Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

Вопросы совершенствования нормативной правовой базы в части уменьшения административных барьеров и повышения ответственности органов власти за соблюдение законодательства в области недропользования

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение актуальных вопросов совершенствования нормативной правовой базы в части уменьшения административных барьеров и повышения ответственности органов власти за соблюдение законодательства в области недропользования, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Сроки получения правоустанавливающих документов, позволяющих приступить к процессу пользования недрами, составляют от 1,5 до 2 лет.

Актуальность обеспечения баланса интересов государства и пользователей недр и устойчивого развития минерально-сырьевого комплекса России заключает в себе необходимость создания эффективной и стабильной правовой базы функционирования компаний и федерального органа управления государственным фондом недр, а также совершенствования формальных и неформальных институциональных механизмов регулирования социально-экономических отношений в этой сфере. Все это, несомненно, требует целенаправленных и, самое главное, совместных усилий органов государственной власти и бизнес-сообщества.

Нормативными правовыми актами не урегулированы порядок подготовки и рассмотрения проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых, требования к ее содержанию, сроки ее подготовки и рассмотрения и, кроме того, в ряде случаев не разграничена компетенция федеральных органов исполнительной власти в части осуществления рассмотрения такой документации.

Как следствие, пользователь недр не может приступить к промышленной разработке или приступает к работам при отсутствии проектного документа на разработку. Законодательство о недрах и смежное с ним законодательство содержат существенные противоречия. Нормативная база в названной сфере нуждается в развитии.

В вопросах контроля реализации проектных технологических документов не разграничены функции между контрольно-надзорными органами.

Есть проблемы и в сфере технического регулирования разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Создание технических регламентов с нуля сопровождается громоздкой процедурой их утверждения (за 4 года она так и не была реализована). Технические регламенты принимаются федеральными законами, содержат положения, устанавливающие правила разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. В то же время до настоящего времени не подготовлено ни одного регламента. Не определено также, что именно должно регулироваться таким документом.

Уменьшение влияния административных барьеров и повышение ответственности органов власти за соблюдение законодательства в области недропользования необходимо осуществлять одновременно в двух направлениях - разработки и утверждения новых нормативных правовых актов и совершенствование действующих.

Зачастую действующие законы, подзаконные и ведомственные акты заставляют пользователя недр дублировать документы, отличающиеся только своими названиями. Так, согласно Федеральному закону от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разрабатывается декларация профессиональной безопасности опасного объекта, в то же время, согласно приказу МЧС России от 04.11.04 № 506 «О утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», для таких объектов должен быть паспорт безопасности опасного объекта. Оба документа одинаковы по структуре и содержанию. Аналогичным образом обстоят дела в части планов по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Нормативной правовой базой в области недропользования не обеспечивается унификация терминов и базовых положений законодательных и нормативных документов сопряженных сфер регулирования, и по этой причине возможно многовариантное толкование целого ряда ситуаций, возникающих в практике недропользования.

Например, налоговые органы, руководствуясь Приказом МНС России от 02.04.02 № БГ-3-21/170 «Об утверждении Методических рекомендации по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации», связывают расчет налогооблагаемой базы с содержанием технического проекта разработки месторождения, по-своему толкуют понятие «добытого полезного ископаемого» и, исходя из этого, самостоятельно определяют продукцию, подлежащую налогообложению.

Многоступенчатое принятие административных решений не позволяет пользователям недр в максимально короткие сроки приступить к пользованию недрами и приводит к затягиванию сроков получения разрешительной документации.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.06.00 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лимиты на размещение отходов, в том числе в недрах, утверждаются в территориальных органах МПР России при выдаче лицензий на пользование недрами. Даже если не учитывать тот факт, что в настоящее время МПР России не имеет своих территориальных органов, ответственные органы требуют от пользователя недр копию лицензии, проект расчета нормативов на образование отходов и их размещение, свидетельство на регистрацию на их размещение и т.д., совершенно не учитывая тот факт, что пользователь недр только после получения лицензии на разведку и добычу может подготовить необходимый проект документации, утвердить ее в государственных органах и лишь затем приступить к разработке проекта нормативов, что и делается на практике.

Парадоксально, но с проблемой административных барьеров приходится сталкиваться не только пользователям недр, но и органам государственной власти.

В соответствии со ст. 41 Закона РФ «О недрах» за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр, взимается плата.

В рамках реализации данной статьи закона в подзаконном акте Правительства РФ отсутствует разделение на виды пользователей этой информацией, следствием чего все пользователи недр обязаны уплачивать минимальную плату в размере 10 тыс. руб. Частным примером может служить то, что органы государственной власти в случае необходимости обязаны покупать у государства геологическую информацию за счет средств федерального бюджета, после чего указанная плата снова возвращается в доход федерального бюджета. Нерациональность такого подхода очевидна, и необходимо пересмотреть положения ст. 41 Закона РФ «О недрах» в части отмены платы за геологическую информацию для отдельных категорий ее пользователей.

Сложная ситуация складывается с утверждением и с согласованием нормативов потерь. Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.01 № 921, предусматривают излишне долгую процедуру их согласования между различными ведомствами. Кроме того, подп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ позволяет любые потери считать нормативными, что является некорректным.

Остаются недостаточно урегулированными такие вопросы, как участие органов государственной власти субъектов РФ в организационном обеспечении функционирования государственной системы лицензирования, в организации государственного геологического изучения недр и в организации проведения конкурсов и аукционов.

Все это требует от государства пользователей недр совместных усилий по скорейшему разрешению накопившихся проблем. Причем особая роль, безусловно, отводится органам государственной власти.

Участники парламентских слушаний считают, что для решения всех обозначенных проблем, соблюдения баланса интересов государства, пользователей недр и общества необходимо принятие ряда мер.

В целях совершенствования нормативной правовой базы, уменьшения административных барьеров и повышения ответственности органов власти за соблюдение законодательства в области недропользования участники парламентских слушаний рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. Осуществить анализ действующей нормативной правовой базы в сфере недропользования и сопряженного с ней законодательства на предмет выработки предложений по ее гармонизации и совершенствованию.

2. Продолжить работу по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в части распространения дифференцированного подхода к налогу на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических и географо-экономических условий разработки, от выработанности и рентабельности месторождений полезных ископаемых, а также в части четкого определения объекта налогообложения (добытого полезного ископаемого).

3. Разработать налоговые механизмы, стимулирующие добывающие организации России к воспроизводству минерально-сырьевой базы, применению ресурсосберегающих технологий, разработке месторождений со сложными горно-геологическими условиями, рациональному и комплексному использованию минерального сырья при его добыче и переработке.

4. Завершить подготовку и утверждение методик геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых, предусмотренных ст. 231 Закона РФ «О недрах».

5. Предусмотреть в законодательстве о недрах экономические меры, направленные на выполнение требований по рациональному использованию и охране недр и соблюдения условий пользования участками недр. Рассмотреть возможность замены действующей в настоящее время системы санкций в сфере недропользования, в случае невыполнения условий пользования участками недр системой экономических мер, направленных на соблюдение установленных условий пользования участками недр.

6. Рассмотреть возможность передачи полномочий субъектам РФ по лицензированию геологического изучения участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые; рассмотрению дел об административных нарушениях государственными инспекторами субъектов РФ.

7. Разработать предложения по внесению в действующее законодательство норм об изменении границ горных отводов, о предоставлении пользователям недр лицензий на разведку и добычу залежей полезных ископаемых.

8. Разработать и внести предложения по приведению Федерального закона «Об экологической экспертизе» в соответствие с Федеральным законом от 18.12.06 № 232 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части конкретизации объектов экологической экспертизы и восстановления в качестве объектов экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных производственных объектов.

9. Подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон о техническом регулировании», в части установления четких требований к содержанию технических регламентов.

10. Рассмотреть вопрос отмены регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых.

11. Подготовить предложения по унификации терминологии, используемой в законодательных, нормативных правовых и ведомственных актах.

12. Разработать предложения по внесению изменений в Закон РФ «О недрах», в части наделения Правительства РФ полномочиями по установке требований к проектной документации, таких, как порядок ее утверждения, содержание, сроки подготовки и рассмотрения, определению порядка внесения изменений в проектную документацию и срока внесения таких изменений, подготовке упрощенного порядка корректировки таких видов проектной документации, как проект пробной эксплуатации и проект опытно-промышленной разработки.

13. Осуществить анализ Положений о министерствах, агентствах и службах в части оптимизации распределения полномочий и исключения дублирования функций.

14. Рассмотреть возможность сокращения сроков подготовки федеральными органами исполнительной власти разрешительной документации в Положении о порядке возмещения расходов государства (в случае их наличия) на поиски и оценку полезных ископаемых на участке недр, расположенном на территории Российской Федерации или континентальном шельфе Российской Федерации, при предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25.12.04 № 873.

15. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.02.05 № 69, в части предоставления субъекту РФ права включать в состав экспертных комиссий по общераспространенным полезным ископаемым внештатных экспертов. 16. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.01 № 921, в части передачи территориальным органам Ростехнадзора полномочий по утверждению нормативов потерь.

Рекомендации парламентских слушаний (Государственная Дума ФС РФ, Москва, 25.01.07). Подготовлено комитетом Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам и природопользованию.