практически заново нашу стройиндустрию.

Буквально в ближайшие 3-5 лет начнется бурное освоение углеводородных месторождений Каспийского моря, и нам необходимо «влезть» в этот комплекс проектов. И это не только многомиллиардные капиталовложения в объекты судостроения, но и потребность в развитии той самой инфраструктуры, которую мы сегодня формируем.

Если говорить о внутренних инвестициях, то с 2005 по 2007 г. на территории региона за счет собственных средств организаций освоено около 26,1 млрд руб., в том числе в 2007 г. - 13,1 млрд руб. (150,6% к уровню 2006 г. и 132,1% к уровню 2004 г.). За счет средств регионального бюджета на территории Астраханской области в 2005-2007 гг. было освоено более 3 млрд руб., в 2007 г. - 1,67 млрд руб. (150,3% к уровню 2006 г. и в 3,34 раза больше уровня 2004 г.).

- Согласны ли Вы с мнением, что очень эффективным, даже самым эффективным и постоянным инвестором может быть собственное население, которое ежедневно пользуется платными услугами, ходит по магазинам, делает покупки, ремонтирует или строит собственное жилье, наконец, хранит деньги «в сберегательной кассе» и берет потребительские кредиты?

- Да, действительно, в последние годы в Астраханской области наблюдается динамичный рост потребительских расходов населения. Так, за период 2002-2006 гг. расходы населения на покупку товаров и оплату услуг выросли в 3,2 раза, а совокупные годовые денежные доходы - в 2,8 раза. Потребительский бум объясняется, в первую очередь, ростом реальных денежных доходов населения, а также существенным расширением возможностей населения при покупке товаров в кредит, что является не только важным фактором социальной стабильности в стране в целом, но и новым мотором, который позволит двигать и развивать экономику.

Но вместе с тем и сегодня миллиарды рублей и валютных накоплений находятся на руках у населения, в чулках и банках, и не оказывают активного влияния на национальную экономику. Астраханская область - не исключение. Финансовый потенциал населения региона, согласно статистическим данным, в 2007 г. составил 10,9 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2006 г. на 13,7%. Это, согласитесь, большие деньги.

Вместе с тем стабилизация экономической и социальной ситуации в стране, укрепление национальной валюты позволяют гражданам становится прямыми и косвенными инвесторами во многих государственных и негосударственных проектах. Поэтому привлечение накоплений населения в экономику является одной из задач деятельности государственной власти Астраханской области. Местом осуществления инвестирования является финансовый рынок. Средства, вложенные населением в акции, облигации, ПИФы, могут стать источником дополнительных инвестиций в экономику региона.

- Есть настораживающая цифра - в Астрахани почти в 2 раза за 3 года сократилось количество предпринимателей. Статистика утверждает, что максимум 2% населения умеют вести собственный бизнес и создавать рабочие места для других, а ещё 5% способны сами создавать себе занятие, обеспечивающее их семью.

- Определенное сокращение предпринимательских структур было связано с их перерегистрацией. Тенденция последних лет - рост количества малых предприятий. За последние 2 года их число увеличилось с 3,9 тыс. в 2005 г. до 5,4 тыс. в 2007 г. Но это не самоцель. Растут объемы производства, инвестиции в малое предпринимательство. Так, в 2006 г. в основной капитал был инвестирован 1 млрд руб., в 2007 г. - уже почти 2 млрд руб. Субсидированные кредиты, которых за 2007 г. выдано на 1,5 млрд руб. в рамках соответствующего национального проекта, позволяют развивать сельскохозяйственное производство. Причем 70% выданных средств приходится на долю малых форм хозяйствования: личных подсобных, крестьянских фермерских хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Так что энергичные грамотные люди всегда находят условия для открытия и ведения бизнеса. Хотя это и не просто.

Конечно, предприниматель, человек с идеями всегда ищет место для самовыражения. Именно поэтому мы и преобразуем наш край. Уверен, в самое ближайшее время многие из тех, кто уехал, вернутся, а в рамках развития Астраханской области будут созданы тысячи высокооплачиваемых рабочих мест. Да уже сегодня есть потребность в квалифицированных кадрах.

- Как Вы оцениваете условия для ведения бизнеса, прежде всего, в областном центре - Астрахани?

- Предприниматели Астраханской области проявляют достаточно высокую активность. Это видно и при их взаимодействии с саморегулирующимися организациями - ООО «Опора России», Астраханской торгово-промышленной палатой, с которыми постоянно сотрудничает правительство Астраханской области. В результате даже были разработаны новые формы государственной поддержки предпринимательства. К примеру, предоставление грантов малым и средним предприятиям муниципальных образований Астраханской области на начальном этапе создания - «start up». Эта форма позволит компенсировать недостаток стартового капитала для начала предпринимательской деятельности. При предоставлении грантов приоритет будет отдаваться предприятиям, создающим производство с применением инновационных технологий в муниципальных образованиях. Более того, при поддержке начинающих предпринимателей правительством Астраханской области планируется использовать системный подход, предоставляя начинающим предпринимателям, выигравшим грант на развитие, услуги и поддержку бизнес-инкубатора, что позволит повысить их «выживаемость» в условиях конкурентного рынка.

Еще одна новая интересная форма работы - это формирование гарантийного фонда на базе юридического лица, одним из учредителей которого является Астраханская область. Вопрос о недостатке залоговой базы у астраханского бизнеса будет решен посредством создания Гарантийного фонда кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, без наличия которого достаточные кредитные ресурсы банков остаются недоступными для большинства субъектов малого и среднего бизнеса. Средства гарантийного фонда будут размещены в депозитах тех банков, которые предложат наилучшие условия размещения средств и выдачи кредитов. Гарантийный фонд составит 60 млн руб.: 30 млн руб. за счет средств областного бюджета, 30 млн руб. - за счет средств федерального бюджета. Фонд будет способствовать обеспечению равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам.

На территории Астраханской области динамично развивается сеть бизнес-инкубаторов. Первый открылся в октябре 2006 г. в Камызяке. Сегодня он занят на 80% и ориентирован на агропромышленный и туристический комплексы. Планируется открытие второго комбинированного бизнес-инкубатора офисно-производственного назначения. Кроме того, в 2008 г. в Астраханской области должны быть построены еще 3 бизнес-инкубатора в сельских районах. В них будет предоставлено место только тем субъектам предпринимательства, которые занимаются производственной деятельностью, связанной, в первую очередь, со строительством, сельским хозяйством, туризмом, рыбной отраслью, судостроением. Подают заявки на участие в создании бизнес-инкубаторов и представители других сельских районов Астраханской области.

В настоящее время в регионе активно реализуется проект по созданию многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Эта структура объединяет представителей федеральных и региональных исполнительных органов власти и местного самоуправления для оказания гражданам, предпринимателям и организациям государственных (муниципальных) услуг. Министерством экономического развития Астраханской области было принято решение о передаче части подготовительных работ по оказанию государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства многофункциональному центру. На первом этапе функционирования на его базе будут предоставляться услуги только по господдержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, в Астраханской области создаются все условия для развития предпринимательства и формирования с ним партнерских отношений. По данным русской версии журнала «Forbes», Астраханская область занимает 5-е место по развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Бизнесмены достаточно активно обращаются за государственной поддержкой. Для законопослушных предпринимателей, работающих «в белую», нет оснований не афишировать свою деятельность. Наоборот, активная предпринимательская деятельность, соответствующая приоритетам социально-экономического развития Астраханской области, - хороший шанс получить государственную поддержку на развитие своего бизнеса.

Интервью губернатора Астраханской области А.А.Жилкина журналу "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование".

Жилкин Александр Александрович. Доктор биологических наук, кандидат экономических наук. С 1991 г. - первый заместитель главы Администрации Астраханской области. C 2004 г. - губернатор Астраханской области. С 2006 г. - член Президиума Госсовета Российской Федерации.