Вопросы практической реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
В.А.Догадайло, Заместитель руководителя ЗАО "Интеко"
В последнее время на высшем правительственном и государственном уровне неоднократно поднимаются вопросы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее - Национальный проект).
В самой постановке задачи доминирующим подходом является реализация государственной жилищной политики в условиях новых экономических отношений, требующих принципиально иных методов решения, четко определены категории граждан, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей.
В основу Национального проекта положена переработанная федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 31.12.05 № 865 (далее - Программа).
Поскольку цели и задачи Программы определены целями и задачами Национального проекта, то это предопределило и ее структуру. В целом, в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
- создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 м2 общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 м2 - на семью из 2 человек, по 18 м2 - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более).
Решение этих задач лежит на пути развития прежде всего строительной индустрии и промышленности стройматериалов, а также - жилищного строительства, совершенствования жилищно-коммунального комплекса, развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья и исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Но из приведенной в Программе последовательности шагов от строительства до ипотечного жилищного кредитования ее разработчики не до конца учли последствия, к которым может привести отсутствие сбалансированного роста спроса и предложения на рынке жилья.
В характеристиках существующих проблем указывается, что даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье, а существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. Далее следует однозначный вывод, что «необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения».
Поэтому задача Программы:
- с одной стороны - создать возможность улучшить жилищные условия граждан, перед которыми государство несет обязательства по закону;
- с другой - сформировать такие рыночные отношения в жилищной сфере, которые бы дали толчок развитию этой отрасли экономики на долгосрочную перспективу.
Жилищный фонд в Российской Федерации составляет более 2885 млн м2 (ветхий и аварийный - более 91,2 млн м2 или 3,2%), а общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн м2, т.е. для ее удовлетворения требуется увеличение жилищного фонда на 46,1%. Следовательно, при существующих темпах роста строительства с приростом порядка 10-14% в год на покрытие названного спроса потребуется почти 40 лет (не принимая во внимание старение жилого фонда).
Очевидно, что даже в случае удвоения существующего ежегодного объема ввода жилья и достижения показателя в 80 млн м2, заложенного в Программе, сложно говорить о полном решении жилищной проблемы.
Но возникает вопрос о реалистичности достижения даже этого запланированного показателя.
Так, в Программе написано, что к 2010 г. средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 м2 будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года (повышение доступности приобретения жилья).
Но в Программе нет ни одной оценки или характеристики - какого типа должно быть это жилье, в каких регионах и сколько должно быть его построено, как это увязано со строительными мощностями и обеспеченностью стройматериалами.
В этом направлении в Программе не проведено никакого анализа, что является существенным просчетом ее разработчиков, т.к. не исследован сам предмет реализации программы, составляющий ее название.
Несмотря на то в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста объемов вводимого жилья, они явно недостаточны для достижения показателей Программы в сроки, установленные Президентом РФ. При этом количество построенных квартир за 10 последних лет сократилось с 602 тыс. в 1995 г. до 515 тыс. в 2005 г. В основном это произошло за счет строительства жилья повышенной комфортности - средний размер общей площади увеличился за этот период соответственно с 68,2 м2 в 1995 г. до 86 м2 в 2004 г.
Возросло строительство 1-комнатных квартир (с 18% до 25% от общего ввода), строительство 2-комнатных осталось на прежнем уровне (32-31%), а строительство 3-комнатных снизилось с 38% до 29%. Возросло также строительство 4-комнатных квартир и более с 12% до 15%.
Не рассматривая другие составляющие Программы, следует сказать, что запланированное резкое увеличение темпов строительства потребует изменения самой его структуры, перехода к новым архитектурным решениям, проектирования новых типов зданий и новых технологий строительства.
В свою очередь, это потребует производства широкой номенклатуры современных высококачественных и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций.
За последние несколько лет удалось добиться постоянного роста объема промышленной продукции, но, хотя ежегодный прирост выпуска продукции строительных материалов составлял в среднем около 10%, достигнутые объемы не полностью удовлетворяют потребности современного строительства, что вызвано, в основном, низким техническим уровнем предприятий и износом технологического оборудования.
Так, объем промышленной продукции, выпускаемой на 9,3 тыс. предприятий, производящих строительные материалы, составил в 2004 г. 273 млрд руб. При этом стоимость основных фондов отрасли составляла 111,5 млрд руб., а среднегодовая численность промышленно-производственного персонала - 564 тыс. человек.
Степень износа основных фондов в отдельных подотраслях доходит до 50-80%. Ввод в действие новых мощностей составляет ежегодно около 1%, а выбытие мощностей из-за износа - около 2%.
По отдельным видам продукции предприятия характеризуются высокой капиталоемкостью производственных мощностей и требуют значительного времени на строительство, что снижает их инвестиционную привлекательность.
Так, в базовой для строительства отрасли - цементной промышленности - объем инвестиций на 1 т цемента растет от 5-6 долл. на тонну мощности в год при поддержании и ремонте существующих мощностей до 250-300 долл. на тонну при строительстве новых заводов.
Степень износа технологического оборудования цементной промышленности составляет 70%. Вследствие этого мощность 45 действующих цементных заводов официально оценивается в 71,2 млн т, но фактически - по независимым оценкам - заводы в их нынешнем состоянии могут произвести максимум 65 млн т цемента в год.
Чтобы обеспечить строительный комплекс цементом, достаточным для ввода 80 млн м2 жилья в год, промышленность должна выйти в 2010 г. на уровень 90 млн. т цемента в год, что потребует дополнительных производственных мощностей, однако для модернизации предприятий цементной промышленности требуются крупные единовременные капиталовложения, суммарно по отрасли оцениваемые в 5,1-6,3 млрд долл.
При сохранении нынешней ситуации в отрасли уже к 2007 г. на рынке возникнет устойчивый дефицит цемента, особенно по его высшим маркам.
В промышленности строительных материалов резко сократилось создание новых отечественных технологий, машин и оборудования для отрасли.
Территориально производственные мощности предприятий размещены неравномерно. Свыше 60% из них находятся в европейской части России, что вносит существенный вклад в удорожание продукции за счет транспортной составляющей. Кроме того, использование в производстве устаревших технологий и оборудования приводит к значительным расходам топлива и энергопотребления.
Такое положение дел в промышленности строительных материалов дает все основания для опасений по возможности реализации в установленные сроки и в требуемых объемах Национального проекта, о чем уже неоднократно упоминал на совещаниях Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А.Медведев.
Учитывая значительную капиталоемкость промышленности стройматериалов, начальным толчком к ее динамичному и устойчивому развитию должна послужить программа, создающая на первом этапе стартовые условия, которые обеспечат привлечение инвесторов на этот рынок.
Эта программа должна быть рассмотрена и утверждена на правительственном уровне в качестве федеральной целевой программы (условное название ФЦП «Развитие стройиндустрии») и войти в качестве равноправной составляющей в пакет программ национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Во-первых, данная программа должна предусматривать меры государственной поддержки промышленности строительных материалов, такие как:
- меры нормативно-правового характера, направленные на совершенствование законодательства с целью создания условий для повышения инвестиционной активности, предоставления льгот для предприятий строительных материалов на период строительства новых мощностей;
- меры по совершенствованию системы стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций;
- меры по финансированию научно-исследовательских работ, ориентированных на создание новых технологий в производстве строительных материалов;
- снижение таможенных пошлин на новое оборудование, запасные части и сырьевые компоненты для технологического перевооружения промышленности стройматериалов, выпускаемые только за рубежом.
Во-вторых, государство должно непосредственно принять участие в качестве партнера по развертыванию важнейшего вида промышленности.
Должен быть определен перечень производственных мощностей по производству базовых строительных материалов и осуществлено их строительство за государственный счет или на государственные субсидии с последующей передачей их в концессию коммерческим организациям для выполнения долгосрочного государственного заказа на производимую продукцию в размере не менее 50% от производственных мощностей.
Это позволит равномерно разместить промышленные предприятия с учетом потребностей регионов, гарантирует концессионеру благоприятное сочетание долгосрочного госзаказа с производством продукции для нужд свободного рынка и одновременно направлять продукцию, произведенную в рамках госзаказа, на строительство социального жилья.
При стимулировании в данной программе роста производства стройматериалов хотелось бы избежать появления в ней псевдорыночных мероприятий, деклараций об опоре на частные ресурсы - денежные, кадровые, производственные - не подкрепленных практическими, значимыми для частных инвесторов стимулами, такими как налоги, льготы и кредиты.
Следует безотлагательно приступить к разработке подпрограмм, направленных на:
- разработку экономических стимулов и формирование инвестиционно-привлекательного климата для частных инвесторов;
- составление перечня приоритетных для России регионов, требующих развития промышленности стройматериалов, как успешных в экономическом отношении, так и дотационных, но имеющих стратегическое значение;
- разработку классификации жилья по степени доступности для доходов различных социальных слоев, его стандартизации по срокам эксплуатации, метражности, определение минимального набора параметров, определяющих понятие «комфортность», и т.п.;
- разработку мер по воссозданию и развитию системы профтехобразования для строительной индустрии, стимулированию научной и методической деятельности в строительстве;
- изменение иммиграционного законодательства для увеличения притока рабочей силы на период массового строительства;
- рассмотрение вопроса об использовании жилищных сертификатов для направления миграционных потоков трудоспособных россиян в стратегически важные для России регионы с дефицитом рабочей силы.
Одновременно с этим в рамках Национального проекта необходимо приступить к реализации пилотных проектов, направленных на подъем и развитие промышленности строительных материалов и стройиндустрии в ряде регионов РФ.
Принятие программы развития строительной индустрии и промышленности стройматериалов будет служить фундаментом для успеха Национального проекта «Доступное жилье» и станет одним из первых примеров реализации эффективного ГЧП.
|