Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (35) Июль 2008

Стратегия социально-экономического развития Брянской области на среднесрочную перспективу

Денин Н.В., Губернатор Брянской области

Прежде чем говорить о стратегических приоритетах социально-экономического развития, уместно будет отметить конкурентные и потенциальные возможности региона.

Конкурентные преимущества Брянской области в значительной мере обусловлены ее уникальным экономико-географическим положением. Брянщина - приграничный регион, находящийся на стыке трех государств: России, Украины и Беларуси. Она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих Москву через Украину с Западной Европой, а Санкт-Петербург - с южными районами России.

Важное стратегическое и международное значение имеют железнодорожные линии: Москва-Киев, Рига-Орел-Воронеж, Санкт-Петербург-Харьков-Ростов; автотрассы: Москва-Киев, Орел-Витебск, Брянск-Кобрин и др.

Имеет статус международного аэропорт "Брянск", который расположен на международной воздушной трассе, соединяющей Москву с Киевом и Западной Европой.

Через Брянскую область пролегают крупные нефте- и газопроводы. Главным из них является знаменитый нефтепровод "Дружба". Проходящие через область крупные газопроводы Дашава-Москва и Шебелинка-Москва позволяют широко использовать дешевое и экологически чистое топливо - природный газ - для развития регионального энергетического комплекса.

Брянская область расположена в лесной зоне. Лесами занято более 1 млн га. Наиболее ценные леса - хвойные, занимают 53% лесных площадей. Общие запасы древесины - около 138 млн м3.

В области имеются значительные запасы природного сырья (цементное сырье, карбонатные породы, стекольные пески, глины, трепел, мел) для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности, освоенные запасы торфа, фосфатсодержащие руды для производства минеральных удобрений. Всего по области насчитывается до 80 месторождений различного минерального сырья.

Брянская область - один из индустриальных регионов Центральной России с высоким экономическим потенциалом и развитой промышленностью. Производством промышленной продукции на территории области занимаются около 400 крупных и средних предприятий и более 500 малых предприятий. В структуре промышленного производства области сохраняется ведущая роль машиностроительных производств, на их долю приходится почти одна треть выпускаемой в области продукции.

Предприятия машиностроительного комплекса области выпускают более 80% российских автогрейдеров, 73% тепловозов, 14,7% кранов на автомобильном ходу.

Развито в области производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность.

Для предприятий производственного сектора характерны высокие темпы развития. По индексу промышленного производства в 2006 г. область находилась на 4-м месте в Центральном федеральном округе, а в текущем году вышла на 1-е место.

Брянская область обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием на ее территории инновационно-ориентированных организаций. Общую картину инновационных процессов в области в основном определяют предприятия по производству транспортных средств и оборудования и по производству пищевых продуктов.

В качестве примера можно отметить деятельность двух крупнейших предприятий области, входящих в инвестиционно-промышленную корпорацию "Трансмашхолдинг": ЗАО УК "Брянский машиностроительный завод" и ООО ПК "Бежицкий сталелитейный завод". Эти предприятия имеют программы реконструкции и модернизации производства, совершенствования его технологии, выпуска новой конкурентноспособной продукции.

ОАО «Клинцовский автокрановый завод» и ОАО «Брянский завод колесных тягачей» расширяют выпуск автокранов различных модификаций, не уступающих по своим техническим возможностям иностранным аналогам, но выгодно отличающихся от них своими стоимостными характеристиками. ОАО "Брянский Арсенал" осваивает выпуск полного модельного ряда автогрейдеров.

ЗАО "Пролетарий" приступило к модернизации производства технических картонов. В ООО "Брянский картон" введена в эксплуатацию новая высокотехнологичная и высокопроизводительная линия по производству гофрированного картона.

В ООО "Мебельный концерн "Катюша" производственный процесс включает в себя этапы от заготовки сырья до производства готовой продукции.

В условиях усиления конкуренции, стремительного развития науки и технологий значение инновационной деятельности для предприятий неуклонно возрастает.

Большой потенциал имеют предприятия бывшего военного комплекса. Эти предприятия обладают передовыми технологиями, имеют высокопроизводительное оборудование, квалифицированные инженерные и рабочие кадры, развитую инфраструктуру. Среди них ЗАО "Группа-Кремний", выпускающее полупроводниковые приборы, интегральные микросхемы; Брянский электромеханический завод, производящий ряд изделий военного и медицинского назначения; ФГУП "Электродеталь", специализирующееся на выпуске электроустановочных изделий; ОАО "Монолит", освоившее выпуск модульных теплогенераторов; ЗАО "Термотрон-Завод", перепрофилировавшее свое производство на выпуск широкой гаммы изделий для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта.

Промышленный сектор не исчерпывает всех сторон хозяйственной жизни региона. Важнейшей из них остается сельское хозяйство.

Основными отраслями сельского хозяйства области являются растениеводство и животноводство. Растениеводство специализируется на картофелеводстве и выращивании зерновых и технических культур, а животноводство имеет ярко выраженную молочно-мясную направленность.

В 2006 г. в районах области приступили к возведению 2 свиноводческих комплексов, реконструировали ряд молочно­товарных ферм. На условиях лизинга приобретаются племенной скот и оборудование для животноводства. 2007 год отмечен началом строительства 5 агрогородков.

Главной целью аграрной политики области является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и его эффективности, создание современной индустриальной базы агропромышленного производства, решение социальных проблем сельских территорий.

Что сделано и делается нами для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Брянской области?

Прежде всего, мы определились со своими стратегическими приоритетами. В 2006 г. утверждена Программа экономического и социального развития Брянской области на 2006-2008 гг. В нее включено 76 проектов, которые сгруппированы в соответствии с основными задачами социально-экономического развития Брянской области.

25.10.2007 в Брянске состоялся Первый Брянский инвестиционный форум. Основными целями форума стали определение инвестиционной привлекательности Брянской области для российских и зарубежных партнеров и проработка возможности создания совместных взаимовыгодных проектов, которые будут способствовать дальнейшему росту экономики региона.

Особое внимание на форуме было уделено таким вопросам, как:

  • текущее состояние и факторы экономического развития Брянской области;
  • приоритетные отрасли региона и перспективные инвестиционные проекты в данных секторах экономики;
  • актуальные аспекты реализации национальных проектов в Брянской области;
  • транспортное сообщение региона как важнейший узел международной логистики;
  • экспортный потенциал области.

В работе форума приняли участие представители федеральных министерств, руководители профильных департаментов Брянской области; руководители регионов, предприятий, банков, научных и общественных организаций, а также зарубежные делегации. По мнению многих участников форума, его главная задача - способствовать повышению инвестиционной привлекательности Брянщины для российских и зарубежных партнеров - выполнена. За время работы форума было подписано 26 инвестиционных соглашений на сумму, превышающую 38 млрд руб.

Приветствуя участников Брянского Инвестиционного форума, председатель Государственной Думы ФС РФ Б.В.Грызлов подчеркнул, что это событие - не только действенный способ "сверить часы" власти и бизнеса и не только площадка для делового общения инвесторов. Это, прежде всего, место выработки согласованных решений, ориентированных на привлечение долгосрочных капиталовложений для развития Брянской области.

Программа форума была предельно насыщенной и включала пленарное заседание, довольно впечатляющую выставку «Инвестиционный потенциал Брянской области», тематические "круглые столы". Особое внимание уделялось вопросам экономического развития Брянской области, реализации национальных проектов, вопросам экспортного потенциала. В ходе форума муниципальные образования представили 116 инвестиционных проектов на общую сумму 28,114 млрд руб., департаменты, управления и комитеты администрации Брянской области - 111 проектов на сумму 7,7 млрд руб.

Наибольший интерес участников форума вызвали проекты предприятий по глубокой переработке древесины, производству строительных материалов и конструкций, развитию энергетики и дорожной инфраструктуры, строительству логистических комплексов, технологическому обновлению различных предприятий.

В форуме приняли участие такие крупные инвесторы, как ЗАО «Трансмашхолдинг», ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ Групп», ООО «ДОЦ», ОАО «Генерирующая компания № 4», мебельный концерн «Катюша», ООО "Куриное царство" и многие другие. В результате подписаны, в частности, инвестиционные проекты строительства завода по производству ДСП и комбината стройматериалов на базе комплексного месторождения полезных ископаемых в Карачевском районе, возведения жилого комплекса в поселке Путевка и жилой застройки микрорайона "Мичуринский" в Брянском районе, строительства и эксплуатации свиноводческих комплексов.

Мы направляем серьезные усилия на возрождение былой славы брянского картофеля. В связи с этим большие надежды связываем с инвестиционным проектом, подписанным с холдинговой компанией "Сахарпроминвест". Эта компания, занимающаяся организацией производства, хранения и переработки картофеля, уже добилась хороших результатов в одном из районов области, и теперь зона ее деятельности расширяется.

Очень важно, что в рамках подготовки к Инвестиционному форуму был проведен конкурс научно-практических работ среди молодых ученых и аспирантов ведущих брянских вузов. Темы исследований весьма актуальны - ценообразование, внедрение системы менеджмента качества, разработка системы учета информационных ресурсов органа государственного и муниципального управления, формирование инвестиционной привлекательности региона, рациональная подготовка кадров.

Наука сегодня становится определяющим фактором экономики инновационного типа, способствующим улучшению инвестиционного климата. Мы подготовили к форуму экспозицию "Инвестиции в науку", из которой участники могли узнать, что впервые в рамках областной целевой программы планируется осуществить 41 проект по направлениям, связанным с научно-технической деятельностью в агропромышленном, строительном комплексе, ЖКХ. Сюда входят также исследования процессов обеспечения безопасности дорожного движения и оптимизации транспортного комплекса, социальные и гуманитарные исследования. Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 77 млн руб.

Безусловно, инвестиции нужны не ради инвестиций. Они оказывают прямое влияние на качество жизни населения. Развитие промышленности, транспорта, агропромышленного комплекса создает необходимые предпосылки для роста экономики области и напрямую связано с повышением благосостояния населения. Доходы областного бюджета в последнее время стабильно растут, как, впрочем, растут и доходы населения. Остается стабильной ситуация на рынке труда.

Первый Брянский Инвестиционный форум прошел в атмосфере открытого и заинтересованного обсуждения реальных инвестиционных проектов, а его рекомендации будут способствовать существенному повышению экономической активности в Брянской области.

К концу текущего года будет завершена разработка Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. Стратегической целью Брянской области является последовательное повышение благосостояния населения, обеспечение устойчивого экономического развития за счет использования имеющегося природного, географического, производственного и транспортного потенциала, усиления межрегиональной кооперации и сотрудничества.

Достижение этой цели будет обеспечено действиями органов исполнительной власти по каждому из ключевых направлений.

Стратегическими ориентирами определено достижение к 2020 г. уровня оплаты труда и среднедушевых денежных доходов населения в размере 80% от среднероссийской величины, а к 2025 г. - среднего уровня по России.

Для сближения со среднероссийскими параметрами показателей, характеризующих уровень жизни населения Брянщины, на территории области должны быть обеспечены опережающие среднероссийские темпы роста реальной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов населения.

Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2025 г. предполагает создание условий для привлечения крупномасштабных инвестиций в целях реализации на территории области новых структурообразующих проектов, создания высокотехнологичного сектора экономики на базе традиционных для области производств, развития агропромышленного комплекса и финансово-кредитного сектора экономики.

Реализация основных направлений стратегического развития будет сопровождаться созданием новых высокооплачиваемых рабочих мест, что даст основу для серьезных подвижек в повышении уровня жизни населения.

Динамичный рост заработной платы будет обусловлен не только устойчивыми темпами экономического развития, но и повышением государственных гарантий оплаты труда, осуществлением комплекса мер по повышению заработной платы, искоренением системы теневых выплат заработной платы.

Стратегической целью в области инвестиционной деятельности является обеспечение ускоренного притока инвестиций в регион в отрасли и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Данная цель вызывает необходимость реализации следующих задач:

  • создание энергетической и транспортной инфраструктуры, ориентированной на обеспечение и поддержку традиционного и инновационного развития территории;
  • изменение структуры производства, прежде всего, в базовых секторах экономики;
  • увеличение объемов и расширение номенклатуры экспорта;
  • кардинальное улучшение инвестиционного климата;
  • реконструкция и новое строительство объектов социальной инфраструктуры.

В области создания энергетической и транспортной инфраструктуры:

  • в 2007-2010 гг. будет реализован проект по техническому перевооружению и реконструкции ОАО "Брянскэнерго" с целью устранения дефицита энергомощностей в регионе;
  • в 2007-2014 гг. предполагается разработка и реализация мега-проекта по созданию и развитию транспортно-логистического комплекса в Брянской области (включая модернизацию существующей сети автомобильных и железных дорог) на принципах государственно-частного партнерства.

    В области изменения структуры производства предполагается:

  • разработка и реализация комплекса инвестиционных проектов предприятий транспортного машиностроения Брянской области, обеспечивающих кооперацию в рамках транепортно-логистического комплекса;
  • создание и развитие производственно-технологической особой экономической зоны по выпуску продукции стекольной промышленности;
  • создание высокоэффективного кластера по производству строительных материалов (цемент, керамический кирпич, трепельные утеплители, домостроительные конструкции);
  • создание технико-внедренческой особой экономической зоны в области электроники, электротехники и прочей инновационной продукции;
  • развитие межрегиональной кооперации предприятий Брянской области в авиационной, судостроительной и электронной промышленности в рамках федеральных отраслевых программ;
  • развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса и дальнейший выход этих предприятий на российский и зарубежный рынок;
  • создание и развитие высокоэффективного производственно-территориального кластера по выпуску и переработке продукции животноводства и птицеводства.

Наиболее крупные и социально-значимые проекты будут осуществляться предприятиями области: ОАО "БМЗ", ЗАО "Клинцовский автокрановый завод", ООО "Новозыбковский станкостроительный завод" и др. Особое место займут проекты предприятий электротехнической и электронной промышленности: НИИ "Изотерм", ФГУП "Карачевский завод "Электродеталь"", ОАО "Электроаппарат". Будет отмечена инвестиционная активность в лесопромышленном комплексе и секторе стройиндустрии.

Увеличение объемов и расширение номенклатуры экспорта произойдет за счет инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности, а также за счет освоения выпуска новых конкурентоспособных строительных материалов, продукции стекольной промышленности, услуг транспортно-логистического комплекса.

В соответствии с задачами стратегического планирования социально-экономического развития области предусматривается "реанимация" старых и осуществление разработки новых месторождений минерального сырья (фосфаты и сырье для производства стройматериалов). Прогнозируется направить значительные объемы инвестиций на разработку имеющихся природных ресурсов и их использование во многих отраслях промышленности.

В перспективе должны произойти качественные изменения в строительстве и реконструкции жилья. Прежде всего, планируется осуществить переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. Во-вторых, расширится объем строительства частных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности. В городах, в основном, будут строиться новые жилые дома повышенной комфортности. Для решения проблемы социального, в том числе бесплатного жилья, будет использоваться существующий жилищный фонд с обязательной его реконструкцией.

Для кардинального улучшения инвестиционной привлекательности планируется осуществить комплекс мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность.

Наряду с этим будет предпринят ряд организационных мер, направленных на:

  • развитие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инвестиционного процесса;
  • введение процедуры экспертизы и отбора инвестиционных проектов, реализуемых в форме частно-государственного партнерства;
  • установление единых стандартов для разработки стратегически важных для региона проектов;
  • введение процедуры систематического рассмотрения и утверждения крупных инвестиционных проектов, использующих различные формы государственной поддержки;
  • осуществление системной информационной работы, направленной на улучшение инвестиционного имиджа региона;
  • активизацию работы по отбору и подготовке инвестиционных площадок для потенциальных инвесторов.

Учитывая демографическую ситуацию в регионе, через несколько десятилетий, а при высоком промышленном и инновационном росте и раньше, область может столкнуться с острым дефицитом важнейших ресурсов - трудовых.

Целью демографического развития области является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

В 2006 г. администрацией области разработана Концепция управления демографическими процессами в Брянской области на период до 2015 г.

Брянщина активно участвует в реализации 4 крупномасштабных национальных проектов: по повышению доступности жилья, улучшению состояния здоровья граждан, повышению качества образования и развития села, имеющих общую цель - повышение качества жизни и предотвращение депопуляции населения.

Особое внимание в прогнозируемом периоде будет уделено мерам, направленным на стимулирование рождаемости, сохранение здоровья и жизни женщин и детей, улучшение положения семей с детьми, снижение смертности населения, развитие и укрепление системы здравоохранения.

Создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в рамках реализации стратегии социально-экономического развития обеспечит устойчивый миграционный прирост населения.

Стратегической целью региональной политики в области развития рынка труда является создание условий для обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами и повышение эффективности их использования.

В целях реализации данной задачи будет осуществлена модернизация системы профессионального образования с учетом перспективной потребности рынка труда области в специалистах всех уровней профессионального образования. Будет реализован комплекс мер, направленных на повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, развитие гибких форм занятости, более эффективное использование трудового потенциала молодежи, пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями.

Сокращение трудовых ресурсов будет восполнено за счет мигрантов в трудоспособном возрасте, а также за счет создания условий для более эффективной занятости. При этом численность лиц, занятых в экономике области, будет не только сохранена, но и в перспективе увеличена.

Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, модернизация производства и повышение эффективности использования трудовых ресурсов станут основой существенного роста производительности труда.

Денин Николай Васильевич. Кандидат экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства РФ. В 2003 г. избран депутатом Государственной Думы ФС РФ, депутатом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. С 2004 г. - Губернатор Брянской области.