Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (2), 2000г

Опыт работы но государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Нижегородской области

Шаталин Е.Н., руководитель Государственного учреждения юстиции Нижегородской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области была создана в несколько этапов.

20 января 1995 г. администрацией Нижегородской области было принято постановление № 17 "О создании государственной автоматизированной системы регистрации прав на недвижимость и сделок с ней на территории Нижегородской области". Данным актом было утверждено и введено в действие с 1 марта 1995 г. Временное положение о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области и разработаны правила ведения Поземельной книги.

30 января 1995 г. администрацией г. Нижнего Новгорода было принято постановление № 3 "Об упорядочении регистрации и технической инвентаризации", в соответствии с которым с 1 февраля 1995 г. была произведена реорганизация городского и районных БТИ путем создания на их базе Комитета по управлению городским имуществом города Нижнего Новгорода (УРТИ КУГИ).

На следующем этапе 11 июля 1995 г. администрацией г. Нижнего Новгорода было принято постановление № 36 "О выполнении постановления администрации Нижегородской области от 20.01.95 № 17", которым были утверждены и введены в действие с 20 июля 1995 г. Временное положение о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней на территории г. Нижнего Новгорода на период до принятия ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Положение о регистраторе прав на недвижимость и сделок с ней, а также Положение о регистрационных сборах, взимаемых при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Параллельно с этим велась интенсивная работа по созданию областной нормативной базы, регулирующей вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

30 августа 1996 г. администрацией Нижегородской области было принято постановление № 240 "Об общих принципах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, формирования и инвентаризации недвижимого имущество на территории Нижегородской области", которым утверждены Временное положение "Об общих принципах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, формирования и инвентаризации недвижимого имущества на территории Нижегородской области"и Прейскурант на работы по регистрации прав на недвижимое имущество.

16 октября 1996 г. администрацией Нижегородской области было принято постановление № 274 "О создании системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и инвентаризации недвижимости на территории Нижегородской области".

После создания 31 марта 1998 г. Государственного учреждения юстиции Нижегородской области 3 апреля 1998 г. постановлением администрации Нижегородской области № 84 "О статусе и структуре Государственного учреждения юстиции Нижегородской области " было утверждено Положение об учреждении юстиции, структура учреждения и его штатное расписание.

Созданное на базе Комитета по управлению городским имуществом г. Нижнего Новгорода учреждение юстиции области приступило к государственной регистрации с 1 июля 1998 г.

На 1 января 2000 г. в состав учреждения юстиции входит 50 филиалов, действующих в муниципальных образованиях Нижегородской области..

На 1 января 2000 г. списочная численность сотрудников учреждения составляет 358 человек, в числе которых 97 регистраторов прав.

С момента организации УРТИ КУГИ по 1 января 2000 г. было выполнено 406846 регистрационных действий. На сегодняшний день мы вышли на второе место в России по объему регистрационных действий. Надо подчеркнуть, что все это было сделано без каких-либо бюджетных ассигнований. Единственным источником существования и развития учреждения является плата за регистрацию и предоставление информации. Более того, за время своего существования (20 с небольшим месяцев) учреждение направило в бюджеты всех уровней около 15 млн. рублей в виде налогов, и 3 млн. рублей было перечислено Министерству юстиции РФ в качестве централизованной доли. При этом плата за регистрацию в нашем регионе одна из самых низких по России.

Без широкого внедрения системы автоматизации в технологию регистрации прав и предоставления информации о зарегистрированных правах невозможно эффективно осуществлять регистрационные действия. Поэтому с самого начала создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был сделан упор на автоматизацию всех технологических процессов, связанных с регистрацией.

Начало созданию автоматизированной системы по регистрации прав было положено осуществлением проекта Всемирного банка. В Нижегородской области работы по этому проекту вела американская фирма "Кемоникс", получившая грант на ведение этих работ. К апрелю 1996 г., началу государственной регистрации прав на территории г. Нижнего Новгорода, в УРТИ КУГИ была реализована автоматизированная система ведения Поземельной книги, которая легла в основу автоматизированной системы формирования Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В настоящее время в учреждении юстиции Нижегородской области насчитывается около 250 компьютеров, часть из них объединена в 16 локальных вычислительных сетей. Локальные сети регистрационных центров и головного офиса в г. Нижнем Новгороде объединены в единую корпоративную сеть на базе оптоволоконной линии передачи данных.

В учреждении юстиции функционирует около десятка баз данных и более двух десятков программ, работающих с этими базами и поддерживающих их в актуальном состоянии. Обеспечением эффективной работы корпоративной сети учреждения юстиции занимается управление автоматизации учреждения юстиции.

За время деятельности Государственного учреждения юстиции Нижегородской области для практического применения ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" был издан Сборник инструкций и методических рекомендаций по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в который вошли:

  • инструкция о порядке проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области;
  • методические рекомендации по проведению правовой экспертизы договоров купли-продажи, постоянной ренты;
  • методические рекомендации по проведению правовой экспертизы документов, удостоверяющих права граждан и юридических лиц на земельные участки;
  • формы выписок из ЕГРП;
  • методические письма Управления юстиции Нижегородской области;
  • информационные письма учреждения юстиции.

Дополнительно разработано Методическое руководство по проведению государственной регистрации прав (Регистрационные действия по внесению записей в ЕГРП), которое в ближайшее время будет направлено регистраторам прав для практического применения.

Сегодня мы уже имеем определенный опыт в регистрации прав на недвижимость и представляем себе основные проблемы этого процесса.

Прежде всего, с нашей точки зрения, нарушена логика законодательного процесса. ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вышел первым, опережая законы о кадастровом и техническом учете объектов недвижимости. В результате стадия формирования объекта - важнейшая стадия учета и регистрации - оказалась очень слабо регламентированной. Дошло до того, что по важнейшим объектами гражданского оборота - газо- и нефтепроводам, коммуникационным и иным сетям, нежилым помещениям, дорогам - вообще не оказалось уполномоченного на федеральном уровне органа по технической инвентаризации.

Много проблем вызывают и многочисленные нестыковки в законодательстве. На сегодня, к примеру, регистратор, обнаружив, что объект недвижимости был приобретен на основании незаконного распорядительного акта, не имеет права не только отказать в регистрации, но и обратиться в суд с иском об отмене данного акта. Несовершенство законодательства превращает работу регистратора, которая должна быть строго регламентирована, в постоянный научно-исследовательский процесс. Регистратор вынужден самостоятельно принимать решение в случае явного противоречия законодательных актов, и его решение не обязательно поддерживается судом. Хотя Государственное учреждение юстиции Нижегородской области имеет в два раза более благоприятную статистику по проигранным судебным делам, чем в среднем по России, это все равно является большой проблемой. Особенно если учесть, что материальный ущерб учреждение должно выплачивать из своих средств.

В целом можно сказать, что и власти всех уровней, и граждане оказались не готовы к новым регистрационным требованиям.

В сельской местности, как правило, большинство строений не были проинвентаризированны, отсутствовали планы земельных участков. Это приводило к тому, что издержки на регистрацию дома (избы) рыночная цена которого не превышала 5-10 тыс. рублей составляли 1,5 - 3 тыс. рублей, это делало сделку с таким объектом бессмысленной в коммерческом отношении. Но если в случае договора купли-продажи здесь еще присутствует какая-то, пусть извращенная логика, то при вступлении в права наследства такие затраты население справедливо считает издевательством над людьми и здравым смыслом.

Большие нарекания вызывает процедура регистрации ранее возникших прав. Гражданин не может понять, почему государство, один раз уже признавшее его права путем постановки штампа БТИ, не только требует повторной дорогостоящей процедуры регистрации, но и порой отказывает в этой регистрации, хотя правообладатель десятки лет пользовался объектом и исправно платил налоги.

Это только самые крупные проблемы, связанные с ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", есть и огромное количество проблем частных, более мелких, но тем не менее серьезно затрудняющих работу регистратора.

Сам статус его, кстати, очень шаток. Закон определяет регистратора как государственного служащего, однако в силу того, что учреждение не финансируется из бюджета (и платит, кстати, поэтому все виды налогов), регистраторов в большинстве субъектов Российской Федерации не включают в реестр государственных служащих, ссылаясь на противоречие с ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". А ведь регистратор живой человек, ему нужна защита, пенсионные гарантии и т.д.

Есть проблемы и в обеспечении деятельности учреждения. Помимо налогов, которые серьезно подрывают финансовую стабильность учреждения, в последнее время обнаруживается тенденция снижения платы за регистрацию ниже допустимого предела. Губернаторы, реагируя на жалобы граждан о дороговизне регистрации, рубят, что называется, с плеча, забывая, что содержание такой сложной и объемной информационной системы требует больших затрат, а скудное финансирование не только не позволяет развиваться, но и может разрушить то, что удалось на сегодня сделать.

А сделать кое-что все же удалось, во всяком случае специалисты из Франции, недавно побывавшие в Нижнем Новгороде, признали, что в сфере информационного обеспечения процесса регистрации мы на сегодня обогнали такой промышленно развитый европейский центр, как Лион. И мы можем сделать еще больше, если к нашим проблемам будут относиться с должным пониманием.