Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Инвестиционная политика Алтайского Края: основные направления и перспективы реализации

Карлин А.Б., губернатор Алтайского края

Переход от стратегии выживания к стратегии развития, устойчивый рост экономики, повышение уровня жизни населения - основные задачи, которые стоят сегодня перед органами государственной власти Алтайского края. Для того чтобы уверенно чувствовать себя в мировом макроэкономическом пространстве, необходимо соответствовать масштабам экономических и социальных процессов открытого рынка. Поэтому в государственной политике органов власти края акцент делается на поиск новых направлений развития, причем особое внимание уделяется повышению инвестиционной привлекательности региона.

В последние годы в крае не только изменилась система регионального управления, но и была существенно откорректирована инвестиционная политика. Для этого были созданы правовые предпосылки: в одном из первых регионов России здесь принят закон о поддержке инновационной деятельности. Постоянно совершенствуются механизмы государственной поддержки реального сектора экономики. Ставка делается на крупные инвестиционные проекты. Поддержка малого бизнеса осуществляется по другим схемам - через программы, которые реализует Минэкономразвития России. Немалые ресурсы направляются в муниципалитеты. Удалось найти и эффективные модели частно-государственного партнерства. Администрация заключает широкоформатные соглашения о сотрудничестве с крупнейшими предприятиями края и их основными акционерами, которые определяют стратегию экономической политики предприятия.

Основная цель инвестиционной политики Алтайского края - стимулирование притока инвестиций в региональную экономику для увеличения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. Продуманная, планомерная работа, направленная на повышение инвестиционной привлекательности промышленности и сельского хозяйства, научно-технической и инновационной областей, находит отражение в результатах исследований национальных рейтинговых агентств и показателях государственной статистики. Общий уровень инвестиционного потенциала Алтайского края достаточно высок: по оценкам ведущего рейтингового агентства «Эксперт РА», край на протяжении 10 лет входит в первую тридцатку регионов России. Можно отметить позитивные тенденции инвестиционной активности в крае: в среднем за последние 4 года рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 114,3%, при общесибирских - 112,5% и общероссийских - 112,2 % (рис. 1).

Рис. 1. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %.

Основные направления инвестиционной политики региона отражены в Сценарных условиях социально-экономического развития Алтайского края на 2008 г. и на период до 2010 г., утвержденных распоряжением Администрации края от 15.05.07 № 217-р.

Среди мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов края, можно отметить следующие:

1. Реализация крупных инвестиционных проектов в разных секторах экономики: строительство Корболихинского рудника; модернизация Ребрихинского мелькомбината с целью превращения его в современное предприятие по глубокой комплексной переработке продовольственной пшеницы и производству топливного биоэтанола и сухой пшеничной клейковины; создание птицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн, строительство выставочного комплекса «Атлас», жилищного комплекса «Обской бульвар» и т.д. (таблица).

2. Внедрение механизмов частно-государственного партнерства с помощью использования концессионных соглашений, средств Инвестиционного фонда РФ, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий института особых экономических зон.<

В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в 2006 г. разработана и представлена в Министерство экономического развития и торговли заявка на создание в Алтайском крае туристско-рекреационной особой экономической зоны«Бирюзовая Катунь». Стоимость проекта - 10,5 млрд руб. Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» является первым в Российской Федерации крупным единым курортно-рекреационным комплексом природного и экстремального туризма. Планируется, что ежегодно «Бирюзовая Катунь» будет принимать свыше 115 тыс. гостей. Для их размещения строится около 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая, а также молодежная гостиница и коттеджи. В проекте «Бирюзовая Катунь» предусмотрено формирование всех элементов инфраструктуры жизнеобеспечения (новые дороги, второй мост через р. Катунь, современная высоковольтная линия, газопровод с двумя распределительными станциями, водозабор, аэропорт в г. Бийске, отвечающий стандартам 1-2-го класса).

Функционирование туристско-рекреационной особой экономической зоны приведет к росту занятости населения как непосредственно в туристической сфере, так и в смежных видах деятельности (транспортная, торговая, финансовая инфраструктура, строительство). Реализация данного инвестиционного проекта обеспечит более 7 тыс. новых рабочих мест, с учетом занятости в обслуживающих секторах (строительство, инфраструктура).

3. Участие края в проводимом Министерством экономического развития и торговли РФ конкурсе на создание промышленно-производственной и портовой особых экономических зон.

Наиболее перспективным вариантом создания в крае особой экономической зоны промышленно-производственного типаявляется ее организация в г. Барнауле с использованием опыта алтайского двигателестроения, разработок малоразмерных двигателей на предприятии ОАО «Холдинговая компания «Барнаултрансмаш». При этом с учетом роста спроса на современные малолитражные двигатели для легковых автомобилей, минитракторов, самоходных коммунальных машин, погрузчиков целесообразно и возможно наладить их выпуск в рамках указанной промышленно-производственной зоны. Планируется производство следующих видов лицензионных двигателей и двигателей собственной разработки: малогабаритных бензиновых двигателей объемом 1000-2000 см3; малогабаритных дизельных двигателей объемом 1500-2000 см3. Общий объем производства двигателей составит 300 тыс. в год.

В настоящее время Администрацией края рассматривается вопрос создания портовой особой экономической зоны на базе международного аэропорта г. Барнаула, расположенного на пересечении основных транснациональных магистралей. Образование в крае такой зоны будет способствовать активизации внешнеторговой и инновационной деятельности, увеличению объемов экспорта, организации дополнительных рабочих мест, стимулированию развития наукоемких технологий в промышленном производстве, дополнительному притоку в регион прямых иностранных инвестиций.

4. Реализация программы развития банковского сектора в Алтайском крае на 2007-2010 гг., в рамках которой предполагается расширение сети отделений банков, двухкратное увеличение объемов ипотечного кредитования граждан и кредитования субъектов малого бизнеса. Прирост объемов кредитных вложений составит порядка 18-20% ежегодно. Более 60% банковских кредитов будет направлено в реальный сектор экономики. В дополнение к этому получит развитие система небанковских кредитных организаций: за период реализации программы будет создано 20 потребительских и 42 сельскохозяйственных кредитных кооператива. Их деятельность повлияет на снижение роли теневого финансового рынка, рост деловой активности, занятости сельского населения.

5. Дальнейшая реализация мер государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края.

Основой действующей системы государственной поддержки инвесторов стало субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях. В течение 8 лет хозяйствующими субъектами края было заявлено о реализации 687 инвестиционных проектов, 412 из которых были поддержаны. За этот период в реальный сектор экономики края привлечено около 9,5 млрд руб. кредитных ресурсов на условиях субсидирования части банковской процентной ставки; в виде субсидий из краевого бюджета выплачено более 0,5 млрд руб. (рис. 2). Таким образом, на 1 руб. средств краевого бюджета привлечено в среднем 16 руб. инвестиционных ресурсов. Только в течение 2003-2007 гг. создано 7657 рабочих мест, улучшены условия труда 5420 человек, повышен уровень квалификации 7278 работающих.

Рис. 2. Динамика субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам (в действующих ценах).

Отличительной особенностью последних лет является не только рост объемов привлеченных банковских ресурсов - наблюдается укрупнение инвестиционных проектов организаций, претендующих на государственную поддержку (рис. 3).

Рис. 3. Динамика состояния инвестиционных возможностей организаций, претендующих на государственную поддержку.

Для упрощения процедуры отбора инвестиционных проектов малого предпринимательства в 2003 г. администрациям муниципальных районов и городских округов предоставлено право на местном уровне осуществлять отбор проектов на условиях субсидирования части банковской процентной ставки за счет средств краевого бюджета. В ноябре 2001 г. Администрацией края приняты организационные меры по формированию и использованию краевого лизингового фонда. В течение 2002-2007 гг. за счет средств фонда приобретена 1141 единица сельскохозяйственной техники (в том числе 121 комбайн, 329 тракторов). Начиная с 2002 г. снижается степень износа основных сельскохозяйственных фондов, в 2006 г. она достигла уровня 1997 г. (рис. 4).

В 2005 г. за счет краевого лизингового фонда было организовано приобретение сельскохозяйственными организациями племенного скота и обновление промышленными предприятиями основных средств, несколько позже - основных средств организаций транспорта и ЖКХ. Около 60% инвестиций в основной капитал осуществляется в крае за счет собственных средств организаций. Тем не менее, возможность получить субсидию по налогу на имущество пока не стала такой же популярной среди инвесторов, как субсидирование части банковской процентной ставки и использование лизинговых схем.

Рис. 4. Динамика состояния материально-технической базы сельского хозяйства.

С 2008 г. вступают в силу новые виды поддержки, получившие нормативное оформление и финансовые гарантии: субсидирование процентной ставки по облигационным займам и субсидирование налога на прибыль. Всего же на проведение мероприятия по содействию инвесторам в предстоящем году предполагается направить более 0,5 млрд руб.

Можно утверждать, что благодаря созданию в крае особых экономических зон, реализации крупных инвестиционных проектов, мерам оказания государственной поддержки инвестиционный климат становится более благоприятным. Это дает основания говорить об Алтайском крае как о регионе Сибири с большим будущим.

Крупные инвестиционные проекты регионального и национального значения

Наименование проекта

Объем инвестиций

Объем продукции

Срок реализации

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»

10,5 млрд руб.

 

До 2012 г.

Строительство Корболихинского рудника (ОАО «Сибирь-Полиметаллы»)

8 млрд руб.

26 млн т руды

До 2013 г.

Модернизация Ребрихинского мелькомбината (ООО «Пава»)

6,35 млрд руб.

1,8 млн т биоэтанола в год

До 2013 г.

Строительство жилищного комплекса «Обской бульвар»

5,0 млрд руб.

До 2012 г.

Развитие угольной отрасли Алтайского края (Мунайский угольный разрез):

·        проведение вскрышных работ и мероприятий по освоению месторождения;

·        добыча и реализация угля;

·        строительство конденсационой электрической станции

0,1 млн руб.

2,5 млрд руб. в год

33,6 млрд руб.

18 млрд руб.

2 млн т угля в год

6,5 млн т угля в год

До 2009 г.

До 2010 г.

До 2017 г.

2011-2015 гг.

Строительство птицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн, производство мяса бройлеров (ООО «Алтайский бройлер»)

3,5 млрд руб.

1-я очередь: 36 тыс. т мяса в год

Апрель 2008 г.

Обеспечение инженерной инфраструктурой кварталов 2000-2001 в г. Барнауле

2 млрд руб.

442 тыс. м2

До 2010 г.

Строительство 3-й очереди цементного завода

1,5 млрд руб.

300 тыс. т цемента в год

До 2014 г.

Реконструкция и строительство объектов аэропорта г. Бийска

1,3 млрд руб.

250 тыс. пассажиров

До 2010 г.

Создание выставочно-конгрессного комплекса «Атлас»

0,8 млрд руб.

Предоставление услуг в области бизнеса, культуры и отдыха

До 2013 г.

Карлин Александр Богданович. Кандидат юридических наук, профессор. Действительный член РАЕН. Заслуженный юрист РФ. Почетный работник органов прокуратуры. Почетный работник органов юстиции. Действительный государственный советник 1-го класса. В 1989-1990 гг. - помощник Генерального прокурора СССР по особым поручениям, затем заместитель начальника управления Прокуратуры СССР. С 1992 г. - начальник отдела управления Генеральной прокуратуры РФ. В 1993 г. назначен заместителем начальника управления Генпрокуратуры РФ, в 1994 г. - начальником отдела, в 1996 г. - начальником Управления по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генпрокуратуры РФ. С 2000 г. - статс-секретарь - первый заместитель министра юстиции РФ, с 2001 г. - первый заместитель министра юстиции РФ. В 2004 г. назначен начальником Управления Президента РФ по вопросам государственной службы. С 2005 г. - глава администрации Алтайского края.