Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Борьба с коррупцией: гражданско-правовые аспекты

Бочков С.О., главный редактор

В настоящей статье рассмотрены материальные санкции за коррупцию, ответственность юридических лиц, возврат активов, возмещение ущерба, а также гражданско-правовые последствия сделок, при осуществлении которых совершались коррупционные преступления. Проведено сравнение требований международных договоров с нормами российского законодательства.

Федеральными законами от 08.03.06 № 40-ФЗ и от 25.07.06 № 125-ФЗ ратифицированы ранее подписанные Россией международные договоры: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. В настоящее время готовится подписание Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

Присоединение к указанным конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств России, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций. Должна совершенствоваться судебная практика, в том числе в гражданско-правовой сфере.

Все это, с одной стороны, будет способствовать улучшению инвестиционного климата, защите прав физических и юридических лиц, с другой стороны, требует внимания со стороны участников рынка, в связи с определенными правовыми новациями, касающимися, среди прочего, дополнительных оснований для признания сделок недействительными, ареста, конфискации и возврата активов, ответственности юридических лиц.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что положения вступивших в силу Конвенций могут иметь приоритет перед положениями российского законодательства и могут непосредственно использоваться в правоприменительной практике, в том числе судебной.

Международные антикоррупционные конвенции

08.11.90 была принята Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ратифицирована Россией Федеральным законом от 28.05.01 № 62-ФЗ), в которой рассматривались как уголовно-правовые, так и гражданско-правовые аспекты международного сотрудничества по борьбе с данным видом преступлений.

В ноябре 1996 г. Комитет Министров Совета Европы принял Программу действий по борьбе с коррупцией. В рамках данной Программы были подготовлены два документа: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.99) и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.99).

Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21.11.97 принята Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках.

Многие важные для борьбы с коррупцией положения содержатся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.00. Данная Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26.04.04 № 26-ФЗ.

31.10.03 принята Конвенция ООН против коррупции, которая является комплексным универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности.

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.99

Данная конвенция ратифицирована Россией федеральным законом от 25.07.06 № 125-ФЗ.

Конвенция является базовым документом и призвана сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном уровне. Устанавливает обязанность государств закрепить в своем уголовном законодательстве составы таких преступлений, как подкуп государственных должностных лиц, подкуп в частном секторе, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, и др., а также установить санкции за их совершение.

Далее эту конвенцию мы будем сокращенно обозначать "Конвенция СЕ УОК 1999".

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.99

В настоящее время готовится подписание Россией данной Конвенции.

В преамбуле Конвенции подчеркнуто, что коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики. Отмечены вредные финансовые последствия коррупции для частных лиц, компаний и государств, а также для международных институтов. Указана важность вклада гражданского права в борьбу с коррупцией, в частности в сфере обеспечения возможности лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию.

Согласно Конвенции, "Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков" (ст. 1).

Конвенция устанавливает общие правила гражданско-правового и гражданско-процессуального характера в сфере борьбы с коррупцией. Это первый такого рода международный договор о коррупции.

Далее эту конвенцию мы будем сокращенно обозначать "Конвенция СЕ ГПОК 1999".

Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции от 31.10.03

Конвенция ратифицирована Россией федеральным законом от 08.03.06 № 40-ФЗ.

В преамбуле Конвенции выражена озабоченность серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Отмечены связями между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств.

Отдельно отмечены случаи коррупции, связанные с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Выражена убежденность, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Выражена также убежденность в том, что необходим всеобъемлющий и многодисциплинарный подход для эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней. Отмечено, что незаконное приобретение личного состояния может нанести серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку,

Далее эту конвенцию мы будем сокращенно обозначать "Конвенция ООН 2003".

Составы коррупционных преступлений

Конвенции предусматривают следующие составы коррупционных преступлений, на которые распространяются положения конвенций:

  • подкуп национальных должностных лиц;
  • подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
  • подкуп в частном секторе;
  • использование служебного положения в корыстных целях;
  • злоупотребление влиянием в корыстных целях; отмывание доходов от преступлений;
  • преступления, касающиеся операций со счетами;
  • хищение имущества публичным лицом;
  • незаконное обогащение;
  • хищение имущества в частном секторе;
  • участие и покушение на перечисленные выше преступления;
  • сокрытие.

По отдельным составам конвенции обязывают участников конвенций криминализировать соответствующие деяния в национальном законодательстве, по другим составам - рекомендуют рассмотреть такую возможность.

Многие понятия трактуются конвенциями шире, чем российским законодательством. Подробнее вопрос о том, какие преступления отнесены конвенциями к коррупционным и на которые, соответственно, распространяются положения конвенций, рассмотрен в статье [3].

Недействительность сделок

Конвенции требуют закрепить в национальном законодательстве положения о недействительности сделок, при заключении которых совершались коррупционные преступления. Реализация данного положения в полном объеме потребует внесения изменений в российское законодательство. Содержание конвенций также значимо для регулирования сделок международным правом или в иностранной юрисдикции.

Сравнительный анализ показывает, что в российском законодательстве нет прямых норм о недействительности сделок, связанных с коррупционными преступлениями. Некоторые возможности предоставляются ст. 168, 169 и 179 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Конвенция ООН 2003 г. (Статья 34. Последствия коррупционных деяний) рекомендует:

С надлежащим учетом добросовестно приобретенных прав третьих сторон каждое государство-участник принимает меры, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, с тем, чтобы урегулировать вопрос о последствиях коррупции. В этом контексте государства-участники могут рассматривать коррупцию в качестве фактора, имеющего значение в производстве для аннулирования или расторжения контрактов, или отзыва концессий или других аналогичных инструментов, или принятия иных мер по исправлению создавшегося положения.

Конвенция ЕС ГПОК 1999 (Статья 8. Юридическая сила сделок) требует:

1. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве, что любая сделка или положение сделки, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы.

2. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве возможность для всех сторон сделки, чьи интересы были нарушены коррупционным правонарушением, обратиться в суд в целях признания сделки недействительной, независимо от их права требовать возмещения ущерба.

Положения ГК РФ о недействительных сделках:

Статья 166 ГК РФ (Оспоримые и ничтожные сделки) содержит следующие положения:

1. Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Статья 168 ГК РФ (Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам) содержит норму, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статья 169 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности) указывает, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.

Статья 179 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств) содержит норму, что сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Ответственность юридических лиц

Конвенции предусматривают обязательную ответственность юридических лиц за коррупционные преступления. Реализация положений конвенций в этой сфере требуют внесения изменений в действующее российское законодательство.

Положения конвенций необходимо иметь в виду при наличии иностранной юрисдикции или рассмотрении дела в международном суде.

Среди различных видов ответственности юридических лиц в конвенциях рассматривается возможность привлечения юридических лиц и к уголовной ответственности. Исходя из содержания положений Конституции РФ (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 47, ч. 2 ст. 48, ст. 49 и 50), а также положений уголовного законодательства Российской Федерации (Общая и Особенная части Уголовного кодекса РФ) в Российской Федерации уголовной ответственности (и наказанию) подлежат только физические лица.

Ответственность юридических лиц в связи с коррупционными преступлениями в российском законодательстве может быть предусмотрена в ГК РФ по аналогии с положениями гл. IV ГК РФ (находящейся на рассмотрении в Государственной Думе) об ответственности за нарушение исключительных прав.

Статья 1253 ГК РФ (Ответственность за грубые нарушения исключительных прав):

1. Грубыми нарушениями исключительных прав … признаются …

2. В случаях, указанных в п. 1 настоящей статьи, суд может наряду с применением мер защиты … вынести решение о конфискации у нарушителя оборудования, прочих устройств и материалов, используемых или предназначенных для совершения нарушения.

3. Если нарушения, указанные в п. 1 настоящей статьи, совершает юридическое лицо, суд может в соответствии с п. 2 ст. 61 настоящего Кодекса принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Конвенция СЕ УКО 1999 (ст. 18) требует:

1. Каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных преступлений, заключающихся в активном подкупе, использовании служебного положения в корыстных целях и отмывании денег, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией и совершенных в интересах любого физического лица, действующего в своем личном качестве или в составе органа юридического лица, которое занимает ведущую должность в юридическом лице, путем:

  • выполнения представительских функций от имени юридического лица; или
  • осуществления права на принятие решений от имени юридического лица; или
  • осуществления контрольных функций в рамках юридического лица;
  • а также за участие такого физического лица в вышеупомянутых преступлениях в качестве соучастника или подстрекателя.

2. Помимо случаев, уже предусмотренных п. 1, каждая Сторона принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы юридическое лицо могло быть привлечено к ответственности тогда, когда вследствие отсутствия надзора или контроля со стороны физического лица, упомянутого в п. 1, появляется возможность совершения уголовных преступлений, упомянутых в п. 1, в интересах этого юридического лица физическим лицом, осуществляющим свои полномочия от его имени.

Конвенция ООН 2003 (ст. 26) требует:

1. Каждое государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.

2. При условии соблюдения правовых принципов государства-участника ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной.

Согласно п. 3 ст. 18 Конвенции СЕ УКО 1999 и п. 3 ст. 26 Конвенции ООН 2003 ответственность юридического лица не исключает возможности уголовного преследования физических лиц, совершивших, подстрекавших к совершению или участвовавших в уголовных преступлениях.

Согласно п. 2 ст. 19 Конвенции СЕ УКО 1999 и п. 4 ст. 26 Конвенции ООН 2003 в отношении юридических лиц должны применяться эффективные, соразмерные и сдерживающие уголовные или неуголовные санкции, в том числе финансового характера.

Ответственность юридических лиц в связи с коррупционными преступлениями предусматривается также ратифицированной Россией Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности.

Арест и конфискация имущества или доходов

Согласно Конвенциям, законодательно должна быть выстроена эффективная система конфискации, которая как на национальном, так и на международном уровнях является исключительно важным фактором сдерживания преступной деятельности, в частности, коррупционной.

Анализ показывает, что институт конфискации в российском праве представлен в настоящий момент достаточно полно. Вместе с тем, в российское законодательство в соответствии с требованиями конвенций должны быть внесены изменения в связи с расширением состава и круга субъектов коррупционных преступлений. Также должны быть разработаны правовые нормы для обеспечения требований по международному сотрудничеству в части выявления, розыска, замораживания, ареста и конфискации активов.

Конвенция СЕ УОК 1999 (п. 3 ст. 19) требует:

Каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковывать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных преступлений, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам.

Статья 23 Конвенции СЕ УОК 1999 требует принять такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться, включая меры, допускающие использование специальных следственных действий в соответствии с национальным законодательством, в целях обеспечения возможностей для …выявления, розыска, замораживания и ареста вещественных доказательств и доходов от коррупции или имущества, стоимость которого эквивалентна таким доходам, на которые распространяются меры, определенные в соответствии с п. 3 ст. 19 Конвенции.

Конвенция ООН 2003 г. (ст. 31) требует:

п. 1. Каждое государство-участник принимает, в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы, такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации:

а) доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;

b) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.

п. 2. Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности выявления, отслеживания, замораживания или ареста любого из перечисленного в п. 1 настоящей статьи с целью последующей конфискации.

п. 4. Если такие доходы от преступлений были превращены или преобразованы, частично или полностью, в другое имущество, то меры, указанные в настоящей статье, применяются в отношении такого имущества.

п. 6. К прибыли или другим выгодам, которые получены от таких доходов от преступлений, от имущества, в которое были превращены или преобразованы такие доходы от преступлений, или от имущества, к которому были приобщены такие доходы от преступлений, также применяются меры, указанные в настоящей статье, таким же образом и в той же степени, как и в отношении доходов от преступлений.

п. 8. Государства-участники могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение таких предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в какой такое требование соответствует основополагающим принципам их внутреннего законодательства и характеру судебного и иного разбирательства.

п. 9. Положения настоящей статьи не толкуются таким образом, чтобы наносился ущерб правам добросовестных третьих сторон.

Положения ГК РФ о конфискации:

Статья 243 ГК РФ. Конфискация

1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

2. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Из определения Конституционного Суда РФ от 08.06.04 № 226-О:

"В качестве меры гражданско-правовой ответственности конфискация может быть применена судом при определении последствий недействительных сделок".

Положения Кодекса об административных правонарушениях РФ о конфискации:

п. 1 ст. 3.7 КОАП РФ (Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения):

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Положения УК РФ о конфискации:

Статья 104.1 УК РФ (Конфискация имущества):

п. 1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями …164 (Хищение предметов, имеющих особую ценность), ч. 3 и 4 ст. 184 (Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), … ч. 3 и 4 ст. 204 (Коммерческий подкуп), статьями … 210 (Организация преступного сообщества (преступной организации)), ... 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 290 (Получение взятки) … настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

п. 3. Имущество, указанное в ч. 1 и 2 настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.

Положения ст. 104.1, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются к правоотношениям, возникшим после 01.01.07.

Статья 104.2 УК РФ (Конфискация денежной суммы взамен имущества):

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 настоящего Кодекса, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

Положения Уголовно-процессуального кодекса РФ:

Статья 81 УПК РФ. Вещественные доказательства

1. Вещественными доказательствами признаются любые предметы:

1) которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;

2) на которые были направлены преступные действия;

2.1) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

3) иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Статья 82 УПК РФ. Хранение вещественных доказательств

2. Вещественные доказательства в виде:

3.1) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, и доходов от этого имущества, обнаруженных при производстве следственных действий, подлежат аресту в порядке, установленном ст. 115 настоящего Кодекса.

Статья 115 УПК РФ. Наложение ареста на имущество

1. Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, прокурор, а также дознаватель или следователь с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

3. Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Статья 230 УПК РФ. Меры по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества

Судья по ходатайству потерпевшего, гражданского истца или их представителей либо прокурора вправе вынести постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества. Исполнение указанного постановления возлагается на судебных приставов - исполнителей.

Мы констатируем, что коррупция является одной из реальных угроз российской демократии, инвестиционной привлекательности страны, соблюдению прав и свобод граждан. Создание правовых и социально-экономических условий для борьбы с коррупцией, вытеснение ее из жизни гражданина и общества - вопрос чести для нашей партии.

"Единой Россией" разработана комплексная программа действий по преодолению коррупции. Эта программа охватывает все сферы жизни государства и общества. В частности, предлагается:

  • обеспечить информационную открытость власти;
  • осуществлять общественную антикоррупционную экспертизу законопроектов и иных государственных актов;
  • привести российское законодательство, включая Уголовный кодекс, в соответствие с ратифицированными Российской Федерацией Конвенцией ООН против коррупции и Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию;
  • внести изменения в нормы Уголовного кодекса о взяточничестве, установив зависимость наказания от размеров коррупционной выгоды. Полученное в результате взятки имущество будет изыматься;
  • предусмотреть ответственность юридических лиц за дачу взятки. Предложение или обещание дать взятку должностному лицу, предоставление преимуществ нематериального характера будет признано преступлением.

Но главное, что мы готовы сделать уже сегодня, - это привлечь институты гражданского общества, самих граждан к участию в антикоррупционных парламентских расследованиях, обеспечить массовую общественную поддержку антикоррупционной политики, создать в обществе обстановку нетерпимости в отношении взяточничества. Победа над коррупцией - это важнейшее условие восстановления доверия гражданина к власти. Мы боремся за это доверие!

(Из программного заявления партии "Единая Россия", принятого 02.12.07 на VII съезде в Екатеринбурге.)

Возвращение активов

Большое значение имеет закрепление в Конвенции ООН 2003 нового положения о возвращении в страны происхождения активов, полученных в результате коррупции.

Конвенция содержит необходимые механизмы по укреплению международного сотрудничества в целях обнаружения, конфискации и возвращения преступных активов, а также положения, направленные на предупреждение перевода средств незаконного происхождения, полученных от актов коррупции.

Наличие эффективных инструментов противодействия отмыванию доходов, а также процедур возвращения незаконных активов в страны происхождения может стать эффективным средством предупреждения коррупции.

Реализация данных положений Конвенции требует, в том числе, внесения изменений в действующее законодательство РФ

Согласно ст. 51 Конвенции ООН 2003 г. возвращение активов представляет собой основополагающий принцип Конвенции, и государства-участники самым широким образом сотрудничают друг с другом и предоставляют друг другу помощь в этом отношении.

Статья 53 Конвенции ООН 2003 г. определяет меры для непосредственного возвращения имущества, требуя от каждого государства-участника, в соответствии с его внутренним законодательством:

а) принимать такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы разрешить другому государству-участнику предъявлять в свои суды гражданские иски об установлении правового титула или права собственности на имущество, приобретенное в результате совершения какого-либо из преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией;

b) принимать такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы позволить своим судам предписывать тем лицам, которые совершили преступления, признанные таковыми в соответствии с Конвенцией, выплату компенсации или возмещения убытков другому государству-участнику, которому был причинен ущерб в результате совершения таких преступлений;

с) принимать такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы позволить своим судам или компетентным органам при вынесении решений о конфискации признавать требования другого государства-участника как законного собственника имущества, приобретенного в результате совершения какого-либо из преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.

Статья 54 Конвенции ООН 2003 г. определяет механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации:

п. 1. Каждое государство-участник в целях предоставления взаимной правовой помощи согласно ст. 55 Конвенции в отношении имущества, приобретенного в результате совершения какого-либо из преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, или использованного при совершении таких преступлений, в соответствии со своим внутренним законодательством:

а) принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы позволить своим компетентным органам приводить в исполнение постановления о конфискации, вынесенные судами другого государства-участника;

b) принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы позволить своим компетентным органам, в пределах их юрисдикции, выносить постановления о конфискации такого имущества иностранного происхождения при вынесении судебного решения в связи с преступлениями отмывания денежных средств или такими другими преступлениями, которые могут подпадать под его юрисдикцию, или при использовании других процедур, разрешенных его внутренним законодательством;

с) рассматривает вопрос о принятии таких мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы создать возможность для конфискации такого имущества без вынесения приговора в рамках уголовного производства по делам, когда преступник не может быть подвергнут преследованию по причине смерти, укрывательства или отсутствия или в других соответствующих случаях.

п. 2. Каждое государство-участник в целях предоставления взаимной правовой помощи по просьбе, направленной согласно п. 2 ст. 55 Конвенции, в соответствии со своим внутренним законодательством:

а) принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы позволить своим компетентным органам замораживать или налагать арест на имущество согласно постановлению о замораживании или аресте, которое вынесено судом или компетентным органом запрашивающего государства-участника и в котором излагаются разумные основания, позволяющие запрашиваемому государству-участнику полагать, что существуют достаточные мотивы для принятия таких мер и что в отношении этого имущества будет, в конечном итоге, вынесено постановление о конфискации для целей пункта 1 (а) настоящей статьи;

b) принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы позволить своим компетентным органам замораживать или налагать арест на имущество по просьбе, в которой излагаются разумные основания, позволяющие запрашиваемому государству-участнику полагать, что существуют достаточные мотивы для принятия таких мер и что в отношении этого имущества будет в конечном итоге вынесено постановление о конфискации для целей пункта 1(а) настоящей статьи;

с) рассматривает вопрос о принятии дополнительных мер, с тем, чтобы позволить своим компетентным органам сохранять имущество для целей конфискации, например, на основании иностранного постановления об аресте или предъявления уголовного обвинения в связи с приобретением подобного имущества.

Статья 55 Конвенции ООН 2003 г. определяет международное сотрудничество в целях конфискации:

п. 1. Государство-участник, получившее от другого государства- участника, под юрисдикцию которого подпадает какое-либо преступление, признанное таковым в соответствии с настоящей Конвенцией, просьбу о конфискации …. доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, находящихся на его территории, в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы:

а) направляет эту просьбу своим компетентным органам с целью получения постановления о конфискации и, в случае вынесения такого постановления, приводит его в исполнение; или

b) направляет своим компетентным органам постановление о конфискации, вынесенное судом на территории запрашивающего государства- участника…

п. 2. По получении просьбы, направленной другим государством- участником, под юрисдикцию которого подпадает какое-либо преступление, признанное таковым в соответствии с настоящей Конвенцией, запрашиваемое государство-участник принимает меры для выявления, отслеживания, замораживания или ареста доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, …с целью последующей конфискации…

п. 9. Положения настоящей статьи не толкуются таким образом, чтобы наносился ущерб правам добросовестных третьих сторон.

Статья 57 Конвенции ООН 2003 г. определяет возвращение активов и распоряжение ими:

п. 1. Имуществом, конфискованным государством-участником на основании статьи… настоящей Конвенции, распоряжается, включая возвращение такого имущества его предыдущим законным собственникам …это государство-участник в соответствии с положениями настоящей Конвенции и своим внутренним законодательством.

п. 2. Каждое государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы позволить своим компетентным органам возвращать конфискованное имущество, когда они действуют по просьбе, направленной другим государством-участником, в соответствии с настоящей Конвенцией, с учетом прав добросовестных третьих сторон.

п. 3. …запрашиваемое государство-участник:

а) в случае хищения публичных средств или отмывания похищенных публичных средств…, если конфискация была произведена в соответствии со ст. 55 и на основании окончательного судебного решения, вынесенного в запрашивающем государстве-участнике, … возвращает конфискованное имущество запрашивающему государству-участнику;

b) в случае доходов от любого другого преступления, охватываемого настоящей Конвенцией, если конфискация была произведена в соответствии со ст. 55 настоящей Конвенции и на основании окончательного судебного решения, вынесенного в запрашивающем государстве-участнике, … возвращает конфискованное имущество запрашивающему государству-участнику, если запрашивающее государство-участник разумно доказывает запрашиваемому государству-участнику свое существовавшее ранее право собственности на такое конфискованное имущество или если запрашиваемое государство-участник признает ущерб, причиненный запрашивающему государству-участнику, в качестве основания для возвращения конфискованного имущества;

с) во всех других случаях в первоочередном порядке рассматривает вопрос о возвращении конфискованного имущества запрашивающему государству-участнику, возвращении такого имущества его предыдущим законным собственникам или выплате компенсации потерпевшим от преступления.

п. 5. В надлежащих случаях государства-участники могут также особо рассмотреть возможность заключения в каждом отдельном случае соглашений или взаимоприемлемых договоренностей относительно окончательного распоряжения конфискованным имуществом.

Компенсация ущерба

Требуют решения вопросы имплементации в российское законодательство конвенционных положений о статусе добросовестного приобретателя, компенсации ущерба лицам, которым он был причинен в результате коррупционного преступления.

Статья 35 Конвенции ООН 2003 г. требует:

Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Статья 3 Конвенции ЕС ГПОК 1999 требует:

1. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск в целях получения полного возмещения ущерба.

2. Такое возмещение может охватывать причиненный реальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и компенсацию морального вреда.

Статья 4 Конвенции ЕС ГПОК 1999 устанавливает:

1. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве следующие условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы ущерб подлежал возмещению:

a) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;

b) истец понес ущерб;

c) существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.

2. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве, что если несколько ответчиков ответственны за ущерб, причиненный одним и тем же актом коррупции, то они будут нести солидарную и долевую ответственность.

Статья 6 Конвенции ЕС ГПОК 1999 определяет последствия неосторожности пострадавшего:

Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве, что объем возмещения ущерба уменьшается или в его возмещении может быть отказано, принимая во внимание все обстоятельства, если истец по своей собственной вине способствовал причинению ущерба или его усугублению.

Статья 7 Конвенции ЕС ГПОК 1999 определяет сроки исковой давности:

1. Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве, что к судопроизводству по возмещению ущерба применяется срок исковой давности не менее 3 лет со дня, когда лицу, понесшему ущерб, стало известно или, исходя из здравого смысла, должно было стать известно о возникновении ущерба или о совершенном акте коррупции и о лице, ответственном за это. Тем не менее подобный иск не может быть предъявлен по истечении 10 лет с момента совершения акта коррупции.

2. Законодательство Сторон, регулирующее приостановление или перерыв сроков исковой давности, должно в случае необходимости применяться к срокам, определенным в п. 1.

Конституция РФ:

Статья 52. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Положения УК РФ:

Статья 104.3. Возмещение причиненного ущерба:

п. 1. При решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 104.1 и 104.2 настоящего Кодекса в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу.

п. 2. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 настоящего Кодекса, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

Положения Уголовно-процессуального кодекса РФ:

Статья 44 УПК РФ. Гражданский истец

1. Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением… Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

4. Гражданский истец вправе:

1) поддерживать гражданский иск; …

14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой и апелляционной инстанций;

15) выступать в судебных прениях для обоснования гражданского иска…

Статья 73 УПК РФ. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

1. При производстве по уголовному делу подлежит доказыванию:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; …

3) характер и размер вреда, причиненного преступлением; …

Статья 81 УПК РФ. Вещественные доказательства

3. При вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах. При этом: …

4) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества подлежат возвращению законному владельцу; …

4.1) деньги, ценности и иное имущество, указанные в п. "а"-"в" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, подлежат конфискации в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей части; …

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 18.11.04 № 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем":

27. Если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 или ст. 174.1 УК РФ, будет установлено, что имущество, деньги и иные ценности получены в результате преступных действий либо нажиты преступным путем, они в соответствии с п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и на основании п. 4 ч. 3 указанной статьи подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.

Положения ГК РФ:

Статья 15 ГК РФ. Возмещение убытков

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Статья 179 ГК РФ. Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств

2. Если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в п. 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.

Ст. 181 ГК РФ: "срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет 3 года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки".

Ответственность государств

Конвенции устанавливают важные нормы об ответственности государств. Реализация этих норм в полном объеме требует внесения изменений в действующее законодательство.

Конвенция ЕС ГПОК 1999:

Статья 5. Ответственность государств

Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве надлежащие процедуры, позволяющие лицам, понесшим ущерб в результате акта коррупции, совершенного ее публичными должностными лицами в ходе осуществления ими своих функций, требовать возмещения ущерба от государства или в случае, если Сторона не является государством, от соответствующих властей данной Стороны.

(Важно отметить, что Европейское сообщество, как международная организация, является стороной Конвенции ЕС ГПОК 1999.)

ГК РФ

Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Отдельные процессуальные вопросы

Конвенция ЕС ГПОК 1999:

Статья 11 - Получение доказательств

Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве эффективные средства получения доказательств при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства дел, вытекающих из актов коррупции.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Пункт 4 ст. 69:

Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.

Конвенция ЕС ГПОК 1999:

Статья 12 - Временные меры

Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве возможность для суда выносить такие распоряжения, которые необходимы для защиты прав и интересов Сторон при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства дел, вытекающих из актов коррупции.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ:

Пункт 1 ст. 73

При производстве по уголовному делу подлежит доказыванию:

  • событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
  • виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
  • характер и размер вреда, причиненного преступлением…

Гражданско-правовые механизмы ответственности за коррупционные преступления и возмещения причиненного такими преступлениями ущерба являются важным дополнением к административным и уголовным мерам по борьбе с коррупцией:

  • применение экономических регуляторов позволит быстрее создать общественную среду, не принимающую коррупцию;
  • возможности по возмещению нанесенного коррупционными преступлениями ущерба расширит круг лиц, заинтересованных в расследовании и доведении до суда фактов коррупции;
  • международное сотрудничество позволит в большей степени обеспечить неотвратимость наказаний за коррупционные преступления, создаст инструменты для борьбы с коррупцией в сфере внешней торговли, международных организаций, транснациональных корпораций.

В данном направлении предстоит большая работа по научному и практическому анализу, изменению законодательства и созданию правоприменительной практики. В нашей стране в этом направлении делаются лишь первые шаги. Даже в тех направлениях, где есть законодательный "задел", необходимо обеспечить применение на практике соответствующих правовых норм. И, конечно, в первую очередь надо предпринять шаги по очистке от коррупции правоохранительных органов и судебной системы. Но в любом случае, дорогу осилит идущий.

Литература

1. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. 2-е изд., доп. М.: Статут, 2006. 240 с.

2. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сборник документов / Под ред. В.С.Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Бочков С.О. Составы коррупционных преступлений: имплементация международных норм в российское уголовное право // Право и безопасность. 2006. № 3-4.

4. Скобликов П.А. Арбитражный и уголовный процессы: коллизии в сфере доказывания и пути их преодоления. М.: Норма, 2006. 144 с.

5. Прасковьин Д.А. Обеспечение гражданского иска: правовая природа и система средств. М.: Приор-издат, 2006. 112 с.

6. Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.03 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".