Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Инвестор - наша священная корова

Шанцев В.П., губернатор Нижегородской области

О социально-экономическом положении Нижегородской области

Свою деятельность в Нижегородской области мы начали с анализа текущего состояния экономики. К сожалению, основные показатели социально-экономического развития на середину 2005 г. не соответствовали потенциальным возможностям региона.

Перед каждым структурным подразделением была поставлена задача по стабилизации положения в своей отрасли, по безусловному исполнению доходов бюджета и обеспечению расходных обязательств. В тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, нижегородским Управлением Федеральной налоговой службы, с нижегородской Ассоциацией промышленников и предпринимателей, с привлечением представителей научных кругов была проведена оценка ситуации и приняты меры поддержки на десятках предприятий.

Значительно усилена работа по соблюдению налоговой дисциплины, активизированы рыночные механизмы по использованию областной собственности, в том числе земельных ресурсов.

В результате по итогам 2005 г. впервые за 4 года был выполнен областной бюджет: дополнительные доходы составили более 800 млн руб., дефицит снижен до 1,2 млрд руб. против 2,4 по плану. К началу 2006 г. мы сравнялись с Россией по темпам роста промышленного производства, обеспечили рост реальных располагаемых доходов населения на 9% против 8,8% в РФ.

Главное, что удалось сделать нижегородскому Правительству за год работы, - это преодолеть отрицательную тенденцию, когда по многим экономическим показателям темпы развития у нас отставали от среднероссийских и средних по Приволжскому федеральному округу.

В качестве иллюстрации своих слов приведу такие показатели, как, например, индекс промышленного производства, который в первом полугодии 2006 г. у нас в регионе составил 105,4%, превысив среднероссийский (104,4%). Рост объемов строительства в Нижегородской области в первом полугодии 2006 г. - 116,9% по сравнению с тем же периодом 2005 г. Темпы роста инвестиционной активности в Нижегородской области составили 122,5%, тогда как в целом по России - всего 109,4%. Темпы экспорта нижегородской продукции превысили импорт (136,9% против 135,6% соответственно). Реальные денежные доходы населения Нижегородской области в 1-м полугодии 2006 г. увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 21,8% (в среднем по России - на 11,1%).

Экономический рост повлиял и на исполнение бюджета Нижегородской области. По состоянию на 01.08.06 консолидированный бюджет в регионе исполнен в размере 30,5 млрд руб. при годовом плане 44 млрд руб. При таких темпах мы прогнозируем по итогам года поступление в консолидированный бюджет области около 54 млрд руб. доходов.

Исполнение областного бюджета также идет опережающими темпами. За 7 месяцев 2006 г. поступило более 22 млрд руб. доходов при плане 31,9 млрд руб. Поэтому мы прогнозируем, что по итогам года доходы бюджета области составят порядка 39 млрд руб.

Такая динамика исполнения бюджета позволила нам запланировать на 2007 г. дополнительно две амбициозные задачи. Первое - разработана областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 г.», которая по сути является первым шагом в реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 г. На реализацию программы планируется направить 6,9 млрд руб., из которых около 4,9 млрд руб. - за счет областного бюджета. Объем финансирования капитального строительства на 2007 г. будет в 13 раз больше 2005 г. Вторая амбициозная задача - это программа «Родовспоможение», рассчитанная на 3 года (2007-2009 гг.) с объемом финансирования 2,3 млрд руб.

О Стратегии развития Нижегородской области до 2020 г.

Работа над «Стратегией…» была начата уже через месяц после формирования нового состава Правительства и завершена в апреле текущего года. «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г.» утверждена Правительством области и получила положительную оценку во время ее презентации в Министерстве регионального развития РФ.

Стратегия разработана в русле базовых программных документов России: посланий Президента России, программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2008 г. Разработка Стратегии велась в тесном сотрудничестве с бизнесом, наукой и общественностью.

В «Стратегии…» мы определили 3 блока целей:

  • эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика;
  • благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области;
  • эффективная исполнительная власть.

Все они подчинены главной цели деятельности Правительства области - достичь высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни.

В Стратегии определены 3 стратегических направления действий по формированию целевой структуры экономики, обеспечивающей качественные и высокооплачиваемые рабочие места:

  • автомобилестроение и производство автокомпонентов;
  • производство и дистрибуция товаров массового спроса;
  • научно-образовательный комплекс и инновации.

Серьезный задел и необходимые предпосылки для развития в области этих приоритетов существуют. Идет активная работа, в том числе с иностранными инвесторами, по становлению на территории области общероссийского центра производства автокомпонентов. У нас есть лидер - «Руспромавто», который сегодня ведет переговоры с возможными партнерами и стратегическими инвесторами.

Уникальное географическое положение области вкупе с предложением рабочей силы и наличием сопутствующих производств дает возможность для формирования общероссийского центра производства и дистрибуции товаров массового спроса.

Уже сейчас:

  • разрабатывается концепция терминальной системы области;
  • ведется работа по обеспечению крупных земельных участков, находящихся в государственной собственности, необходимой инженерной инфраструктурой для реализации крупных проектов;
  • идет активное взаимодействие с крупными торговыми сетями в целях расширения производства товаров массового спроса.

Для развития научно-образовательного комплекса и инноваций Правительством Нижегородской области подготовлена соответствующая правовая база, разработан ряд ключевых проектов (таких как открытый технопарк в городе Сарове, технико-внедренческий парк в Нижнем Новгороде: его основной резидент - компания «Интел»).

Какими будут результаты претворения в жизнь «Стратегии»?

Мы планируем, что к 2020 г. в Нижегородской области:

  • валовой продукт на душу населения увеличится в 7 раз;
  • инвестиции в основной капитал на душу населения возрастут более чем в 30 раз;
  • среднемесячная заработная плата увеличится почти в 10 раз;
  • среднедушевые доходы вырастут в 8 раз.

Об отношении к инвестиционной политике

Для того чтобы развиваться, нам необходимо было изменить отношение к инвестиционной политике.

Сама по себе Нижегородская область очень привлекательна для вложения инвестиций. Во-первых, в регионе созданы уникальные отрасли экономики. В Нижегородской области нет запасов нефти и газа, но сегодня здесь быстро развивается перерабатывающая промышленность: нефтехимическая, металлургическая, пищевая. Область зарабатывает деньги не за счет сырьевых ресурсов, а за счет переработки, и идет большой приток инвесторов именно в эту сферу. Во-вторых, область имеет выгодные позиции для автомобилестроения. Это один из крупнейших центров научно-исследовательской мысли и инновационной деятельности. Что также дает простор для инвестиций. В-третьих, регион занимает выгодное географическое положение: здесь пересекаются два международных транспортных коридора - Европейский № 2 и коридор «Север - Юг». Фактически область является одним из крупнейших транспортно-логистических узлов России. Плотность автомобильных дорог Нижегородской области в 3 раза выше, чем в среднем по России, у нас в 3,7 раза выше плотность железнодорожных путей, через область проходят крупные водные артерии - Волга и Ока.

Наконец, в Нижегородской области принято грамотное инвестиционное законодательство. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» признало уровень инвестиционного законодательства Нижегородской области одним из лучших в России, поставив его на 2-е место среди 88 субъектов РФ. Созданы новые подходы в работе с инвесторами, процесс принятия решений стал прозрачным, сняты административные барьеры.

Нами была разработана открытая и прозрачная система, обеспечившая быстрое принятие решений по инвестиционным проектам. С 2006 г. при Губернаторе области начал действовать Инвестиционный Совет. Его задачи предельно понятны и просты - открыто, прозрачно обсуждать проекты, чтобы они начали осуществляться в кратчайшие сроки. В работе с инвесторами Инвестиционный Совет реализует принцип «одного окна». Раньше каждое согласование по инвестиционному проекту происходило по принципу «уговорите чиновника». Инвестор должен был пройти 22 инстанции и, соответственно, 22 раза «уговорить» чиновников поставить свою подпись. На Инвестиционном Совете после презентации проекта обсуждение идет от 5 до 20 минут! В Совет привлечены все согласующие организации, которые могут задать вопросы в одном месте и в одно время. Обсуждение проходит открыто, для того чтобы дальнейшее согласование шло наикратчайшим образом. По итогам своей работы Инвестиционный Совет решает - быть или не быть проекту в Нижегородской области. Если проект утвержден, Правительство области готовит 5 основных документов: копия Решения Инвестиционного совета; комплексное постановление об объемах и сроках строительства, где прописаны обязанности и инвестора, и правительства; градостроительное заключение; заключение договора аренды земли и инвестиционное соглашение, которым предусмотрена плата за компенсацию создаваемой и существующей транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры. Эти основные документы дают возможность инвестору получить разрешение на строительство и реализовать свой проект в кратчайшие сроки - 1-2 года.

То есть получением всей разрешительной документации мы занимаемся сами, дело инвестора только подать обоснованную заявку и получить разрешение. В итоге, если раньше на получение всех необходимых разрешительных документов у инвестора уходило от 1,5 до 3 лет, то сейчас в соответствии с регламентом срок согласования разрешительных документов занимает не более 104 рабочих дней. В июне мы выдали разрешительные документы на предоставление земельных участков первым 9 инвесторам, чьи инвестиционные заявки были поддержаны Инвестиционным Советом в феврале-марте 2006 г. Следует отметить, что все документы получены инвесторами в срок 40-73 дней. Одни только эти инвестиционные проекты предусматривают объем капитальных вложений в размере около 6 млрд руб. За период строительства объектов, на которые были выданы разрешения, в бюджет поступит около 630 млн руб., а после завершения строительства в бюджет ежегодно будет поступать не меньше 600 млн руб. налогов. По этим проектам будет построено 323 тыс. м2 жилья, бассейн для водного поло для нижегородских команд, 25-этажное здание гостиницы с торговым центром, завод по производству кровельных материалов «Ондулин» (Франция), завод по производству бронированного стекла и целый ряд других объектов. Завод «Ондулин», кстати, запускается уже в сентябре 2006 г. В сентябре мы планируем выдать разрешительные документы еще 20 инвесторам по проектам на сумму около 60 млрд руб. по итогам работы Инвестиционного Совета весной-летом.

Всего же за 6 месяцев 2006 г. в областное министерство инвестиционной политики от инвесторов и застройщиков поступило 446 заявок. 136 из них уже рассмотрены на Инвестиционном Совете при Губернаторе.

До конца года мы ожидаем, что объем инвестиций по одобренным заявкам составит 150-180 млрд руб. Потому что уже на сегодняшний день уже поступило заявок на общую сумму порядка 110 млрд руб. (в 6 с лишним раз больше, чем было в прошлом году). Это, в первую очередь, заявки, связанные с развитием новых производств, социальной и инженерной инфраструктуры.

Среди одних из самых перспективных планов можно назвать инвестиционный проект холдинга «Сибур» - строительство нефтехимического завода стоимостью свыше 1 млрд долл., а также проект «ЛУКОЙЛа», который планирует строительство в области завода по производству крекинга и другой нефтехимической продукции, тоже на сумму свыше 1 млрд долл. Сегодня эти проекты находятся в процессе получения статуса приоритетных, который позволяет рассчитывать как на финансовые формы господдержки, так и на нефинансовые. Финансовые меры господдержки включают, например, предоставление налоговых льгот (по налогу на прибыль и имущество), освобождение от арендной платы при аренде земельных участков, частичную компенсацию инвесторам процентной ставки по кредитам. Нефинансовые меры господдержки предполагают поддержку обращений в федеральные органы государственной власти об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта, оказание помощи в создании инфраструктуры бизнеса, которая, в том числе, предполагает подбор земельных участков для размещения производства в соответствии с техническими условиями инвестора. При необходимости также возможно и сопровождение приоритетного инвестиционного проекта со стороны Правительства Нижегородской области на всех этапах его реализации

Или другой конкретный пример инвестиций. Правительством области предусматривается реализация 9 инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины, преимущественно мягколиственных пород. Планируется строительство заводов по производству древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, фанеры, древесных топливных гранул и брикетов.

Общая стоимость одних только этих проектов составляет более 7,5 млрд руб. Их реализация позволит к 2010 г. увеличить количество рабочих мест в этой отрасли на 3800 человек, а сумма дополнительных налогов составит около 2,6 млрд руб. Таким образом, уровень использования лесных ресурсов и их глубокой переработки в 2010 г. составит 80-90%, против 45-50% в настоящее время.

Много серьёзных проектов и в других отраслях. Все это в комплексе должно обеспечить рост налогооблагаемой базы в регионе в 2008-2009 гг. на 30-35% и это только начало работы.

Подчеркну, что мы не делим инвестиции на иностранные и отечественные. Сегодня интеграция зарубежного бизнеса привела к тому, что мы работаем с офисами западных компаний, открытыми в Москве или Санкт-Петербурге. Представители бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге понимают, что бизнес уже задыхается в этих городах и идет в регионы. Практически все крупные компании готовят свои стратегии экспансии в регионы. Мы считаем, что это правильно. Например, один из последних примеров: уже осенью в Нижегородской области открывается торговый центр «ИКЕА-МЕГА».

О порядке управления земельными ресурсами

Нижегородская область активно привлекает инвесторов, но никто сейчас не будет вкладывать серьезные деньги в строительство или в новый бизнес-проект, если земля не оформлена в собственность или в аренду. Проблема была в том, что когда сделками с землей занимались местные органы власти, часто на уровне сельских и районных администраций, областное руководство не видело общей картины и не могло влиять на эти процессы. Принимая закон о порядке управления земельными ресурсами, согласно которому полномочия по предоставлению земельных участков для коммерческого использования передаются от муниципалитетов региональному правительству, мы исходили из того, что максимального инвестиционного эффекта можно добиться тогда, когда рычаги управления находятся в одних руках. Земля для личных нужд граждан: под сады, гаражи - или небольшие бизнес-проекты, для которых нужно менее 200 м2 земли, остаются в ведении органов местного самоуправления. Я считаю, что такой порядок не ущемляет прав местной власти, тем более что у нее остаются средства от сделок с землей и налог с новых собственников. Поэтому если раньше на оформление земли у инвесторов уходил год или больше, то теперь - месяцы или даже дни.

Нижегородский опыт распределения земельных участков по принципу «одного окна» получил самые положительные оценки со стороны Правительства РФ и теперь активно изучается и перенимается другими регионами России.

Об инвестициях в строительный комплекс региона

Уже говорят, что Шанцев собирается застраивать город на московские деньги. Это не так - Нижний будет застраиваться не только на московские деньги. За 5 лет нам надо вдвое увеличить объем ввода жилья, всем инвесторам найдется работа. Другое дело, нам нужны те, кто способен строить так, как сегодня необходимо. Мы намерены изменить практику выделения земельных участков, которая привела к «точечному строительству». Новый подход состоит в комплексном освоении территорий, он позволит проводить политику массового строительства и сдавать целые жилые кварталы, выполненные в едином архитектурном стиле, с современной инфраструктурой и благоустройством. Если у строительной компании есть соответствующий инвестиционный ресурс под такие программы, никто ей не откажет.

Наш лозунг сегодня: «Инвестор должен превратиться из дойной коровы в священную»!

Шанцев Валерий Павлинович. В 1994-1996 гг. - префект Южного административного округа Москвы. В 1996-2000 гг. - вице-мэр Москвы, с 2000 г. - вице-мэр, первый вице-премьер правительства Москвы. С 2005 г. - губернатор Нижегородской области.