Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Контроль за состоянием почвы в городе Москве

Вардомская Е.Е., главный специалист отдела аналитического сопровождения законодательной деятельности Информационно-аналитического управления Аппарата Московской городской Думы

Городские почвы, являясь составной частью городской природной среды, обеспечивают жизнеспособность всего природного комплекса. Почвы являются поглотителем загрязняющих веществ, выполняют важную санитарно-гигиеническую средозащитную функцию. Почва дышит и дает кислорода не меньше, а в определенные сезоны больше, чем дают все зеленые насаждения вместе взятые. Однако при сильном загрязнении почвы становятся источником опасности для окружающей среды (сильное загрязнение почв приводит к гибели зеленых насаждений).

Изучением состояния почв в Москве занимается Институт минералогии и кристаллохимии редких элементов, который составил карты загрязнений почв в 1975, 1977, 1983, 1987 и 1993 гг. Большая территория города заасфальтирована, что вызывает затруднение взятия проб загрязненных почв.

До 2004 г. в городе отсутствовала комплексная система мониторинга почв. Специальные виды наблюдения за состоянием почвенного покрова города в рамках санитарно-гигиенического мониторинга осуществлялись ТУ Роспотребнадзор по г. Москве и Департаментом ЖКХ и благоустройства города (в рамках программы зеленого мониторинга). Кроме того, несколько организаций в разное время занимались разномасштабными экологическими исследованиями почвенного покрова на территории Москвы. В результате отсутствия системного подхода к мониторингу почв материалы исследований почвенного покрова неоднородны по перечню измеряемых показателей и охватывают не все функциональные зоны города. Основными организациями, проводившими в разное время исследования почвенного покрова, являются МГУ им. М.В.Ломоносова (почвенный факультет), Почвенный институт им. Докучаева, ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М.Федоровского, Московская опытно-методическая геохимическая экспедиция.

В настоящее время уполномоченным органом по наблюдению за состоянием почв является ГПУ «Мосэкомониторинг». С 2004 г. в городе организована система экологического мониторинга почв и почвогрунтов, включающая в себя 248 пунктов постоянного наблюдения и 150 временных пунктов1 (утверждены Постановлением Правительства Москвы от 08.11.05 № 866-ПП) и охватывающая все функциональные зоны и административные округа г. Москвы. Основные площадки наблюдений располагаются на следующих типах территорий: жилые зоны, производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационные зоны, в том числе природные территории; особо охраняемые природные территории; земли, покрытые лесной растительностью, земли сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, другие территории.

Основными целями мониторинга почв и почвогрунтов являются:

  • своевременное выявление изменения качества почв для оценки, предупреждения и устранения негативных процессов, отрицательно влияющих на состояние почв;
  • проверка соблюдения землепользователями государственных стандартов качества почв;
  • оценка соответствия качества почв функциональному назначению территорий;
  • оценка сохранения экологических свойств почвогрунтов, используемых для озеленительных работ;
  • оценка влияния качества почв на состояние зеленых насаждений;
  • оценка качества почв и почвогрунтов с точки зрения их воздействия на здоровье населения;
  • выявление постоянно действующих источников загрязнения, оказывающих негативное воздействие на почвы;
  • предотвращение последствий чрезвычайных экологических ситуаций;
  • выявление негативных последствий воздействия на почвы антигололедных реагентов;
  • получение достоверных данных для разработки обоснованных программ оздоровления почв;
  • получение достоверных данных для расчета ущерба от загрязнения почв.

Всего земель в городе, которые требуют постоянного контроля за состоянием почв (земли сельскохозяйственного, производственного, рекреационного назначения), - 23 тыс. га или 1/5 часть территории Москвы. По оценочным данным, в первоочередной реабилитации (в 2006-2008 гг.) нуждается порядка 25 км2 почвенного покрова территории города (15% от общей потребности)2.

В центре Москвы концентрация тяжелых металлов превышает предельно допустимые нормы в 10 и более раз (по отдельным элементам - до 12 и более раз)3. Наибольший уровень загрязнения выявляется вокруг предприятий и промышленных зон, автомагистралей.

Московским земельным комитетом, Городской земельной инспекцией проводится работа по выявлению административных нарушений, связанных с порчей земель. Так, в 2003-2004 гг. по фактам самовольного снятия или перемещения плодородного слоя почвы и уничтожения почвы к административной ответственности были привлечены 26 землепользователей. При этом сумма штрафных санкций составила 723 тыс. руб.

С 2005 г. на территории города осуществляется мониторинг опасных геоэкологических процессов: подтопления, оползневых и карстово-суффозионных процессов. Опасными районами для устойчивости зданий, транспортных артерий города и других коммуникаций являются районы развития оползневых и карстовых процессов. Наблюдения за оползневыми процессами ведутся с 1954 г. (частота наблюдений - 1-4 раза в год), эрозией почвы вблизи водоемов - с 1955 г. на 10 участках.

Постоянные наблюдения осуществляются на 14 участках, подверженных оползневым процессам, наиболее опасные (природный заказник «Воробьевы горы» и Комплексный архитектурный, художественный музей-заповедник «Коломенское») взяты под специальный контроль. Активные проявления глубоких подвижек, несмотря на проведение противооползневых мероприятий, отмечаются в районе Воробьевых гор, Фили-Кунцево, Коломенское, Хорошово-2, Москворечье, Н.Мневники4.

Важность ведения геологического мониторинга безусловна, особенно своевременного выявления негативных процессов. Так, на участке Коломенское (Южный округ), в нижней по течению реки его части, активизация глубоких оползней привела к двум авариям на пересекающих склон Чертановских коллекторах (1978 г. и 2002 г.). В конце 1978 г. разрыв коллектора привел к загрязнению Борисовских прудов, куда на время ремонта коллектора был направлен сброс канализационных вод. При аварии в 2002 г. канализационные воды были сброшены в канализационный коллектор, построенный по оврагу ниже по течению реки, который также в настоящее время находится под угрозой. Повторный оползень (2004 г.) привел к повторной деформации коллектора и приостановке его функционирования.

Особую тревогу вызывает оползневой участок в Москворечье (Южный округ), где отсутствие мероприятий по стабилизации глубоких оползней может со временем привести к деформациям высокоэтажных жилых зданий и железнодорожного моста Курской железной дороги.

Оползнями также поражены долины рек Москвы, Яузы, Сетуни, Очаковки, Раменки, Чертановки, Городни и др. в южной и юго-западной части территории Москвы (Западный, Юго-Западный, Южный округа). Несмотря на свои относительно небольшие размеры, эти оползни обладают большой разрушительной силой. Опасность мелких оползней, широко развитых в долинах мелких рек, состоит в трудности их прогнозирования, осложненной непредсказуемостью инженерно-хозяйственного воздействия из-за отсутствия единого плана освоения территорий малых рек в Москве.

Отдельно следует обратить внимание на состояние подземных, грунтовых вод и факты подтопления. Основой мониторинга процессов подтопления является государственная наблюдательная сеть территориального уровня (ТНС), состоящая из пунктов и полигонов наблюдений с естественным и нарушенным состоянием геологической среды. На территории города почти повсеместно грунтовые воды являются химически загрязненными. Минерализация грунтовых вод достигает 5-10 г/дм3 при повышенном содержании сульфатов, пониженном pН и высоком содержании свободной углекислоты.

В настоящее время подземные воды на территории города (в пределах МКАД) практически все используются для технического водоснабжения промышленных предприятий города5. Департаментом природопользования и охраны окружающей среды уделяется большое внимание поддержанию и развитию сети наблюдений за подземными водами. Следует отметить, что наблюдения за состоянием подземных вод проводятся с 1937 г. Сеть развивалась преимущественно в связи с необходимостью гидрогеологического и инженерно-геологического обоснования наземного и подземного строительства и инженерной защиты городской территории от проявления неблагоприятных геологических процессов (подпор грунтовых вод в результате строительства Канала им. Москвы; водопритоки в подземные выработки строящегося метрополитена; процессы подтопления на застраиваемых территориях; агрессивность грунтовых вод по отношению к бетону и металлам; процессы карстопроявления, а также в связи с проблемой загрязнения пресных подземных вод каменноугольными отложениями и оценкой их эксплуатационных запасов для технического водоснабжения предприятий города).

В настоящее время государственная наблюдательная сеть федерального уровня (ОГНС) и ТНС насчитывает 504 скважины. Из общего количества имеющихся в наличии скважин государственной сети находятся под наблюдениями к настоящему времени 311 (ОГНС - 153 скважины и ТНС - 158). Потребность наблюдений по ряду скважин отпала (задачи, для которых они создавались, решены). Остальные скважины не пригодны для наблюдений из-за их засорения, засыпки (не могут использоваться для наблюдений без предварительной, тщательной прочистки существенно заиленных скважин) и отсутствия средств на их восстановление. За последние 10-15 лет в силу ряда причин сокращение числа наблюдаемых скважин составило более 30%.

В настоящий момент необходимо проведение обследования технического состояния скважин всех законсервированных скважинах наблюдательной сети. В случае подтверждения нарушений изоляции в этих скважинах и пр., их необходимо ликвидировать как потенциальные источники загрязнения. Другие скважины восстановить и продолжить за ними наблюдение.

К настоящему времени сложилась ситуация, при которой в результате многолетнего хозяйственного освоения существенно изменились гидрогеологические условия и заметно активизировались неблагоприятные инженерно-геологические процессы. Особенно распространены процессы подтопления, следствием которого являются деформации зданий и сооружений, заболачивание отдельных территорий, коррозия и разрушение подземных коммуникационных сетей, подтапливание подвальных помещений. Около 50% площади территории города находятся в подтопленном или периодически подтопленном состоянии. Особенность проявления подтопления заключается прежде всего в том, что ущерб чаще проявляется через длительный период времени после начала этого процесса, но совокупный ущерб бывает, как правило, несоизмеримо большим, чем от воздействия других инженерно-геологических процессов.

На отдельных участках территории города негативные последствия подтопления проявляются почти одновременно с развитием процесса подтопления. В этом случае отрицательные последствия подтопления заключаются в почти мгновенных деформациях конструкций зданий и разрушениях подземных коммуникаций. Из числа техногенных факторов, обуславливающих процесс подтопления территорий грунтовыми водами, можно выделить следующие:

  • утечки из старых, не ремонтируемых водонесущих коммуникаций (водопровода и канализации), аварийные водовыпуски и т. д.;
  • фильтрация воды из прудов и строительных котлованов;
  • поливы зеленых насаждений;
  • перераспределение снега при очистке от него улиц и тротуаров;
  • озеленение;
  • таяние снега над теплонесущими коммуникациями и подземными сооружениями;
  • изменение рельефа при строительстве;
  • строительство подземных сооружений;
  • неудовлетворительная работа дренажей.

Неудовлетворительное техническое состояние и выход из строя дренажей является одним из основных факторов развития подтопления. Дополнительно к этому на гидрогеологическую обстановку в пределах городской территории существенное влияет водоотлив из подземных выработок (главным образом, метрополитена). Все это привело к изменению баланса подземных вод в 250-300-метровой толще горных пород.

Скорейшее решение проблемы рационального использования ресурсов подземных вод на территории города стимулирует и современное неудовлетворительное состояние скважинного хозяйства, а также то, что подземные воды, извлекаемые из действующих сооружений метрополитена, до сих пор никак не используются. В настоящее время около 60% водозаборных скважин, расположенных на территории города, требуют ремонта, поскольку в противном случае они будут являться постоянными источниками загрязнения подземных вод эксплуатируемых водоносных горизонтов. Водоотлив же из действующих сооружений метрополитена без учета строительного водоотлива составляет величину близкую к современному отбору из скважин.

В последние 10-15 лет формирование подтопления территории влияет на гидрогеологическую ситуацию самих подземных сооружений города. Это произошло в связи с интенсивным глубоким освоением подземного пространства, особенно в центральных частях города. На многих участках города подземные сооружения расположены ниже уровня грунтовых вод. Например, подтопление зданий Государственной Третьяковской галереи в районе Лаврушинского переулка в начале 90-х годов.

Кроме того, специалистами отмечается еще ряд проблем в данной области:

1. Поскольку загрязнение почвы характеризует не только валовый уровень загрязнений, но и концентрация подвижных форм тяжелых металлов, в 2004 г. помимо наблюдений за валовыми содержаниями тяжелых металлов Департаментом природопользования и охраны окружающей природной среды г. Москвы были осуществлены также исследования их подвижных форм. По предварительным данным, от 20 до 45% тяжелых металлов находятся в подвижной форме и при неблагоприятной геохимической обстановке могут мигрировать в нижние горизонты. Так, содержание меди превышает допустимые нормы в 39% случаев, цинка - 31%, свинца - 36%. Таким образом, характерной тенденцией распространения загрязнения, выявленной в период исследований 2003-2004 гг., является проникновение загрязнения на глубину.

2. Вследствие увеличения количества автотранспорта и развития сети автостоянок АЗС, в городских почвах возросло содержание нефтепродуктов и бензапирена: содержание нефтепродуктов в 30% случаев превышает допустимые значения, достигая в некоторых случаях 6000 мг/кг, что в 20 раз больше нормы6.

3. Специалисты отмечают загрязнение токсичными веществами, замусоривание, механическое разрушение.

4. В Москву ввозится около 800 кубов растительного грунта в год. Почвогрунты, применяемые в городе, не всегда соответствуют высокому качеству. Более того, имели место случаи завоза радиационно загрязненных почвогрунтов. По своим агрохимическим показателям завозимые почвогрунты мало пригодны для посадки зеленых насаждений. Были случаи среза почв в не совсем проверенных территориях Подмосковья. Так, в 2003 г. 28% от общего количества почвогрунтов, завозимых в Москву, составляли торфопесчаные смеси. Содержание органических компонентов в этих грунтах незначительное. Их биологический потенциал исчерпывается в течение 2-3лет после посадки зеленых насаждений, что, в свою очередь, приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов города.

5. Во многом состояние почв ухудшается при зимнем использовании специальных средств против гололеда, особенно когда снег не вывозится и остается на газонах.

6. При подготовке проекта комплексного благоустройства, как правило, предполагают, что на отдельных участках будет растительность, т.е. почвенный покров. Но при реализации проекта оказывается, что в процессе строительных работ почва была загрязнена строительными отходами, не была сформирована та горизонтальная структура почвенного покрова, которая была заявлена проектировщиками, и в итоге почва не получает должного ухода.

7. Естественное воспроизводство почв в условиях города нарушено. Имеет место эффект так называемого «запечатывания» почв. В Москве площадь открытых, незапечатанных участков земель собственно почвенным покровом колеблется от 3-5% в центральной части города до 80% на периферии7.

В целом за период 2004-2005 гг. в Москве созданы научная и организационная основы для проведения регулярного мониторинга почвенного покрова. Однако проведенные работы выявили ряд направлений, требующих корректировки сложившейся методологии мониторинга почв. Основным из них является адресная привязка пунктов наблюдения за состоянием почв и почвогрунтов к источникам негативного воздействия: территории, прилегающие к автомагистралям (воздействие противогололедных реагентов и выбросов автотранспорта), территории перебазируемых промышленных предприятий, участки размещения ввозимых для озеленения территории города почвогрунтов.

В настоящее время ГПУ «Мосэкомониторинг» проводит работу по созданию Карты загрязнения почв г. Москвы в рамках создания Экологической карты г. Москвы8. Уже составлена Карта по вопросам состава почв и процента их «запечатанности», однако данные об уровне загрязнения и компонентах загрязнения почвы находятся в стадии обработки9.

На решение проблем в данной области направлены федеральные и московские нормативные правовые документы.

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере охраны почв

Вопросы использования и охраны почв помимо природоохранного и экологического права, нашли свое отражение в земельном законодательстве. Так, Земельным кодексом РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ (номер чего? закона?) (ред. от 28.02.07) земельный участок определяется как часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6). При этом земельное законодательство регламентирует, главным образом, отношения в области использования земель в целом как объекта недвижимости.

Охрана почв как категория рассматривается правом в аспекте обеспечения нужд сельхозпроизводства, в то время как параметры мониторинга или обследование и инвентаризация почвы в городах не определены, хотя их состояние оказывает существенное влияние на городскую среду.

Компонент природной среды - почва - является объектом охраны окружающей среды, согласно закону РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ (ред. от 05.02.07) «Об охране окружающей среды». Ее охрана обеспечивается разными нормативно-правовыми актами, которые рассматривают почву и как часть земельного участка, и как объект налогообложения и пр. Однако приняты несколько основных документов, регулирующих непосредственно вопросы охраны почв. Среди них правила СанПиН 2.1.7.1287-03, Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ (ред. от 30.12.06) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает поддерживать состояние почвы в соответствии с санитарными правилами, обеспечивать уровень их загрязнения не выше ПДК (предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ).

Основной документ, наиболее полно регулирующий вопросы охраны почв, - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1287-03, которые устанавливают требования к качеству почв населенных мест (в зависимости от их функционального назначения и использования), обязывают соблюдать гигиенические нормативы при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом переоснащении) и эксплуатации объектов разного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв. Правила обязывают устанавливать требования к качеству почв территорий, в первую очередь, для наиболее значимых территорий (зон повышенного риска): детских и образовательных учреждений, спортивных, игровых, детских площадок, площадок отдыха, зон рекреации, зон санитарной охраны водоемов, прибрежных зон, санитарно-защитных зон.

По степени опасности в санитарно-защитном отношении почвы населенных мест подразделяются на следующие категории по уровню загрязнения: чистая, допустимая, умеренно-опасная, опасная, чрезвычайно опасная. Исходя из уровня загрязнения, предоставляются рекомендации по рекультивации и использованию почв. Правила описывают стадии изучения состояния почв при проектировании, строительстве и сдаче объектов недвижимости; исследования должны проводиться на всех стадиях строительства специально аккредитованными организациями. Также приводится перечень необходимых документов для получения заключения о соответствии почв санитарно-эпидемиологическим требованиям. Причем в случае необходимости проведения работ по рекультивации почв необходимо представить гарантии их проведения.

Частично раскрывают и описывают практическое применение правил СанПиН «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».В Основных положениях перечисляются условия, при которых необходимо проводить работы по рекультивации (прокладка трубопроводов, ликвидация промышленных объектов, захоронение промышленных, бытовых отходов и др.). Причем на проект рекультивационных работ необходимо получение положительного заключения государственной экологической экспертизы. Основные положения определяют порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также основания для отказа выдачи разрешения.

Все вопросы, связанные с восстановлением нарушенных земель, решаются специально создаваемой Постоянной комиссией, в состав которой включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов. В полномочия Постоянной комиссии входит право внесения в органы местного самоуправления предложений об изменении целевого использования земельного участка. Инвентаризацию нарушенных земель рекомендовано проводить не реже одного раза в 10 лет.

Законодательством определены типы нарушенных/деградированных земель: технологическая/эксплуатационная деградация (в том числе нарушение земель, физическая деградация, агроистощение); эрозия (водная и ветровая); засоление (собственно засоление, осолонцевание); заболачивание. Уровень деградации и определение ущерба от деградации почв определяются в соответствии со специальной Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель10.

Водный кодекс РФ от 03.06.06 № 74-ФЗ (ред. от 04.12.06) также предусматривает ряд мер по охране почвы.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 .12.01 № 195-ФЗ (номер чего, закона?) (ред. от 09.02.07) устанавливает ответственность за нарушение плодородного слоя почв, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8). Рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами, осуществляется за счет их собственных средств11.

Вопросам изучения состояния земель, оценке качества земель, инвентаризации земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны также посвящен отдельный Закон РФ от 18.06.01 № 78-ФЗ (ред. от 04.12.06) «О землеустройстве». Под землеустройством понимаются «мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации регионального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства» (ст. 1).

На улучшение состояния земель направлен Закон РФ от 10.01.96 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»12, в соответствии с которым граждане и юридические лица, эксплуатирующие мелиоративные системы и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения (ст. 29). Закон определяет полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области мелиорации земель. Так, к полномочиям органов местного самоуправления относится право на участие в экспертизе проектов мелиоративных систем (ст. 16).

В некоторых случаях для восстановления почвы необходима консервация земельного участка. Этот вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 02.10.02 № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Нормативные правовые акты г. Москвы в сфере охраны почв

Законом г. Москвы от 20.11.04 № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» предусмотрено осуществление экологического мониторинга по программам, утверждаемым ежегодно Правительством Москвы.

Закон устанавливает объекты экологического мониторинга - природные среды, природно-антропогенные объекты, физические факторы воздействия, воздействие антропогенных объектов, за которыми необходимо проводить наблюдение. К ним относятся атмосферный воздух, поверхностные воды, подземные воды, шум, электромагнитное воздействие, почвы, зеленые насаждения, радиационная обстановка, а также воздействие промышленных предприятий.

На создание системы мониторинга почв в Москве также направлены:

  • Постановление Правительства Москвы от 08.1105 № 866-ПП «О функционировании единой системы экологического мониторинга г. Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга»;
  • Постановление Правительства Москвы от 27.07.04 № 514-ПП «О повышении качества почвогрунтов в городе Москве»;
  • Постановление Правительства Москвы от 28.03.06 № 219-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы».

Постановление Правительства Москвы от 27.07.04 № 514-ПП (ред. от 09.08.05) «О повышении качества почвогрунтов в городе Москве»определяет порядок контроля качества почвогрунтов и их компонентов. Почвогрунты и их компоненты, используемые на объектах благоустройства и озеленения в Москве в качестве основы для создания почвенного покрова, должны проверяться на соответствие экологическим требованиям, предъявляемым по химическим, санитарно-эпидемиологическим, агрохимическим показателям, а также исследоваться на радиологическую безопасность.

Контроль качества почвогрунтов и их компонентов осуществляется на следующих этапах:

  • при формировании городского заказа на проведение работ по благоустройству и озеленению;
  • на магистралях города при въезде в Москву;
  • в процессе выполнения работ по благоустройству и озеленению;
  • при определении качества и приемке проведенных работ по благоустройству и озеленению.

Также разработаны Правила функционирования московской системы добровольной сертификации «Экологичные почвогрунты» (введены Постановлением Правительства Москвы от 09.08.05 № 594-ПП). Система добровольной сертификации «Экологичные почвогрунты» предназначена для проведения работ по добровольной сертификации почвогрунтов и их отдельных компонентов, используемых для проведения работ по благоустройству и озеленению городских территорий, а также обеспечения гарантии потребителям (юридическим и физическим лицам), использующим почвогрунты и их отдельные компоненты для проведения работ по благоустройству и озеленению территорий общего пользования, примагистральных и разделительных полос автотрасс, для снижения загрязнения атмосферного воздуха, повышения приживаемости зеленых насаждений.

Вопросы состояния почвы тесно связаны с состоянием водных ресурсов. Так, при санитарной очистке водных ресурсов уделяется внимание состоянию почв, о чем указано в Постановлении Правительства Москвы от 28.09.04 № 666-ПП «О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года».

На изучение оползневых процессов и возможных провалов грунта, устойчивости объектов недвижимости направлено Постановление Правительства Москвы от 07.12.04 № 868-ПП «Об организации мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве».

Кроме того, есть еще ряд нормативных правовых актов хозяйственного назначения, таких как, Постановление Правительства Москвы от 31.05.05 № 376-ПП «Об использовании порубочных и растительных остатков для приготовления древесной щепы, компостов, почвогрунтов, применяемых в благоустройстве и озеленении города Москвы».

На рассмотрении в Московской городской Думе находится проект закона г. Москвы «О городских почвах» (принят во 2-м чтении 26.12.06), который направлен на регулирование отношений по охране, рациональному использованию, восстановлению и улучшению городских почв и на обеспечение выполнения почвами экологических функций, на сохранение благоприятной окружающей среды в городе. Законопроект охватывает практически все аспекты, связанные с проблемами охраны почв: документ создан подобно кодексу. Учитывая отсутствие многих понятий в федеральном законодательстве, раскрывается большое количество новых терминов и определений.

Законопроектом создается целая система взаимоотношений между обществом, органами власти и предпринимателями. Причем для эффективности взаимодействия предусматриваются как экономические стимулы, так и административные меры наказания. Эффективность работы будущего закона зависит от многих причин, одна из них - принятие Правительством Москвы соответствующих документов (по всем ключевым моментам в проекте имеются отсылочные нормы). Так, предлагается создание специальной Почвенной карты Москвы, однако пока не раскрываются варианты ее включения или взаимодействия со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Москве13, Генеральным планом Москвы.

В будущем, в процессе развития экологического законодательства города, «принцип одного окна» (имеется в виду создание единой компьютеризированной информационной системы) будет реализован в полной мере, что значительно приблизит Москву к экономически развитым странам. Создание единой системы является выгодным для предпринимателя (возможность сдавать данные о земельном участке, строениях, почвах, арендаторах, произведенных отходах и т.п. в одном документе), для органов власти (наиболее полная, собранная в одном месте информация повышает качество принимаемого решения) и для жителей города (улучшение окружающей природной среды в целом).

Законопроект затрагивает наболевший вопрос для москвичей: применение антигололедных средств (п. 3 ст.13 «…не допускается…применение солей и других реактивов в качестве противогололедных средств, если это может причинить существенный вред почвам»). Однако спорным является определение «существенного вреда» - любые противогололедные средства являются нежелательными для почв.

Необходимость мониторинга почв также отмечается специалистами как одно из необходимых условий улучшения их качества.

Развитию системы мониторинга почв посвящена специальная глава в Целевой среднесрочной экологической программе города14. Программой планируется осуществить ряд мероприятий по улучшению состояния почв в городе:

1. Провести оценку состояния городских почв для обоснования методов разработки программ реабилитации.

2. Определить особо загрязненные участки.

3. Создать и вести Единый городской фонд данных экологического мониторинга.

4. Разработать и утвердить паспорт городской почвы и регламент пользования городской почвой в границах участков.

5. Адаптировать международные нормативы допустимых антропогенных нагрузок на почвы как компонент экосистемы.

6. Разработать физико-химических методы ремедиации (очистки) сильнозагрязненных (в основном тяжелыми металлами) почв города.

7. Доработать и утвердить методики исчисления размера и взыскания вреда, вызываемого захламлением, загрязнением, «запечатыванием» и деградацией земель на территории города.

8. Разработать комплексную систему сбора, транспортировки, подготовки, переработки органических, строительных отходов пищевого и растительного происхождения для получения биоудобрений и грунтов.

9. Провести первоочередную реабилитацию участков сильнозагрязненных городских почв на отдельных территориях города.

10. Разработать и утвердить нормативные акты в области охраны и рационального использования городских почв.

В целом планируется реабилитировать городские почвы к 2008 г. на площади 66 км2 (в 2005 г. - 2,6 км2).

Кроме того, специалистами в данной области предлагается ряд дополнительных мер по улучшению сложившейся ситуации:

1. Реализовать комплексный проект по противооползневым мероприятиям, направленный на борьбу с глубокими и мелкими оползнями.

2. Запретить новое строительство и хозяйственное освоение на всех выделенных оползнеопасных участках с развитием глубоких оползней.

3. Использовать оползневые участки для развития парков, придав им статус ландшафтно-парковых памятников природы.

4. Выполнить на этих участках мероприятия по стабилизации и благоустройству склонов, включив в площади, подлежащие инженерной защите и благоустройству, прибровочные зоны на ширину, равную высоте склонов. На участках с развитием глубоких оползней, где уже существует хозяйственная инфраструктура, выполнить соответствующий комплекс противооползневых мероприятий с учетом роста техногенных нагрузок на склон.

5. Ограничить строительное и хозяйственное освоение участков развития мелких оползней на склонах рек Москвы, Яузы, Сетуни, Очаковки, Раменки, Чертановки, Городни и др. В обязательном порядке предварять и сопровождать строительно-хозяйственное освоение подобных участков комплексом противооползневых мероприятий.

6. Для уже застроенных участков проводить специальные работы по определению устойчивости каждого инженерного сооружения.

Присоединение России к Стокгольмской конвенции ООН 2001 г. по стойким органическим загрязнителям (СОЗ) ставит также задачу мониторинга в почвах специфических органических загрязнителей, в том числе полихлорированных дибензо-п-диоксинов и дибензофуранов, полихлорированных бифенилов и ряда других хлорсодержащих пестицидов, отнесенных к так называемой «грязной дюжине». Актуальность этой подсистемы мониторинга обусловлена тем, что СОЗ отличаются высокой токсичностью, чрезвычайной биологической активностью и способностью накапливаться в разных звеньях пищевой цепи. На территории Москвы расположено значительное число предприятий - потенциальных источников СОЗ промышленного характера (химических, электротехнических и др.). На сравнительно небольшом расстоянии от Москвы расположены крупные полигоны хранения промышленно-бытовых отходов и сеть несанкционированных свалок, также являющихся потенциальными источниками СОЗ.

Примечания.

1. Отбор проб осуществляется около одного раза в год.

2. Постановление Правительства Москвы от 28.03.06 № 219-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы».

3.По материалам Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на 2005 г.

4. www.moseco.ru/ru/showArticlePrint/atlID/50. Официальный сайт Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды г. Москвы. Данные на 06.12.05.

5. www.moseco.ru/ru/showArticlePrint/atlID/49. Официальный сайт Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды. Данные на 06.12.05.

6. По материалам Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на 2005 г.

7. Стенограмма заседания Правительства Москвы от 24.08.04 «О концепции закона города Москвы «О городских почвах». С. 1-30.

8. Постановление Правительства Москвы от 23.09.03 № 789-ПП «О ходе работ по созданию, ведению и использованию экологической карты города Москвы».

9. По информации ГПУ «Мосэкомониторинг» на 23.03.07.

10. Письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 29.07.94 № 3-14-2/1139 «Методика определения размеров ущерба деградации почв и земель».

11. Постановление Правительства РФ от 23.02.94 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

12. Мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозийных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий (ст. 2).

13. Закон г. Москвы от 06.07.05 № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве».

14. Постановление Правительства Москвы от 28.03.06 № 219-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы».