Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Как сделать Россию страной новоселий?

Миронов СМ., Председатель Совета Федерации ФС РФ

Приоритетные национальные проекты являются эффективными инструментами государственной экономической политики, способствуют совершенствованию рыночных отношений и прямо направлены на повышение качества жизни российских граждан. Не случайно Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил эти проекты как «новые механизмы решения государственных задач».

Вместе с тем начало реализации национальных проектов показало, что те пробелы, которые на сегодня существуют в федеральном и региональном законодательствах, серьезно мешают успешному осуществлению намеченных программ. При этом весьма значительная часть нерешенных вопросов относится к реализации проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», напрямую касающегося многих граждан нашей страны и непосредственно связанного с вопросами демографии.

Мы, законодатели, прекрасно понимаем, что жилищная проблема была и остается одной из самых острых проблем для страны. В развитых странах мира средний показатель обеспеченности населения жильем колеблется между 30-45 м2 на одного человека, причем в США этот показатель составляет 64 м2. В России же обеспеченность жилой площадью выглядит гораздо скромнее - 18,9 м2 на человека.

Значительной остается разница и между российскими регионами в обеспечении жильем населения. Наиболее высока обеспеченность в Эвенкии, Чукотке (28 м2 и 29 м2), Магаданской (26 м2), Тверской и Псковской областях (25 м2), близки к ним Московская и Новгородская области (24 м2). Наиболее низка обеспеченность жильем в республиках Алтай, Тува (около 12 м2), Кабардино-Балкария, Дагестан (менее 16 м2). В Москве же обеспеченность жильем в целом ниже средней по России. Это связано, в том числе, с неоправданно высокой стоимостью квадратного метра жилой площади в столице, которая сравнялась с самыми дорогими по стоимости жилья городами Европы.

За последние 5 лет средний общероссийский показатель обеспеченности жилищной площадью вырос лишь на 6,3% (менее 1,3% в год) и не дотягивает до цифры хотя бы в 20 м2 на одного человека. Причем растет этот показатель во многом за счет наиболее состоятельной части населения. В настоящее время в России более 6 млн семей официально считаются очередниками. Если продолжать строить сегодняшними темпами, то для того, чтобы обеспечить их жильем, потребуется более трех десятилетий!

Сегодня ежегодный объем нового строительства составляет немногим более 1% существующего общего жилищного фонда. Ситуация с жильем усугубляется проблемой старения жилфонда. Если учесть его реальное состояние, амортизационное выбытие, необходимость капитального ремонта значительной его части, то положение с жильем в России можно назвать катастрофическим. Так, количество ветхого и аварийного жилья за последние 5 лет увеличилось в стране в 1,5 раза и составило более 3% всего жилого фонда Российской Федерации.

Для решения существующих проблем необходимо резко увеличить объемы строительства, провести демонополизацию строительной отрасли. Надо разобраться с системой получения землеотводов и подготовки земельных участков под строительство, которые зачастую монополизированы сейчас местными властями или приближенными к ним компаниями. Это как раз те вопросы, которые напрямую зависят от законодательного регулирования данной сферы.

Например, еще не все субъекты РФ приняли нормативные акты, необходимые для запуска отдельных положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ. В частности, субъектам Федерации необходимо самостоятельно урегулировать вопросы территориального планирования и размещения объектов жилищного строительства, порядок установления границ городов и поселений.

В свою очередь, субъекты РФ должны оказывать методическую и информационную поддержку муниципальным образованиям в подготовке их собственных решений, необходимых для реализации проектов.

И, наконец, результативность региональных законопроектных работ прямо зависит от качества и полноты федеральной правовой базы. Здесь есть целый блок вопросов, которые требуют дополнительного регулирования. К примеру, для развития полноценного ипотечного кредитования необходимо на федеральном уровне принятие нормативных актов по вовлечению земли в гражданский оборот, для того чтобы сделать землю полноценным предметом залога. В то же время при существующем дефиците жилья и земельных участков, развитии ипотеки наблюдается стремление отдельных строительных компаний к собственному обогащению. Ничем иным резкий скачок цен на жилье не объяснить. Поэтому для регулирования ситуации на рынке жилья целесообразно создание государственной строительной компании, которая бы диктовала ценовую политику на рынке жилья. Настройка цен на жилье только с помощью административных рычагов ситуацию кардинально не улучшит.

А такая компания, занимаясь выполнением задач национального проекта по доступному жилью, предлагала бы населению квартиры по реальным ценам, которые включали бы в себя стоимость жилья плюс фиксированную норму прибыли. Словом, государство не должно позволить спекулировать и богатеть на национальных проектах фирмам, подрядившимся претворять эти программы в жизнь.

В целях создания необходимой правовой базы для продвижения национального проекта при Совете Федерации создана Временная комиссия по законодательному обеспечению реформы жилищно-коммунального хозяйства. Этот общественный консультативный орган обеспечивает координацию работ по принятию законодательных актов, направленных на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса РФ, а также изучает опыт работы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и предприятий жилищно-коммунального сектора.

Для того чтобы упорядочить законотворческую и организационную работу по реализации приоритетных национальных проектов, Правительством РФ подготовлен ряд комплексных мероприятий. Среди них - проект «Комплекса мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2006-2009 годы», который определяет план действий кабинета министров на данный период. В результате реализации этого проекта должны быть решены многие задачи. Прежде всего, развитие инициативы собственников жилья, создание конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилья, организация коммунальной сферы на основе государственно-частного партнерства, совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса, повышение эффективности государственной бюджетной политики.

Для их выполнения потребуется разработать новые законопроекты и внести изменения в действующую законодательную базу. Назову лишь отдельные законодательные инициативы, которые должны оптимизировать реформу жилищно-коммунального хозяйства и дать нашим гражданам больше реальных возможностей в управлении своим имуществом.

Прежде всего, необходимо исключить государственную пошлину за регистрацию товариществ собственников жилья, определить единые нормативные требования к техническому состоянию и безопасной эксплуатации жилых домов, создать государственную жилищную инспекцию. Надо также исключить возможность отчуждения из публичной собственности объектов коммунальной инженерной инфраструктуры при банкротстве организаций коммунального комплекса, установить среднесрочные предельные индексы роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, пересмотреть федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в сторону их уменьшения.

На мой взгляд, успех реформы невозможен без активного участия граждан в управлении своей собственностью. Это, кстати, одно из ключевых положений экономической программы Российской партии ЖИЗНИ. Статистика говорит о том, что самоуправление собственников жилья у нас сегодня находится на крайне низком уровне развития, и его доля составляет лишь около 6% в жилищном фонде РФ. Земельные участки (почти 99%) под многоквартирными домами не оформлены. Собственники не несут ответственность за состояние принадлежащей им недвижимости. Поэтому одним из основных направлений реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства является создание условий для развития инициативы собственников жилья. Это, прежде всего, упрощение процедуры создания и отчетности товариществ собственников жилья, передача в долевую собственность гражданам земельных участков, государственная поддержка капитального ремонта собственников жилищного фонда. Ведь капитальный ремонт 40% жилищного фонда, который на сегодняшний день имеет уровень изношенности более 30%, - недешевое удовольствие. Семейный бюджет этого просто не выдержит.

Сегодня неоправданно завышен порог доли совокупного семейного дохода, идущей на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), превышение которого дает право на получение государственной субсидии. Это почти 22% совокупного семейного дохода среднестатистического россиянина. Ни в развитых странах, ни в странах с переходной экономикой оплата ЖКУ не является столь высокой. Например, в странах Западной Европы доля расходов собственно на ЖКУ колеблется от 3 до 9%. В странах с холодным климатом, таких как Финляндия и Швеция, такой показатель составляет 3,4 и 3,7% соответственно.

По оценкам специалистов, доля платежей за ЖКУ не должна превышать 10% от семейного дохода. За пределами этой цифры начинается быстрый рост неплатежей, задолженности. Кроме того, превышение этой доли для малообеспеченных семей ведет к необходимости отказываться от жизненно важных товаров и услуг, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием. Подобное положение дел осложняет реализацию национальных проектов в области образования и здравоохранения.

Необходимо продолжать совершенствовать систему предоставления субсидий, а не перекладывать тарифное бремя на плечи людей.

Все перечисленные законопроекты и предложения призваны совершенствовать новый Жилищный кодекс РФ, сделать его более жизнеспособным. Высказывания противников такого подхода о его «буржуазности» и отсутствии заботы государства о населении считаю далекими от истины. Старый Жилищный кодекс РФ многое обещал гражданам, но в новых условиях стал тормозом развития всей жилищно-коммунальной сферы. Новый кодекс более реалистичен и наделяет большими правами собственников жилья, российские регионы в решении социальных проблем населения.

Таким образом, предстоит большая работа законодательных органов всех уровней власти, направленная на реальное улучшение ситуации в жилищной сфере.

Если в ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам Российской Федерации» наша страна станет страной новоселий, москвичей и всех россиян, вопреки опасениям классика, никогда не испортит квартирный вопрос.

Миронов Сергей Михайлович. В 1994-2001 гг. - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, с 1995 г. - первый заместитель председателя, в 1998 г. - председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в 2000 г. - заместитель председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. С 2001 г. - член Совета Федерации ФС РФ - представитель в Совете Федерации ФС РФ от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В 2001 г. избран Председателем Совета Федерации ФС РФ. Является Председателем Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и председателем Российской партии ЖИЗНИ.