Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

Перспективы Москвы как "глобального" города (значимость попадания в систему "глобальных" городов для повышения конкурентоспособности московской агломерации, ее ближайшего окружения, региона и страны в целом)

Батурина Е.Н., Президент ЗАО "Интеко"

Центрами современного мира стали «глобальные города» - агломерации, наделенные большими финансовыми и политическими функциями. Их экономический потенциал огромен: первая десятка «глобальных городов» дает свыше 1/10 всего ВВП мира.

Если вопросы управления и развития агломераций раньше интересовали лишь узкий круг специалистов, то сейчас и на федеральном уровне заявляется, что для обеспечения высоких темпов экономического роста страна обязана перейти к развитию инновационных технологий и постиндустриальному типу производства, а городские агломерации являются сосредоточием этих процессов и источниками конкурентоспособности России в глобальной экономике. Таким образом, вопросы развития крупных городских агломераций должны стать частью долгосрочной стратегии развития России.

Быстро меняющиеся условия экономического и социального развития страны ставят под вопрос прежнюю систему административно-территориального деления. Необходимо ставить экономику в центр развития регионов. Приоритеты сегодня связаны с инвестициями, инновациями, инфраструктурой и ее развитием. Все эти вопросы невозможно и неоптимально решать в жесткой привязке к административно-территориальному отделению. Возникает объективная необходимость усиления межрегиональной интеграции.

Потенциал Москвы как глобального центра используется не в полной мере, и рост экономической мощи и влияния зачастую не только не сопровождается увеличением глобальной интегрированности, но и происходит на фоне ее снижения.

Сейчас практически все возможности дальнейшего развития Москвы как «глобального города» связаны с Московской областью. Необходимо снять все барьеры, тормозящие развитие Московской агломерации, не позволяющие реализовать мощнейший потенциал интеграции и связанный с ним огромный синергетический эффект для социально-экономического развития всей страны.

Чтобы решить интеграционную задачу, существует ряд конституционно-правовых и управленческих возможностей. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Например, можно, объединив Москву с Мо­сковской областью, создать новый субъект РФ. Этот вариант позволяет снять все основные препятствия на пути интегрированного развития столицы и области. В то же время сама процедура образования в составе Российской Федерации нового субъекта является чрезвычайно длительной, требует су­щественных затрат. Она предполагает единство мнений ор­ганов законодательной и исполнительной власти объединяемых субъектов по всем вопросам слияния. Издержки подготовки такого объединения могут ока­заться слишком велики и привести к временной потере темпов развития Москвы и Московской области. А это расширит уже имеющийся спектр проблем столичного региона.

Другой вариант - расширение границ Москвы как субъекта РФ до линии малого окружного кольца Подмосковья. Эта модель кажется привлекательной экспертам, полагающим, что полное объединение Москвы и области приведет к созданию слишком крупного экономиче­ского субъекта РФ и снизит и без того невысокую территориальную равномерность социально-экономического развития страны. За счет этого варианта можно было бы решить основные сегодняшние проблемы развития столичной агломерации. Но он, скорее всего, приведет к невозможности дальнейшего существования Московской области как отдельного субъекта РФ в новых территори­альных рамках и потребует передачи остальных территорий Подмос­ковья соседним субъектам РФ.

Может быть использован вариант перераспределения полномочий между федеральным центром, Москвой и Московской областью с целью обеспечения совместного исполнения всех ключевых функций. Реализовать этот проект можно, заклю­чив договор о разграничении полномочий между органами го­сударственной власти РФ и органами власти субъектов РФ. Но надо учесть, что возможность подписания многостороннего договора о разграничении полно­мочий между РФ и более чем одним ее субъектом законодательством четко не установлена, хотя и не за­прещена. Заключение же двух, пусть и взаимосвязанных, договоров о разграничении полномочий отдельно с Москвой и отдельно с Москов­ской областью может оказаться не столь эффективным.

И, наконец, еще одним вариантом является усиле­ние координирующей и направляющей роли Правительства РФ в обеспечении взаимосвязанного и интегра­ционного развития Москвы и Московской области и превращение Москвы в «глобальный город» на основе спе­циальной федеральной целевой программы. Реализация этого проекта позволит существенно повысить интенсивность развития региона, а также отработать на данном примере новые механизмы обеспечения единства системы исполнительной власти России в целях более эффективной реализации приоритетов нацио­нального развития.

Но кроме административных преобразований чрезвычайно важным для эффективного управления Московским регионом является умение осуществлять взаимодействие на договорной основе при решении вопросов развития агломерации.

Развитие агломераций - это взаимовыгодное сотрудничество их субъектов ради улучшения жизни населения. Формирующиеся агломерации порождают, в первую очередь, инфраструктурные проблемы - дороги, транспорт, энергетика, водоснабжение. Именно поэтому вопрос градостроительного планирования, особенно согласования этих планов, стоит очень остро. В современном мегаполисе градостроительное планирование должно осуществляться на основе сбалансированного развития коммунальной инфраструктуры, с опережающим развитием транспортных коммуникаций, сохранением природной среды, устойчивым защитным лесопарковым поясом и формированием полноценной системы пригородов. Причем такой системы, которая включала бы и сеть малых городов-спутников со своей экономической специализацией и развитыми локальными рынками труда, способствующими социально-экономической децентрализации. Комплексные программы градостроительного, инфраструктурного и социально-экономического развития, которые были реализованы в 70-80-е годы прошлого века в рамках проектов «Большой Париж» или «Большой Лондон», демонстрируют свою эффективность.

В случае с Москвой и Московской областью речь идет о двух независимых административных системах, управляющих своими территориями на принципах, не согласованных между двумя субъектами. Такое разделение в управлении приводит к дестабилизации социальной сферы и ограничению возможностей жителей Москвы и Московской области по многим аспектам: быт, производство, перемещение. Комплексное управление развитием агломерации должно строиться на взаимовыгодном сотрудничестве субъектов интеграции для повышения качества жизни всего населения Московского региона.

Далеко не каждый город способен попасть в элитный клуб мировых центров. Москва близка к этому, но ей придется пройти не только через жесткое противостояние других городов-лидеров, но и решить множество других проблем: преодолеть отставание производственной, социальной и институциональной инфраструктур от требований, предъявляемых к «глобальным городам».

Несмотря на длинную дистанцию, которую надо пройти, нельзя не понимать, что попадание в систему «глобальных городов» имеет колоссальное значение для повышения конкурентоспособности любой агломерации, ее ближайшего окружения, региона и страны в целом.

БАТУРИНА Елена Николаевна. В 1982-1989 гг. - научный сотрудник Института экономических проблем комплексного развития Москвы, заведующая секретариатом Всероссийского Союза объединенных кооперативов, главный специалист Комиссии Мосгорисполкома по кооперативной деятельности. С 1989 г. - Президент компании "ИНТЕКО". С 2006 г. - заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", член Комиссии по развитию рынка доступного жилья при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.