Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Контроль за соблюдением земельного законодательства в городе Москве

Шатохин В.Е., заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов г. Москвы

Государственный земельный контроль является одной из важнейших функций управления земельными ресурсами, которая приобретает особо важное значение в условиях формирования и развития новых земельных отношений на территории г. Москвы.

Сохраняющееся потребительское отношение к использованию земельных ресурсов и низкий уровень правовой культуры в сфере земельных отношений в условиях отсутствия системы экономических методов стимулирования рационального использования земель вызывает необходимость усиления земельного контроля и совершенствования механизма его осуществления.

При осуществлении земельного контроля учитывается многофункциональное значение земли в жизнедеятельности человека (объект недвижимости, важнейший компонент окружающей природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис для жизнедеятельности человека).

Основными принципами осуществления земельного контроля являются:

  • приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений;
  • неотвратимость наказания за несоблюдение земельного законодательства и установленных иными отраслями права требований по рациональному использованию и охране земель;
  • комплексное использование профилактических, правовых, экономических и пропагандистских мер для обеспечения законности в сфере земельных отношений;
  • соблюдение прав юридических лиц и граждан при осуществлении госземконтроля.

Под государственным земельным контролем понимается проведение специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти проверок выполнения земельного законодательства, требований по использованию и охране земель юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности, а также реализации своих прав на землю.

Правовой основой осуществления Департаментом земельных ресурсов города Москвы (до переименования в 2004 г. - Московский земельный комитет) функций по земельному контролю является Закон города Москвы от 14.05.03 № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве», определивший основные задачи и права должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием и охраной земель, а также установивший административную ответственность за отдельные правонарушения в сфере земельных отношений.

Основными задачами Департамента в области земельного контроля являются:

  • обеспечение соблюдения юридическими и должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами требований по использованию и охране земель, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
  • защита интересов города Москвы в сфере земельных отношений и законных прав юридических лиц и граждан на землю;
  • осуществление комплекса мер по предупреждению и пресечению земельных правонарушений;
  • привлечение в установленном порядке нарушителей земельного законодательства к административной и иной ответственности.

Для решения указанных задач в составе Департамента создано Управление земельного контроля, имеющее в каждом административном округе Москвы свое территориальное подразделение - отдел.

Кроме того в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05.10.04 № 681-ПП для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области землепользования и застройки, за которые предусмотрена ответственность законодательством города Москвы, при Департаменте образована Земельная административная комиссия.

В целях обеспечения соблюдения требований земельного законодательства контрольно-инспекционным подразделением Департамента в г. Москве ежегодно проводится 16-18 тыс. проверок соблюдения земельного законодательства на площади более 10 тыс. га. В ходе проведения контрольно-инспекционных мероприятий выявлено более 6000 нарушений в использовании земель.

Под особым контролем Департамента находятся вопросы использования земельных участков, предоставленных для реализации инвестиционных контрактов и целевых программ, а также своевременного освоения земельных участков, выделенных под строительство. Совместно с другими контрольно-инспекционными службами города, префектурами и районными управами систематически проводятся целевые проверки использования земель природоохранного и рекреационного назначения, территорий возле технических объектов и сооружений метрополитена, земельных участков, выделенных для парковок и стоянок автомобильного транспорта, размещения объектов торговли.

Более 50% всех выявляемых нарушений приходится на самовольное занятие земельных участков или их использование без правоустанавливающих документов, около 10% - на использование земельных участков не по целевому назначению.

По результатам проведенных проверок ежегодно привлекаются к административной ответственности около 5000 нарушителей земельного законодательства, в том числе более 4000 юридических лиц. Сумма налагаемых штрафов составляет около 50 млн руб.

Для принятия мер по устранению земельных правонарушений и укреплению законности в сфере земельных отношений соответствующая информация о проведенных проверках и выявленных нарушениях регулярно доводится до префектур административных округов и правоохранительных органов.

По злостным нарушителям соответствующие материалы направляются в судебные органы для рассмотрения вопросов о принудительном освобождении самовольно занимаемых земельных участков и привлечении виновных лиц к ответственности.

Анализ практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по земельному контролю, показал необходимость внесения в них соответствующих дополнений по уточнению процедур проведения контрольно-инспекционных мероприятий и усилению ответственности за земельные правонарушения.

Сохраняющийся на протяжении многих лет высокий уровень правонарушений по самовольному занятию земель или их использованию без правоустанавливающих документов в значительной степени связан с низкими размерами штрафных санкций (на граждан - до 10 МРОТ, должностных лиц - до 20 МРОТ, юридических лиц - до 200 МРОТ) и отсутствием других правовых мер воздействия на нарушителей. Восстановление же нарушенных прав на землю в судебном порядке требует длительного времени, в результате чего пресечение противоправных действий принимает затяжной характер.

В связи с этим необходимо усиление ответственности за указанные виды нарушений путем увеличения размеров штрафов, налагаемых в административном порядке, и установления уголовной ответственности в случае продолжения использования земельных участков без правоустанавливающих документов с причинением значительного ущерба после вынесения административного взыскания.

Одновременно с этим необходима разработка экономических механизмов, стимулирующих освобождение самовольно занятого земельного участка или оформление на него прав, в частности, путем установления платы за весь период использования земельного участка без правоустанавливающих документов, размер которой должен быть значительно выше существующей арендной платы за землю.

Несмотря на значительный вред, причиняемый многими нарушениями земельного законодательства, до настоящего времени не определен порядок его расчета. Принятые на федеральном уровне методики и рекомендации по указанному вопросу ориентированы в основном на земли сельскохозяйственного назначения и не учитывают специфики городского землепользования.

Отсутствие правовых норм, обязывающих арендаторов нежилых помещений на территории города Москвы заключать договоры аренды на земельные участки, занимаемые указанными помещениями или их частью (долей), пропорционально арендуемой площади нежилых помещений, затрудняет реализацию одного из основных принципов земельного законодательства о платности использования земельных участков и ведет к снижению арендооблагаемой базы земли.

Система льгот, предоставляемых отдельным категориям пользователей по оплате земельных участков, не всегда способствует повышению эффективности использования земель, а в ряде случаев создает благоприятную среду для совершения различного рода злоупотреблений в сфере земельных отношений. Так, отдельные обладатели указанных льгот практикуют передачу предоставленных им земель в субаренду, по существу становясь рантье за государственный счет.

В целях совершенствования законодательства города Москвы, регламентирующего контрольно-инспекционную деятельность в сфере земельных отношений с учетом территориальных особенностей землепользования, Планом первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2005 г., утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 20.01.05 № 3-РМ, предусмотрена разработка Департаментом в текущем году проекта закона г. Москвы "Об организации земельного контроля в г. Москве" и проекта закона г. Москвы «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 17.05.03 № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве».

Принятие указанных законов позволит устранить значительную часть отмеченных недостатков в действующем законодательстве, в том числе уточнить функции, права и обязанности должностных лиц, обеспечивающих соблюдение земельного законодательства.

Кроме того, планируется подготовка предложений по внесению дополнений в отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам усиления ответственности за нарушение земельного законодательства, а также разграничения полномочий Российской Федерации и города Москвы в сфере управления земельными ресурсами и контроля за их использованием.

Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей контрольно-инспекционную деятельность, позволит существенно улучшить деятельность по предупреждению и пресечению земельных правонарушений, а также повысить эффективность использования земель в городе Москве и уровень защищенности прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на землю.

Одновременно с этим будет обеспечено дополнительное поступление в бюджет денежных средств за счет вовлечения в арендные отношения пользователей земельных участков, уклоняющихся от оформления земельно-правовых отношений, снятия льгот по арендной плате с организаций, передающих свои участки в субаренду с нарушением установленного порядка, усиления административной ответственности за земельные правонарушения.

Шатохин Валерий Евгеньевич. С 1981 г. работал на различных должностях в органах исполнительной власти. В 1993 г. - начальник управления Комитета по управлению имуществом города Москвы. С 1996 г. - первый заместитель начальника Госгоринспекции по контролю за использованием объектов нежилого фонда в городе Москве. В 2004 г. - заместитель руководителя Московского земельного комитета Правительства Москвы, руководитель Государственной земельной инспекции Московского земельного комитета Правительства Москвы. С 2005 г. - заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов г. Москвы.