Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Степень доступности жилья для населения, не имеющего предпринимательского дохода, к сожалению, не удовлетворяет сегодня уровню потребностей населения, не дает возможности реализовать в полном объеме заложенное в Конституции право на жилище. В этой проблеме отражаются проблемы всей экономики.

Российские экономические реформы идут по сложному пути и имеют двойственный результат.

С одной стороны, реформы приобрели определенную динамику, позволили обеспечить хорошее качество отдельных макроэкономических показателей, создать основную институциональную инфраструктуру, которая обеспечивает рост инвестиций.

С другой стороны, реформы привели к значительному расслоению общества, ослаблению важных социальных институтов. Население поделилось на тех, кто смог включиться в новую экономику, научился извлекать из нее для себя выгоду, нашел «свою нишу», и на тех, кто новый порядок воспринять не смог, для кого новая реальность осталась непонятной, враждебной, опасной, чей внутренний уклад не смог на нее настроиться.

Взгляд «с верхнего этажа», взгляд тех, кто занимает ответственные государственные должности, входит в руководящий состав успешных компаний, обладает собственностью — этот взгляд дает в целом позитивную картину: если не мешать энергичным, предприимчивым людям строить бизнес, они придадут экономике необходимое ускорение, что создаст рабочие места, обеспечит наполнение рынка товарами и услугами, даст поступления в бюджет. Задача государства — регулировать основные параметры финансовой сферы на макроуровне.

Взгляд с «нижнего» этажа — тех, кто не имеет ни власти, ни собственности, ни предпринимательской хватки, ни конкурентной профессиональной подготовки, этот взгляд — иной. Эти люди не вполне доверяют, что реформы проводятся в том числе и в их интересах. Они скорее чувствуют себя материалом для решения чужих задач.

Государство на сегодняшний день не может показать для значительного круга граждан убедительную перспективу заработка, достаточного для решения одной из базовых жизненных проблем — жилищной. Наряду с развитием ипотечных и накопительных механизмов, стимулированием жилищного строительства и развитием строительной индустрии необходимо решить самый главный вопрос — повышение до достаточного уровня покупательной способности.

Важность жилищной проблемы приобретает особенную значимость, поскольку именно эта проблема является одной из критических для преодоления демографического кризиса.

На сегодня сильнейшая дифференциация по уровням доходов при росте совокупной покупательной способности сокращает для большинства населения доступность социально значимых товаров и услуг, тем более при опережающем росте (по сравнению с инфляцией) цен на жилье, коммунальные и транспортные услуги.

Это не может не вызывать рост социальной напряженности, особенно когда человека окружает агрессивная реклама сверхдорогих товаров (элитных квартир, автомобилей, отдыха за границей). Отсутствие социального согласия, в свою очередь, препятствует экономическому росту, частично обесценивая макроэкономическую стабильность.

Чрезмерная дифференциация по уровням доходов вместо создания стимулов к более активному труду и инициативе, наоборот, рождает чувство безнадежности, отчужденности, желание жить «сегодняшним днем». Последнее в макроэкономическом плане означает увеличение в экономике доли потребления и уменьшение доли сбережений, что также негативно влияет на общее состояние экономики, подстегивает инфляцию.

Вместе с тем недостаточный уровень доходов большой части населения задерживает либерализацию внутренних цен на энергоносители, что создает диспропорции и искусственный дефицит, сдерживает инвестиции в энергетику, ограничивает промышленный рост.

Один из путей решения проблемы диспропорции доходов, по которому сейчас идет движение, — расширение доли государственного предпринимательства, в рамках которого государство имеет возможности полностью перераспределять доходы. Однако такой путь ведет к монополизации экономики и снижению ее эффективности.

Одним из широко распространенных в мире механизмов укрепления «среднего класса» является развитие малого и среднего бизнеса. К сожалению, нам до сегодняшнего момента не удалось выработать эффективную политику в этой сфере. Причин много — и отсутствие традиции, и «административная рента», и ориентация экономики на добычу и переработку природных ресурсов, и отсутствие необходимой инфраструктуры.

Одно из следствий большой дифференциации расходов — люди стремятся компенсировать неравенство, ощущаемое ими как несправедливость (особенно в контексте «особенностей» приватизации 90-х годов), любыми доступными им способами: используя свое положение на службе в личных целях, используя рабочее время для сторонних приработков и т.д. Ни повышению производительности труда, ни повышению эффективности управления предприятиями и властными структурами это не способствует.

Недостаточный уровень доходов также препятствует достаточному воспроизводству производительных сил, что сдерживает экономический рост.

Концентрация доходов у ограниченной части населения порождает повышенный спрос на предметы роскоши, в большой части зарубежного производства, инвестирование средств в экономику других стран. Вместе с тем сдерживается рост массовой продукции средней ценовой категории, что не позволяет понизить ее себестоимость и доступность для населения. Это хорошо видно на примере строительного рынка, где строится много элитного жилья, и мало — доступного по цене.

Возможны следующие подходы к решению проблемы диспропорции доходов населения и связанной с ней низкой доступностью жилья.

1. Стимулирование создания высокотехнологичных наукоемких производств с высокой долей оплаты труда в стоимости конечного продукта.

2. Резкое понижение налоговой нагрузки для малого бизнеса в реальном секторе экономики (и введение уп- рощенных систем отчетности).

3. Повышение налоговой нагрузки сверхобеспеченной части населения: введение высокого налога на недвижимость с учетом рыночной стоимости (с льготами для недорогих объектов), прогрессивная шкала подоходного налога и т.д.

4. Введение льгот по подоходному налогу не только для жилищной ипотеки, но и для других инструментов, способствующих решению жилищного вопроса.

5. Массовое строительство за счет бюджета жилья эконом-класса с последующей продажей населению в рассрочку и/или в аренду по социально приемлемой цене (особенно в регионах, где необходимо проводить активную демографическую политику).

6. Финансирование со стороны государства разработки и внедрения низкобюджетных строительных технологий и технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на принципах государственно-частного партнерства.

7. Введение для государственной гражданской службы и для государственной службы в правоохранительных органах, а также для муниципальной службы программ обеспечения жильем (по аналогии с программами для военной службы).

8. Повышение эффективности антимонопольной политики в строительном секторе.

9. В рамках государственной статистики введение специальных индексов доступности жилья для различных по доходам слоев населения, использование таких индексов при оценке эффективности работы региональных и федеральных властей.

10. Введение данной проблематики в круг обсужде ния на высоком государственном уровне, привлечение внимания СМИ к этой проблеме.

Повышение реального уровня доходов работающего населения должно стать главным механизмом обеспечения доступности жилья. С учетом этого фактора необходимо разрабатывать программы территориального развития, соответствующие федеральные целевые программы, такой подход должен быть добавлен в качестве одного из основных в приоритетный национальный проект «Доступное жилье».

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков