Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Опыт реализации приоритетных национальных проектов по развитию агропромышленного комплекса в Краснодарском крае

Жиленко СВ., руководитель Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края

В течение 9 месяцев 2006 г. на территории Краснодарского края реализуется приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса». Проделана определенная работа, и сегодня мы уже видим результаты его реализации.

По первому направлению «Ускоренное развитие животноводства» Минсельхозом одобрено 86 объектов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих ферм и комплексов в крае, из них по 61 объекту уже заключены кредитные договоры на сумму 3,6 млрд руб. и начата их реализация.

За 9 месяцев 2006 г. в Краснодарском крае в целом достигнута положительная динамика производства как скота и птицы на убой, так и производства молока:

  • производство мяса в хозяйствах всех категорий составило 293 тыс. т, что на 9% больше соответствующего периода прошлого года;
  • производство молока во всех категориях хозяйств составило 1011,6 тыс. т, что на 2% выше соответствующего периода 2005 г.

Хочу отметить, что в Департамент сельского хозяйства продолжают поступать заявки от предприятий агропромышленного комплекса на участие в проекте. Документы по вновь поступающим проектам после рассмотрения будут направлены в Минсельхоз РФ для согласования.

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» ведется работа по увеличению привлекаемых кредитных ресурсов для личных подсобных хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На 01.10.06 малыми формами хозяйствования края получены кредиты на сумму 1159,5 млн руб., в том числе крестьянско-фермерскими хозяйствами - 651,2 млн руб., личными подсобными хозяйствами - 407,8 млн руб.

Очевидно, что малые формы - это та часть национального проекта, которая требует первостепенного внимания муниципальных образований районного и поселенческого уровня. Личные подворья имеют специфику и их нельзя ставить в один ряд с другими участниками национального проекта. У нас в крае за последние 2 года сложился положительный опыт в этой сфере. В течение 2 лет работает краевая программа по поддержке развития личных подсобных хозяйств. На субсидирование различных направлений в 2005 г. из краевого бюджета было выделено 77 млн руб., в этом году - 231 млн руб. и дополнительно ожидается еще 90 млн руб.

Принципиально важно то, что средства идут непосредственно подворьям. В соответствии с Законом Краснодарского края от 26.12.05 № 976-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» органы местного самоуправления наделены полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства, и на сегодняшний день отработана и хорошо действует схема по взаимодействию Департамента сельского хозяйства с муниципальными образованиями в части оформления и выплаты субсидий за произведенную в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственную продукцию.

Финансирование из краевого бюджета идет через субвенции. Согласно упомянутому краевому закону с 2007 г. по крестьянским (фермерским) хозяйствам полномочия будут также переданы на места.

Субсидирование процентных ставок по кредитам - это основная мера финансовой поддержки личных подсобных хозяйств и мощный стимул в развитии кредитования. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» государство субсидирует гражданам затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, полученным на развитие личного подсобного хозяйства.

К сожалению, субсидирование кредитов личных подсобных хозяйств имеет ту же схему, что и субсидирование кредитов юридических лиц. Личные подворья не привыкли и не умеют работать с документами. Анализируя поток кредитных договоров, заключаемых банками, очевидно, что это создаст определенное напряжение.

Есть предложение упростить процедуру субсидирования для личных подворий путем передачи функции оформления и предоставления субсидий банкам. А именно, нужно объединить уплату процентов и получения субсидии в одно целое. То есть, уплата процентов по кредиту будет производиться лишь на разницу между начисленными процентами и причитающейся субсидией. А банк будет составлять реестр получателей субсидий и предъявлять его в департамент на оплату.

Предлагаемая схема субсидирования будет более эффективна и менее забюрокрачена, нежели сейчас. Принимая во внимание положительный опыт банков в вопросах и определения целевого использования кредитов и подтверждения своевременного погашения процентов по ним, предлагаемые нами изменения не вызовут больших затруднений.

Важным направлением приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является стимулирование развития малых форм хозяйствования. Одним из мероприятий этого направления является развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих икредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших направлений общего экономического развития страны, в том числе Краснодарского края. Однако одной из серьезных причин, сдерживающих этот процесс, является недостаток и недоступность финансовых средств. Действующие на рынке финансовых услуг институты финансовых посредников не всегда отвечает интересам представителей малых форм агробизнеса и кредитуют в основном крупных эффективных заемщиков. Поэтому сельским территориям, не располагающим крупными или средними кредитоспособными предприятиями, трудно привлечь финансовые ресурсы на социально-экономическое развитие.

Другой проблемой является то, что, продавая свою продукцию самостоятельно, крестьянин, как правило, теряет часть своего дохода в пользу перекупщиков и других рыночных партнеров. Для полного сохранения доходов, созданных в сельхозпроизводстве, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства нуждаются в объединении сил для совместного сбыта продукции. Кроме того, они заинтересованы в получении дополнительных доходов за счет переработки своего сельхозсырья, а также за счет организации снабжения материалами и организации производственно-технического обслуживания.

Одним из решений проблемы финансирования может стать развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, которая даст возможность мелкому сельскохозяйственному товаропроизводителю удовлетворить возрастающую потребность в финансовых услугах. Проблемы сбыта и переработки продукции, снабжения материальными ресурсами можно решить благодаря участию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в деятельности соответствующих потребительских кооперативов.

В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие в крае кооперации сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг:

  • низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов;
  • недоступность банковских кредитов для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления.

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на краевом и муниципальном уровнях необходимо создание гарантийных и залоговых фондов, средства которых могли бы использоваться для обеспечения привлекаемых кооперативами кредитов коммерческих банков.

Другим важным направлением государственной поддержки сельских потребительских кооперативов является создание условий для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В заключение хотелось отметить, что, несмотря на все имеющиеся сложности в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», дело движется вперед, и селяне уже почувствовали помощь и внимание государства в решении своих проблем.

Жиленко Сергей Викторович. В 1992-2000 г. - заместитель главы администрации, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Красногвардейского района Краснодарского края, до 2003 г. - генеральный директор МУП "Агрорынок". В 2003 г. - заместитель главы, начальник управления социально-экономического развития администрации Белореченского района Краснодарского края. В 2006 г. - руководитель ГУ КК "Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр". С 2006 г. возглавляет Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.