Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

Мурманская область: инвестиционная политика сегодня и завтра

Горбунов В.Б., заместитель руководителя департамента экономического развития Мурманской области

Сегодня Мурманская область - один из наиболее промышленно развитых и привлекательных для инвесторов регионов России. В основе этой привлекательности - богатейшие природные ресурсы Кольского полуострова, омывающих его морей, перспективы освоения углеводородов шельфа Западной Арктики, расширение Мурманского транспортного узла и открывающиеся возможности трансконтинентальных маршрутов по Северному морскому пути. Область является крупным транспортным узлом, имеющим федеральное значение, который включает незамерзающий глубоководный порт, торговый, рыбодобывающий флота и атомный ледокольный флот, осуществляющий навигацию по Северному морскому пути, высокую обеспеченность железнодорожными и автомобильными магистралями, аэропорты, в том числе международный, а также транспортные коридоры в Европу, Азию и Америку. Кроме того, Мурманская область достаточно обеспечена электроэнергией, имеет неплохие перспективы развития этой отрасли.

Правительство и предприятия региона открыты для экономического и научно-технического сотрудничества с деловыми партнерами из других регионов России и из-за рубежа. И чтобы оно строилось на надежной, прагматичной, долговременной основе, областной исполнительной властью разработаны основополагающие документы развития региона на долгосрочную и среднесрочную перспективу:

  • Стратегия экономического развития Мурманской области до 2015 г., утвержденная постановлением правительства Мурманской области;
  • Программа социально-экономического развития Мурманской области до 2008 г., утвержденная Законом Мурманской области и зарегистрированная в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности является одним из существенных факторов, воздействующих на инвестиционную активность в области. На территории региона приняты Закон Мурманской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности» и региональная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 гг. В октябре 2007 г. на заседании Мурманской областной Думы принят в окончательном чтении закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Мурманской области в целях установления льготного налогообложения при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области», где предусмотрены налоговые льготы на имущество организаций и преференции для инвесторов.

Следует учитывать, что федеральное и региональное законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и на возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли.

Основным источником инвестиций в экономику региона являются собственные средства предприятий, которые составляют до 60% всех средств, направляемых на инвестиции. Однако, учитывая тенденции развития Мурманской области в краткосрочной перспективе, структура инвестиций будет меняться в сторону увеличения доли привлеченных средств, в первую очередь, кредитов и финансовых средств институциональных инвесторов. Вклады населения области в банках на срок свыше 1 года за 9 месяцев 2007 г. достигли 21 млрд руб. Поэтому одной из основных задач правительства Мурманской области в сфере инвестиционной деятельности на среднесрочную перспективу становится создание механизмов и гарантий для долгосрочного вложения средств, снижения рисков их возврата и обеспечения деятельности институциональных инвесторов.

Расширение операций по инвестиционному кредитованию ведет к необходимости привлечения достаточного объема долгосрочных ресурсов с финансового рынка и рынка капиталов, что определяет важность отработки надежного механизма финансирования кредиторов и обеспечения гарантий надежности инвесторам, направляющим свои капиталы на рынок долгосрочных капитальных вложений.

Для решения этой задачи создаётся инфраструктура с участием правительства Мурманской области, которая позволит участникам рынка инвестиций реализовать свои возможности. Участниками рынка инвестиций являются предприятия и организации всех форм собственности, частные предприниматели, действующие на территории Мурманской области; инвесторы: иностранные и отечественные банки, различные фонды, лизинговые компании, предприятия и корпорации, частные инвесторы; страховые компании.

Проблемы в сфере инвестиционной деятельности

Проблемы в сфере инвестиционной деятельности существуют как у предприятий малого и среднего бизнеса, так и у крупных предприятий. Однако природа их различна. У первой группы, как правило, при значительном количестве идей и новаций отсутствуют средства и возможности для разработки проектов, поиска инвесторов, обеспечения заемных средств. Во второй группе сегодня мы зачастую видим отсутствие мотивации к расширению производства, преобладание тенденций к оптимизации расходов. Безусловно, мешают и административные барьеры в вопросах согласования отвода земель, экспертизы проектов, энергоресурсов и т.п.

Кроме того, к проблемам обеих групп можно отнести недостаток реальной поддержки со стороны государственных органов власти, что выражается в отсутствии обустройства площадок объектами инженерной инфраструктуры, централизованных инвестиционных фондов, гарантий инвестиционной деятельности за счет бюджетных средств. Недостаточно развиты механизмы региональной государственной политики по информационной поддержке инвестиционных проектов, поиску инвесторов, продвижению проектов и обеспечению прединвестиционных обследований и экспертиз.

С другой стороны, следует отметить низкую инвестиционную активность крупного бизнеса, отсутствие долгосрочных программ расширения производства и создания новых рабочих мест, низкую капитализацию предприятий региона, входящих в состав финансово-промышленных холдингов. Стоит также упомянуть и реорганизацию отдельных градообразующих предприятий в структурные подразделения без права юридического лица, что снижает их самостоятельность и фактически служит механизмом снижения налоговых поступлений в региональный бюджет.

У каждого участника рынка инвестиций имеются свои функции, цели и задачи. Однако для учета интересов всех участников, организации их взаимодействия, экспертно-аналитической работы, сбора и распространения информации, изучения спроса и предложения на рынке инвестиций предполагается в порядке конкурсного отбора определить предприятие или организацию, которая будет выполнять функцию областного экспертно-информационного центра по инвестиционной деятельности.

Роль правительства Мурманской области в соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», с одной стороны - инициатор и регулятор данного рынка через систему законов Мурманской области и взаимоотношений с Экспертно-информационным центром и, с другой стороны, - непосредственный участник данного рынка по проектам областного бюджета, капитального строительства и гарант конкурсных инвестиционных проектов.

Перспективные направления инвестиционного развития области

В динамике инвестиций в основной капитал наблюдается тенденция роста. За 9 месяцев 2007 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, по оценочным данным, составил 17,5 млрд руб., или 100% к соответствующему периоду прошлого года. Ожидаемое освоение инвестиций на конец 2007 г. - более 106,6%.

За первое полугодие 2007 г. оборот малых предприятий составил 31,9 млрд руб. (109,6%), в том числе объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг превысил 9,3 млрд руб. (128,6%). Инвестиции в основной капитал малого бизнеса возросли до 150,6 млн руб.

Инвестиционные проекты, которые предполагается осуществить в 2007-2015 гг., позволят увеличить валовой региональный продукт и объем промышленного производства к 2015 г. более чем втрое. В ближайшие 3 года планируется инвестировать в энергетику 9 млрд руб., в черную металлургию - 8,7 млрд руб., в цветную металлургию - 10 млрд руб., в химическую и нефтехимическую промышленность - 8,5 млрд руб. Всего инвестиции в экономику Мурманской области за 2008-2010 гг. могут составить около 140 млрд руб.

Приоритетными инвестиционными проектами региона являются:

1.  В 2006 г. межведомственной комиссией по размещению производительных сил Мурманской области одобрена Декларация о намерениях инвестирования в разработку платинометалльного месторождения Федорова Тундра. Проект стоимостью около 17 млрд руб. является практическим результатом совместного труда ученых Кольского научного центра РАН, геологов и недропользователей. Проект осуществляет консорциум в составе ОАО «Пана», компании «Cascadia», владеющих лицензией на разработку и результатами геологоразведки и компании «Barrick», осуществляющей финансирование проекта. В ближайшие 3 года будет создано почти 700 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Бюджеты всех уровней получат дополнительно около 1 млрд руб. ежегодно.

2.  В марте 2007 г. межведомственной комиссией по размещению производительных сил Мурманской области одобрена Декларация о намерениях инвестирования в разработку месторождения апатит-нефелиновых руд Олений ручей, расположенного в г. Кировск с подведомственной территорией. Общий объем инвестиций - 11,5 млрд руб. Инициатор проекта - ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания».

3.  Основные стратегические направления развития транспортного комплекса региона будут связаны с реализацией проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».

В последнее время удалось немало сделать, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность Мурманского транспортногоузла. Реконструкция торгового порта и дноуглубительные работы в Кольском заливе позволили принимать суда водоизмещением более 200 тыс. т (такими возможностями не располагает ни один порт в европейской части России). Построены нефтеперегрузочные комплексы общей мощностью по переработке более 20 млн т нефти.

Проводимая реконструкция портов области, строительство рейдовых нефтеперегрузочных комплексов создают хорошие предпосылки для развития Мурманского транспортного узла не только в традиционном направлении, но и для постепенного превращения его в крупный нефтеперевалочный порт России и севера Европы.

Строительство контейнерного терминала в Мурманском торговом порту позволит привлечь грузы транзитных направлений Север - Юг и Восток - Запад.

В 2006 г. Минтранс России провёл конкурс на разработку обоснования инвестиций по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Стоимость государственного контракта - 215 млн руб. Проект должен быть представлен в ноябре 2007 г.

После принятия поправок в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» планируется создать портовую особую экономическую зону в порту Мурманск, что также придаст импульс для развития транспортной инфраструктуры на побережье Баренцева моря для перевалки традиционных и транзитных грузов.

4. Основные надежды и возможные прорывы в экономике региона правительство Мурманской области связывает с освоением нефти и газа шельфа и побережья Северных морей.

Мурманская область уже в ближайшей перспективе может стать базовым регионом освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа. Начиная с 2008-2010 гг. прогнозируется активная добыча углеводородного сырья на шельфе Арктических морей и, в перспективе, обеспечение России углеводородным сырьем в значительной мере будет достигаться за счет освоения месторождений ее морской периферии, причем значение «морской» компоненты по мере исчерпания возможностей суши будет непрерывно возрастать.

Наиболее перспективным на нефть и газ является шельф Западной Арктики, занимающий более 2,6 млн км2 под водами Баренцева, Печорского и Карского морей. Он содержит около 75% всех запасов углеводородов шельфа России и может рассматриваться как регион долговременной стратегической перспективы развития нефтегазовой отрасли.

Разведанные запасы нефти по выявленным месторождениям и прогнозируемые ресурсы по перспективным структурам позволяют считать, что в недалеком будущем здесь будет сформирован новый нефтедобывающий регион. Близость к индустриально развитым районам европейского севера России - потенциальным потребителям нефти и газа, возможность транспортировки через незамерзающий порт Мурманска в Западную Европу и Америку - все это создает предпосылки для развития сырьевой базы и организации добычи углеводородов в этом регионе.

В июне 2006 г. на заседании межведомственной комиссии по размещению производительных сил Мурманской области одобрена «Декларация о намерениях инвестирования в строительство объектов обустройства Штокмановского ГКМ с учетом применения технологии сжижения газа с выполнением многофакторного анализа выбора площадки размещения завода сжижения», которую представил Гипроспецгаз по поручению ОАО «Газпром». Сырьевой базой проекта служит Штокмановское ГКМ, его запасы оцениваются в 3,7 трлн м3 газа. Проект потребует капитальных вложений в сумме до 45 млрд долл. США, в том числе 14 млрд долл. США - в Мурманской области.

В ноябре 2005 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Мурманской области и ОАО «Газпром». Учитывая заинтересованность сторон в развитии взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества на долгосрочной и стабильной основе, Соглашением определены первоочередные направления деятельности ОАО «Газпром» на территории Мурманской области, в том числе подготовка к реализации программ, связанных с освоением нефтегазовых месторождений шельфа Баренцева моря, включая Штокмановское месторождение.

Трезво оценивания роль объективных и субъективных факторов в повышении интереса инвесторов к Мурманской области, областная исполнительная власть видит свою главную задачу в том, чтобы продуманными, последовательными решениями аккумулировать влияние экономических плюсов региона и по возможности сглаживать препятствия на пути разработки и реализации новых инвестиционных проектов.

***

Президент России Владимир Путин 04.11.07 подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно документу, портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) могут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, на территориях аэропортов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для их строительства.

Закон устанавливает ограничения по площади для ПОЭЗ - не более 50 км2. Также предусматривается, что площадь ПОЭЗ может быть увеличена постановлением правительства РФ.

ПОЭЗ, согласно документу, создаются на 49 лет. При этом срок их существования продлению не подлежит.

Также законом устанавливаются требования к резидентам ПОЭЗ. В частности, если соглашением об осуществлении деятельности в ПОЭЗ предусматривается строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры, то резидент обязан осуществить капитальные вложения в размере не менее 100 млн евро при строительстве инфраструктуры нового морского порта; не менее 50 млн евро - при строительстве инфраструктуры нового речного и аэропорта; не менее 3 млн евро - при реконструкции действующих портов.

Закон также устанавливает обязанность резидента ПОЭЗ представить в таможенные органы обеспечение уплаты таможенных пошлин в размере не менее 30 млн руб. - для деятельности, связанной со складированием, хранением, оптовой и биржевой торговлей товарами, в том числе подакцизными и минеральным сырьем; 10 млн руб. - для товаров, не являющихся подакцизными или минеральным сырьем; 2,5 млн руб. - при осуществлении иной портовой деятельности.

***

В 2007 г. Международное рейтинговое агентство "Fitch Rating International" присвоило Мурманской области долгосрочный национальный рейтинг кредитоспособности на уровне "А+", международный кредитный рейтинг - "ВВ-". Это свидетельствует о том, что привлекательность Мурманской области для инвесторов и предпринимателей растет.