Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Вопросы оформления в частную собственность земельных участков в г. Москве

Скрипник С.Ю., КПМГ  

В июне 2006 г. Правительством Москвы установлен порядок1 передачи земельных участков, расположенных на территории города, в частную собственность. Указанный порядок также содержит типовые формы договоров купли-продажи земельных участков, актов приема-передачи земельных участков и прочие документы.

Практика получения прав на землю в городе Москве

С введением Земельного кодекса РФ2 граждане и юридические лица получили право приобретать в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности3.

Однако, несмотря на то, что Земельный кодекс действует уже с 2001 г., земельные участки, расположенные на территории Москвы, вплоть до 2005 г. в частную собственность практически не оформлялись.

В целях устранения неопределенности на земельном рынке Москвы, связанной с практической невозможностью реализации прав, установленных федеральным законодательством, московское правительство издало постановление № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность» (Постановление), которое устанавливает порядок передачи в собственность земельных участков отдельно для трех категорий заявителей, а именно:

  • для собственников зданий, строений, сооружений (I) - в отношении земельных участков, занятых такими зданиями, строениями, сооружениями, а также необходимых для их использования;
  • для юридических лиц, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (II);
  • для граждан, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного пользования) или на праве пожизненного наследуемого владения (III).

Органы, уполномоченные принимать решения о передаче земли в собственность

Постановлением установлено, что в общем случае решения о передаче в собственность земельных участков на территории Москвы принимаются Правительством Москвы.

Однако в определенных ситуациях принятие таких решений будет осуществляться не Правительством Москвы, а префектами административных округов, если:

  • в частной собственности заявителя находятся здания, строения, сооружения, общая площадь которых не превышает 3 тыс. м2;
  • в частной собственности заявителя находятся части нежилого здания, расположенного на неделимом земельном участке, если общая площадь такого здания не превышает 3 тыс. м2 и все помещения в здании находятся в частной собственности;
  • гражданин обладает земельным участком на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

    Согласно Постановлению, уполномоченным органом исполнительной власти Москвы по вопросам передачи земельных участков в собственность является Департамент земельных ресурсов г. Москвы (Департамент). В его полномочия и обязанности входят:

  • прием и рассмотрение заявлений от граждан и юридических лиц;
  • сбор необходимых документов и информации для принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность;
  • утверждение проектов границ земельных участков;
  • заключение от имени Правительства Москвы договоров купли-продажи земельных участков и подписание соответствующих актов приема-передачи.

Порядок передачи в собственность земельных участков

Для всех трех категорий заявителей порядок передачи земельных участков в собственность аналогичен и включает в себя следующие этапы:

  • гражданин или юридическое лицо подает в Департамент заявление о передаче ему в собственность земельного участка с приложением пакета необходимых документов;
  • в течение 5 дней Департамент осуществляет проверку предоставленных заявителем документов, в результате которой Департамент должен либо направить мотивированный отказ в рассмотрении заявления, либо принять заявление для дальнейшего рассмотрения;
  • при отсутствии оснований для отказа в рассмотрении заявления Департамент заказывает в соответствующих органах4 за счет заявителя документы, необходимые для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, в частности:

    - заключение о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории;

    - план подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей;

    - выписки из технического паспорта на здание (строение) - форма 1а;

    - фрагмент плана линий градостроительного регулирования.

Кроме того, для целей проверки правомерности заявления о передаче в собственность земельного участка Департамент запрашивает в соответствующих федеральных и городских структурах5 следующую информацию:

  • выписку из ЕГРП о наличии в границах земельного участка объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам;
  • заключение о результатах обмера и обследования земельного участка (на предмет наличия на участке сооружений, не принадлежащих на праве собственности заявителю, наличия самовольных построек, не принадлежащих на праве собственности заявителю, соблюдения заявителем требований по использованию и охране земель);
  • сведения о наличии на земельном участке зданий (строений, сооружений), находящихся в собственности города Москвы, и необходимости установления ограничений и обременений.

На основе полученной информации Департамент осуществляет проверку оснований, препятствующих предоставлению земельных участков в собственность, по результатам которой Департамент либо выносит мотивированный отказ в принятии решения о передаче участка в собственность заявителя, либо приступает к подготовке проекта решения.

При отсутствии оснований для отказа в передаче в собственность участка Департамент формирует и утверждает проект границ земельного участка на основании проектов межевания территорий; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка. Департамент готовит проект решения о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением.

Правительство Москвы или префекты административных округов принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность, на основании которого Департамент готовит проект договора купли-продажи участка, проект акта приема-передачи участка (также в соответствии с типовыми формами, приведенными в Постановлении), а также производит расчет цены земельного участка (в случае если участок передается в собственность за плату).

Департамент направляет заявителю проект договора купли-продажи для его подписания и акт приема-передачи (либо только акт приема-передачи земельного участка - в случае безвозмездного предоставления земельного участка гражданину, владеющему участком на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения).

Заявитель вправе отказаться от подписания договора купли-продажи (акта приема-передачи) земельного участка. Если в течение срока, установленного решением, заявитель не подписал договор или не сообщил о выявленных им ошибках при составлении договора, решение о предоставлении земельного участка в собственность подлежит отмене.

Для целей государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок Департамент выдает заявителю копию распорядительного документа о предоставлении земельного участка, кадастровый план участка, а также договор купли-продажи и акт приемки-передачи (при необходимости).

Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность

Постановление определяет перечень документов, которые необходимо предоставить в Департамент при подаче заявления о передаче земельного участка в собственность.

Для всех категорий заявителей в перечень входят:

  • документы, идентифицирующие заявителя;
  • документы об оплате услуг в установленном порядке;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления земельного участка в собственность;
  • документы, содержащие требуемую градостроительную информацию.

Заявитель вправе за свой счет поручить Департаменту сбор необходимых документов в случае отсутствия у него одного или нескольких документов из обязательного перечня.

Отказ в рассмотрении заявления

По результатам проверки приложенных к заявлению документов Департамент может отказать в дальнейшем рассмотрении заявления, направив отказ в письменной форме в течение 5 дней с момента истечения 5-дневного срока, отведенного Постановлением на проверку документов, в случаях:

  • непредставления всех документов согласно перечню, приведенному в Постановлении;
  • несоответствия представленных документов требованиям законодательства РФ;
  • отсутствия оснований для рассмотрения заявления.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность

Согласно Постановлению, Департамент может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, либо соответствующим образом уточнить (скорректировать) проект границ земельного участка при выявлении перечисленных в Постановлении обстоятельств.

Решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка может быть обжаловано заявителем в суде. В случае если основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность будут устранены, заявитель имеет право на повторное обращение с заявлением.

Особенности предоставления в собственность земельных участков

Постановление устанавливает особенности предоставления в собственность земельных участков в следующих случаях:

  • приобретение земельных участков в общую долевую собственность, когда расположенные на них здания (строения, сооружения) принадлежат нескольким собственникам (за исключением многоквартирных домов);
  • формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома;
  • приобретение земельных участков, арендуемых собственниками зданий (строений, сооружений)

Цена приобретения земли в собственность

При передаче права собственности на земельный участок на возмездной основе цена земли составит 30-кратный размер6 ставки земельного налога за единицу площади. В настоящий момент ставка земельного налога установлена в следующих размерах7:

  • 0,3% кадастровой стоимости участка для сельскохозяйственных земель, а также земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • 0,1% кадастровой стоимости участка для автостоянок, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или участков, предоставленных для жилищного строительства;
  • 1,5% кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, граждан, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, а также граждан, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, земельный участок предоставляется в собственность безвозмездно. При этом последняя категория заявителей может воспользоваться правом безвозмездного получения права собственности на землю однократно.

Примечания.

1. Постановление Правительства Москвы от 27.06.06 №431-ПП.

2Ст. 15 Земельного Кодекса РФ.

3За исключением земельных участков, которые в соответствии с вышеуказанным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

4Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Мосгоргеотрест, МосгорБТИ, НИиПИ Генплана Москвы.

5Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), Государственная земельная инспекция г. Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству, Департамент имущества г. Москвы.

6Постановление Правительства Москвы от 19.07.05 № 532-ПП.

7Закон г. Москвы от 24.11.04 № 74 «О земельном налоге».