Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

О государственной регистрации буровых скважин

Лапидус И.Г.

Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним находятся в неразрывной связи с вопросами, определяющими конституционный порядокпользования и использования сложнопостроенных объектов недвижимости.

Что касается пользования недрами, то здесь необходимо различать публично-правовой порядок государственного регулирования и гражданско-правовой порядок государственного регулирования. Норма публичного права, ст. 72 Конституции РФ, определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Статья 76 Конституции РФ устанавливает, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законыи принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

Федеральные законы о сфере общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ, должны быть приняты в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.99 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». В этих нормативных актах установлен порядок, закрепляющий основы добросовестного и справедливого использования природных ресурсов, а также прописаны правила пользования ими как основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, в строгом соответствии со ст. 9 Конституции РФ. Разумный порядок пользования (использования) природных ресурсов должен быть предусмотрен и действующими нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Следует также учитывать, что:

1. Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Здесь не определено, какие именно природные ресурсы и в каком порядке относятся к той или иной форме собственности. Согласно п. 2 ст. 2 Конституции владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (включая федеративное государство).

2. Согласно п. 3 ст. 2Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Для проведения государственной регистрации на объекты недвижимости, связанные с недропользованием, необходимо учитывать то обстоятельство, что гражданские права и обязанности возникают по основаниям, предусмотренным ст. 8 Гражданского кодекса РФ и иными законодательными актами. Кроме правоустанавливающих документов регистрационный орган субъекта РФ обязан истребовать документы:

  • Дела скважин с соответствующими актами, свидетельствующими о проведении циклов по строительству скважины - подготовительного этапа, бурения, опробывания в открытом стволе и крепления скважины, испытания в эксплуатационной колонне, акты приема-сдачи первичной документации, акты приема-сдачи земельного отвода, акта приема-передачи устья скважины и т.п.);
  • Журнал бурового мастера;
  • Геологический журнал;
  • материалы геофизических исследований (акты испытания с полным набором бланков глубинных манометров по каждой операции в открытом стволе и эксплуатационной колонне с предоставлением актов тарировки глубинных манометров с отметкой государственного поверителя;
  • Геолого-технический наряд;
  • проект строительства скважины;
  • календарный план-график строительства;
  • акты замера альтитуды стола ротора и земли;
  • ведомости отбора образцов керна на лабораторные исследования;
  • акты передачи керна и проб пластового флюида на лабораторные исследования и др.

3. Для недропользования,согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ, законодательством РФ закреплен особый режим лицензирования, основанный на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Однако эти правоотношения, носящие публично-правовой характер, можно считать и ограничением (обременением) права на объект недвижимости, согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Привлечение к государственной регистрации прав на недвижимое имущество, связанное с недрами, и сделок с ним, федерального территориального органа, управляющего фондами недр, территориального учреждения юстиции РФ по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего контроль за пользователями недр презюмируется законодательством РФ.

4. Согласно законодательству РФ, недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить отодного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Деятельность по использованию природных ресурсов (а не «пользованию природными ресурсами» - как правомочию собственника) должна вытекать из действующего правового порядка. Сегодня она основывается на специальном государственном разрешении - лицензии, документа, который удостоверяет права ее владельца пользоваться участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока, при соблюдении им заранее оговоренных условий.

5. Решение вопроса о правильной государственной регистрации прав на пробуренные скважины, включенные в уставные капиталы организаций при приватизации, находятся в неразрывной связи с их классификацией, которая зависит от промышленного предназначения этих объектов недвижимости. Для этого необходимо учитывать, что существуют скважины для проведения геологоразведочных работ - поисковые и разведочные и скважины, которые предназначены для непосредственного извлечения углеводородного сырья из недр, - эксплуатационные. И те и другие имеют свои специфические особенности, которые обусловлены технологией поисков, разведки добычи углеводородного сырья. Их можно классифицировать следующим образом:

  • эксплуатационные скважины (кусты скважин), находящиеся в нераспределенном фонде недр;
  • эксплуатационные скважины (кусты скважин), находящиеся в распределенном фонде недр;
  • поисковые или разведочные скважины, находящиеся в распределенном фонде недр;
  • поисковые или разведочные скважины, находящиеся в нераспределенном фонде недр.

6. Вопросы правильной государственной регистрации и учета прав на скважины как на объект недвижимости зависят от правильной геолого-технической оценки месторасположения каждой скважины (куста скважин), доступа к участку недр на конкретном месторождении и оценки потенциальной возможности (невозможности) «собрать» или «разобрать» скважины в единый имущественный комплекс, соответствующий признакам предприятия и, соответственно, самостоятельную часть этого комплекса - конкретную скважину, способную (не способную) давать плоды - углеводородное сырье.

К такому объекту прав необходимо относиться как к сложной вещи и обязательно оценивать потенциальную возможность (губительную невозможность!) выделить (отсутствие возможности выделить) определенную долю из этого имущественного комплекса. При этом особого внимания должны заслуживать вопросы, которые касаются проблемы доступа к конкретному участку недр, производящему (не производящему) плоды участку недр (пласту) или участку недр (пласту), свидетельствующему о возможности (невозможности) принесения плодов.

Эти проблемы должны находиться в неразрывной связи с разрешением экологической проблемы защиты недр от истощения. Строительство скважин должно быть добросовестными и разумным, экономически щадящим и технологически безопасным.