Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Материалы конференции "Первые итоги и ближайшие перспективы развития российских проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры"* (Москва, 26.10.07)

Сидоров А.А., заместитель генерального директора ФГУ «Дороги России»

Развитие дорожной сети Российской Федерации является одним из основных направлений в области национальных проектов и стратегии развития инфраструктуры и выравнивания потенциала экономического региона по территории Российской Федерации. На протяжении достаточно длительного времени существовала проблема недофинансирования строительства дорог и производства реконструкции и организации работ на данном направлении. На сегодняшний день имеются все условия для того, чтобы приступить к формированию новой системы - системы платных дорог на территории Российской Федерации.

Имеется законодательная база. Со дня на день ждем принятия закона «О дорогах». Он прошел третье чтение в Государственной Думе и на сегодняшний момент находится на утверждении Совета Федерации. Имеется концессионное законодательство, у которого есть ряд недоработок, но, тем не менее, оно в целом создает условия для проведения работ.

На сегодняшний момент на территории Российской Федерации идут 4 конкурса по проектам. Два из них - это два концессионера в лице субъекта РФ г. Санкт-Петербурга и Федерального дорожного агентства. Это проекты западного скоростного диаметра и Орловского туннеля. Западный скоростной диаметр находится на сегодняшний момент на втором этапе конкурса, прошла предквалификация, и мы ожидаем предложения со сторон концессионеров. Потенциальными концессионерами являются 5 компаний, которые формируют на сегодняшний момент свои предложения.

Второе - это Орловский туннель, он на первом предквалификационном этапе. В октябре во Франкфурте прошло роуд-шоу. И на сегодняшний момент ждем заявок от потенциальных участников данного проекта. Проект уникален с той точки зрения, что в качестве предложения для участников конкурса предлагается не только инженерный проект, но и возможность предложить свои технические условия и свои проектные решения.

Два других проекта - это проекты, которые осуществляются в регионе Москвы. Это Одинцово и строительство первой очереди трассы Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58-й км от кольцевой автомобильной дороги через Шереметьево до Ленинградского шоссе. Первая стадия конкурса - это предквалификационый этап. Ждем опять-таки поступления заявок от потенциальных участников данного конкурса. В перспективе имеется и еще порядка 14 проектов, которые на сегодняшний момент находятся в разных стадиях разработки и будут предложены сообществу в качестве инвесторских предложений в период с 2008 по 2010-2011 гг. Что дает это для государства? Для государства появляется возможность увеличить объем финансирования, связанный со строительством дорог. Получить более квалифицированную помощь с точки зрения создания управления платными дорогами. В России подобного рода опыт, если и существует, то на отдельных маленьких участках в регионах. И на сегодняшний момент нельзя сказать, чтобы он подлежал обобщению. Тем не менее направление по созданию платных дорог является общей стратегией развития государства, где оплата должна производиться пропорционально оказанной услуге и, соответственно, не должна распределяться в полном объеме по всем группам населения, а основную массу затрат, связанных с их содержанием и эксплуатацией, должен нести пользователь дороги. Соответственно, есть достаточно большие перспективы как с точки зрения отдельных проектов, которые рассматривают платную дорогу как имущественный комплекс, который позволяет его эксплуатировать на платной основе, так и с точки зрения развития системы платности на федеральных, в первую очередь, трассах, а в дальнейшем и на региональных трассах как общеорганизационную систему введения платности. Существуют различного рода предложения по осуществлению разного вида схем и возможности их последующей реализации.