Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

Реализация универсальных услуг связи на территории Российской Федерации

Буланча С.А., Заместитель руководителя Федерального агентства связи, Ульянов В.В., Заместитель начальника Управления связи Федерального агентства связи

На сегодняшний день российская отрасль информационно-коммуникационных технологий развивается быстрыми темпами. Ее доля во внутреннем валовом продукте составляет около 5% от всего рынка. Темпы развития данной отрасли приблизились к показателям экономически развитых стран.

Однако, несмотря на высокие темпы роста отрасли, дисбаланс в развитии инфраструктуры связи еще сохраняется. Это вызвано в первую очередь тем, что операторы связи, стараясь сохранить свою конкурентоспособность, инвестируют средства в большей степени в модернизацию сетей связи общего пользования, а не в развитие инфраструктуры.

Попытки развивать инфраструктуру связи в сельской местности и труднодоступных районах сдерживаются также низким уровнем тарифов на местную телефонную связь.

В результате этого дисбаланса в стране до сих пор остаются нетелефонизированными около 40 тыс. населенных пунктов, преодоление которого, возможно благодаря реализации оказания универсальных услуг связи, направленных на предоставление всеобщего и равного доступа к базовому набору телекоммуникационных услуг.

Сегодня универсальные услуги связи являются единственным финансовым механизмом, который в условиях отсутствия бюджетного финансирования способен решить проблему телефонизации удаленных регионов и создать стимулы для построения операторами связи инфраструктуры доступа на экономически невыгодных территориях.

Что же такое универсальные услуги связи?

Впервые данное понятие было определено Федеральным законом от 07.07.06 № 126-ФЗ «О связи», который установил, что к универсальным услугам связи относятся: услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа.

Оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по результатам проведения открытых конкурсов на право оказания универсальных услуг связи на определенной территории. Победителем конкурса становится оператор связи, заявивший наименьший размер ежегодного возмещения убытков, причиняемых ему оказанием универсальных услуг связи, с которым заключается договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком на 5 лет.

В случае отсутствия победителя, оказание универсальных услуг связи возлагается Правительством Российской Федерации по предоставлению федерального органа исполнительной власти в области связи на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона «О связи» в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи всем пользователям на всей территории страны.

На сегодняшний день подведены итоги по 122 открытым конкурсам на право оказания универсальных услуг связи на территории 61 субъекта РФ.

Среди победителей, помимо операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, присутствуют и другие операторы связи. Со всеми победителями открытых конкурсов заключены договоры об условиях оказания универсальных услуг связи.

Реализация оказания универсальных услуг связи происходит исходя из следующих принципов:

  • время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать 1 час;
  • в каждом поселении должно быть установлено не менее чем 1 таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;
  • в поселениях с населением не менее чем 500 человек должен быть создан не менее чем 1 пункт коллективного доступа к сети Интернет.

Порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи определяется Правительством РФ.

Таким образом, законом предусмотрено, что универсальные услуги связи должны быть доступными не только территориально, но и по цене.

Выполнение таких требований оператором универсального обслуживания приведет к получению определенных убытков, для возмещения которых потребуются значительные средства, источниками которых согласно гл. 8 Федерального закона «О связи» являются средства специального Резерва универсального обслуживания, который, начиная с 2005 г. формируется за счет обязательных отчислений всех операторов сети связи общего пользования.

Отчисления в резерв производятся операторами сети связи общего пользования по итогам каждого квартала не позднее 30-го числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала.

Согласно ст. 61 Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи», убытки операторов универсального обслуживания, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, подлежат возмещению в размере, не превышающем установленного по результатам конкурса размера возмещения убытков, или в случае, если конкурс не проводился, максимального размера возмещения убытков два раза в год.

Таким образом, вышеуказанный закон гарантирует возврат затраченных оператором универсального обслуживания своих средств в ходе реализации универсальных услуг связи.

Кроме того, в случае нехватки своих средств для оказания универсальных услуг связи, оператор универсального обслуживания может заключить кредитный договор с банком или иной кредитной организацией, при этом операционные расходы (выплаты процентов по кредитам) относятся к убыткам, причиняемым оказанием универсальных услуг связи и подлежат возмещению в полном объеме.

Для выполнения проверки обоснованности размера возмещения убытков, заявленного оператором универсального обслуживания необходимо, осуществлять сбор сведений об объемах универсальных услуг, оказываемых операторами универсального обслуживания. Для этого Федеральным агентством связи создана централизованная система управления, которая позволит осуществлять сбор, обработку и предоставление Федеральному агентству связи информации об объемах универсальных услуг связи оказанных оператором универсального обслуживания. Централизованная система управления взаимодействует с каждой региональной системой управления сети связи оператора универсального обслуживания.

В качестве средства оплаты универсальных услуг связи используется универсальная карта связи. Дизайн универсальной карты связи разработан и является единым на всей территории Российской Федерации. Использование данной карты на всей территории Российской Федерации также определяет необходимость создания централизованной системы управления для проведения взаиморасчетов между операторами универсального обслуживания.

Таким образом, централизованная система управления выполняет следующие функции:

  • эмиссия универсальных карт связи;
  • инициализация и персонализация универсальных карт связи;
  • производство и хранение ключей аутентификации универсальной карты связи и передачу информации для загрузки ключей в таксофонное оборудование;
  • входной контроль качества производства универсальных карт связи;
  • ведение базы данных списка универсальных карт связи, разрешенных и запрещенных к приему в таксофонном оборудовании и пунктах коллективного доступа;
  • прием и проверка информации об оказанных универсальных услугах связи и проведение взаиморасчетов между операторами связи;
  • формирование базы данных об оказанных универсальных услугах связи;
  • защита от несанкционированного доступа к информации о предоставленных универсальных услугах связи.

Финансирование создания централизованной системы управления осуществляется из федерального бюджета.

Компания, осуществляющая услуги по сбору, обработке и предоставлению информации об объемах универсальных услуг оказанных операторами универсального обслуживания, проведению взаиморасчетов между операторами универсального обслуживания и эмиссии универсальных карт связи была выбрана на конкурсной основе и начала оказывать услуги в 2006 г.

Правила возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, предоставляют уникальную возможность для оператора универсального обслуживания развить свою собственную инфраструктуру связи за счет средств резерва универсального обслуживания. Так как по истечении срока действия договора об условиях оказания универсальных услуг связи, оператор связи, являясь собственником инфраструктуры связи, предназначенной для оказания универсальных услуг связи, может распоряжаться ею по своему усмотрению.

Кроме того, оператор универсального обслуживания, согласно постановлению Правительства РФ от 21.04.05 № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» вправе использовать средства связи, в целях оказания других услуг связи, если такое использование не ограничивает права пользователей универсальными услугами связи и не снижает доступности этих услуг.

Данная норма позволяет получать оператору универсального обслуживания дополнительную прибыль, которая не будет входить в базу для расчета убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи.

При реализации универсальных услуг связи оператор универсального обслуживания имеет ряд преимуществ перед остальными операторами связи.

Во-первых, оператор универсального обслуживания, как упоминалось выше, выиграл конкурс на право оказания универсальных услуг связи на определенной территории. Таким образом, с помощью механизма реализации универсальных услуг связи оператор универсального обслуживания выходит на рынок информационно-телекоммуникационных услуг на той территории, на которой он до этого услуги связи не оказывал.

Во-вторых, являясь оператором универсального обслуживания, оператор связи получает эксклюзивное право на предоставление универсальных услуг связи на определенной территории, что положительно отразится на рейтинге данной компании.

Таким образом, реализация универсальных услуг связи на территории Российской Федерации позволяет развить и модернизировать сети электросвязи, телефонизировать населенные пункты, а также предоставляет ряд возможностей по развитию операторами связи предпринимательской деятельности в разных субъектах РФ.