Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (22) Март 2005г

О природных ресурсах и природопользовании

Трутнев Ю.П., министр природных ресурсов РФ

В результате административной реформы управлением природными ресурсами в Российской Федерации занимаются 5 федеральных ведомств. Министерство природных ресурсов (МПР) вырабатывает законодательную политику в сфере недропользования, а также координирует и контролирует деятельность подведомственных агентств и служб.

Наша страна является ведущим производителем продукции минерально-сырьевого комплекса. Объем его реализации - более 150 млрд долл. США в год. Мы занимаем первое место в мире и по запасам леса. Территория лесных ресурсов России превышает 1,2 млрд га, что в 2 раза больше, чем в Бразилии, находящейся на втором месте, и в 3 - чем в Канаде. Также Российская Федерация располагает самыми обширными запасами пресных вод. У нас сосредоточено более 20% их мирового объема. От развития природно-ресурсного сектора, от того, насколько эффективно мы распоряжаемся этими богатствами, во многом зависит качество жизни россиян. Часто утверждается, что рост добычи полезных ископаемых тормозит развитие современных отраслей промышленности, делает нашу страну зависимой от экспорта сырья. Думаю, что как раз наоборот, средства, полученные в добывающем секторе, могут и должны использоваться на инвестиции в наукоемкие технологии и в строительство перерабатывающих мощностей, поэтому рост производства в этом секторе напрямую сказывается на модернизации всей российской экономики.

Позвольте остановиться на отдельных блоках нашей деятельности.

О недрах

В недрах России сосредоточено 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% никеля, 17% олова, почти 10% нефти.

На территории Российской Федерации обнаружены практически все известные человечеству виды полезных ископаемых. Добыча сырья ведет за собой еще и десятки смежных отраслей промышленности, например горно-шахтное машиностроение, производство бурового и энергетического оборудования. Отрасль по переработке минерального сырья обеспечивает высокооплачиваемой работой сотни тысяч россиян. Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации.

В то же время мы, к сожалению, накопили в отрасли много острых и серьезных проблем, которые требуют оперативного решения. Эти проблемы можно разделить на три основных блока.

Первое - это невосполнение добычи полезных ископаемых уровнем прироста запасов на новых месторождениях. Более чем десятилетний простой в геологоразведке, многократное падение темпов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы (МСБ) не могли не сказаться на состоянии недропользования. Сегодня Россия добывает полезных ископаемых значительно больше, чем находит и разведывает новых запасов. Практически полностью исчерпан поисковый задел, т.е. те участки, которые подготовлены для дальнейшего геологического освоения.

Большинство крупных месторождений находится на стадии падающей добычи. Иссекают запасы полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа, Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота и платины на Урале. Выработанность запасов основных нефтегазоносных провинций составляет на Северном Кавказе 70-80%, в регионах Урала и Поволжья - 50-70%, в Западной Сибири - свыше 45%. Практически полностью в последние годы были свернуты программы по изучению Восточной Сибири и континентального шельфа России.

Вторая проблема - ослабление государственного контроля за рациональным использованием недр. Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано 13 100 лицензий. К сожалению, мониторинг выполнения лицензионных соглашений не проводится уже долгие годы. Не были разработаны единые требования к лицензионным соглашениям. В результате 4 года, с 1991 по 1995 г., лицензии выдавались практически без каких бы то ни было условий со стороны государства. Соответственно, основанных на законе возможностей спросить за рациональное использование недр по этим лицензиям не существует. Оставлены без внимания такие вопросы, как консервация скважин, брошенные нефте- и газопроводы. По сути дела, к сожалению, утрачено само понятие ответственности недропользователя за рациональное использование недр.

Третья проблема - устаревшая и размытая законодательная база. Действующая редакция Закона "О недрах" принята 10 лет назад. В частности, в законе плохо прописаны нормы, стимулирующие вложение частных инвестиций в геологоразведку. Сам механизм выдачи лицензий субъективен и непрозрачен. В законодательстве нет четких требований к недропользователям по рациональному использованию недр. По сути дела, сегодняшнее законодательство, с одной стороны, является ненадежным и непрозрачным для бизнеса, с другой - неэффективным для государства.

Я сказал о проблемах. Теперь несколько слов о том, как мы занимались их решением и что собираемся предпринять в ближайшее время. В 2004 г. МПР РФ была разработана и одобрена на заседании правительства долгосрочная государственная программа изучения и воспроизводства МСБ на 2005-20 гг. В рамках программы, разработанной ведущими научными институтами МПР РФ, мы рассчитали соотношение добычи и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов по 37 основным видам полезных ископаемых на период до 2020 г. Цель программы - сохранение объемов запасов при их увеличивающейся добыче на уровне 2003 г. к 2020 г., а также выход по большинству полезных ископаемых на уровень простого, а по ряду видов полезных ископаемых - на уровень расширенного воспроизводства. Для реализации программы в срок до 2020 г. необходимо поэтапное и постепенное увеличение тех средств, которые государство тратит на восстановление МСБ. Уже в текущем 2005 бюджетном году на эти цели предусмотрено 7,7 млрд руб. по отношению к 5,5 млрд руб. в прошлом году. В рамках программы к 2020 г. государственные вложения должны быть увеличены до 20 млрд руб. При этом, по нашим оценкам, эффективность вложений бюджетных средств составит 10 привлеченных инвестиционных рублей на 1 потраченный государством на геологоразведку рубль. Таким образом, за 15 лет действия программы будет вложено практически 2,5 трлн руб., из которых собственно бюджетных средств - 255 млрд руб. При этом более половины государственных средств, предусмотренных в долгосрочной программе, будет направлено на работы первого этапа - поисковые и поисково-разведочные, 38 млрд руб. - на опережающие, прогнозные работы, не менее 40 млрд руб. будет вложено собственно в оценку и разведку месторождений. По территориям пятая часть средств будет направлена на разведку шельфа, 34% - на доразведку Восточной Сибири, 18% - на Западную Сибирь.

Какие же результаты мы надеемся получить? Главный результат программы - воспроизводство МСБ, обеспечивающее компенсацию погашения запасов их приростом в соответствии с потребностями развития добывающих мощностей и базовых отраслей экономики, топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности до 2020 г., выявление новых МСБ, в том числе для создания минерально-сырьевого фонда будущих поколений граждан России. Отдельными блоками в данной программе представлены проекты по освоению Восточной Сибири и континентального шельфа Российской Федерации. В рамках программы освоения Восточной Сибири мы намерены запустить уже начиная с 2005 г. работу по проведению здесь аукционов на право разведки и добычи полезных ископаемых. В ближайшее время мы опубликуем перечень аукционов по Восточной Сибири. При этом ввод в промышленную эксплуатацию месторождений мы готовы синхронизировать со строительством восточного нефтепровода Тайшет - Находка. Главная цель здесь - обеспечить загрузку инфраструктуры, на которую будут потрачены миллиарды долларов.

В то же время мы понимаем, что, с точки зрения будущего развития, нефти в континентальной части Российской Федерации, да и вообще в мире недостаточно. Необходимо заниматься разведкой и освоением шельфа. Мы разработали государственную стратегию изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации. По результатам реализации стратегии ожидаемые объемы добычи нефти на акваториях составят в 2010 г. до 30 млн т в 2020 г. - до 95 млн т, объемы добычи газа в 2010 г. - 90 млрд м3, в 2020 г. - до 320 млрд м3. Суммарный доход бюджета Российской Федерации от освоения шельфа составит 105-135 млрд долл. Хочу сразу сказать, что для освоения шельфа недостаточно только подготовить и предложить для геологического изучения и последующего освоения участки. Освоение шельфа - это крайне капиталоемкая и комплексная программа, поэтому нам еще придется разрабатывать с коллегами из других министерств целую систему мероприятий, направленных на то, чтобы Россия реально на шельфе присутствовала. Мы уже давным-давно ведем разговоры о шельфе, но не осваиваем его.

Меры по усилению государственного надзора за рациональным недропользованием

Как я уже сказал, в стране выдано 13 100 лицензий. В июне 2004 г. начата работа комиссии МПР РФ и федеральной службы по надзору по анализу выполнения лицензионных соглашений. Первый этап - проверка тех месторождений, которые просто сегодня выведены из оборота: никакие средства не вкладываются, месторождения простаивают. Мы начали с этих месторождений, где, на наш взгляд, есть самые грубые и самые явные нарушения интересов государства. Рассмотрены 110 лицензий, из них 50 отозваны, по всем остальным выданы предписания. В результате этой работы мы вновь вовлекли в оборот месторождения с общими запасами и ресурсами, превышающими 300 млн т нефти, 40 млн т угля, 117 тыс. т золота и около 300 тыс. карат алмазов.

Наши проверки подтолкнули ряд крупных недропользователей к добровольному и заблаговременному внесению изменений в действующие лицензионные соглашения. В результате конкретизируются и уточняются сроки ввода месторождений в эксплуатацию, прописываются объемы обязательных геолого-разведочных работ. Нами разрабатывается и внедряется система автоматизированного контроля и мониторинга за выполнением условий недропользования. Данная работа будет продолжаться и в текущем году. Отдельно остановлюсь на изменении законодательства о недрах. Самое серьезное изменение в этой сфере мы связываем с принятием новой редакции закона о недрах. Сейчас МПР РФ завершает работу над законопроектом, он уже разослан для согласования в другие министерства, в середине марта мы планируем его рассмотрение на заседании правительства. После рассмотрения в правительстве мы будем вносить его на ваше рассмотрение, будем информировать о нем более подробно.

Главная цель законопроекта - наведение порядка во взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере недропользования. Новый закон делает весь механизм недропользования более прозрачным и понятным. В механизм нового закона внедрены принципы стимулирования вложений в геолого-разведочные работы, в частности, четко определяется, что инвестор, проведший геологоразведочные работы за собственный счет, будет иметь право на дальнейшую работу на данном месторождении. В проекте федерального закона устанавливаются нормы по обороту права, что позволит компаниям получать дополнительные финансовые ресурсы под залог правопользования. Установлены однозначно толкуемые санкции за те или иные нарушения законодательства о недрах, что минимизирует коррупционность и позволяет пользователю недр чувствовать себя защищенным от принятия субъективных решений.

Надеюсь на вашу поддержку и сотрудничество при рассмотрении законопроекта, но еще до разработки нового закона о недрах мы старались внести в законодательство возможные изменения, направленные на его улучшение.

Во-первых, еще в начале 2004 г. министерство и федеральное агентство приняли решение отказаться от такой формы распределения прав на пользование недрами, как конкурсы. Мы исходим из того, что конкурс - это ситуация, когда решение принимает чиновник, а аукцион - соревнование по прозрачным и четко прописанным правилам. Могу сказать сразу, что результат изменения системы - это изменение платежей за тонну запасов в десятки раз. Сегодня тонна запасов начала стоить в 20-30 раз дороже, чем в предшествующий период. Это связано и с динамикой цены на нефть, но очевидно, что одной динамикой такие скачки не оправдываются.

Еще в августе был принят ряд поправок к действующей редакции Закона "О недрах". В результате мы смогли возобновить приостановленную в течение 3 лет работу по проведению аукционов. В ноябре впервые за последние годы был опубликован полный перечень участков недр, по которым в период 2004-05 гг. будут проводиться лицензионные аукционы. Только за второе полугодие 2004 г. проведено 140 торгов на право пользования недрами. В результате бюджет получил свыше 7 млрд руб. По сравнению с 2003 г. объем доходов увеличился в 6 раз.

О лесе

Для России лес - не только экономический и экологический ресурс, но и среда обитания миллионов россиян. Для жителей тысяч российских поселков и деревень весь уклад жизни связан с лесом: из леса строят дома, он дарит пищу, тепло, здоровье, используется как место отдыха и охоты. В то же время лес является сырьевым ресурсом, который может и должен приносить России гораздо больше, чем сейчас.

Освоение расчетной лесосеки в Российской Федерации составляет всего 22%, но даже при таком количестве наша страна перерабатывает лишь пятую часть всего вырабатываемого леса. Вклад лесопромышленного комплекса в ВВП России составляет лишь 2,5%, а в структуре налоговых платежей - чуть более 2%. По сути, лес в России эффективно используется всего для двух целей: во-первых, круглая древесина вывозится на экспорт в приграничных территориях и, во-вторых, лесные ресурсы используются для переработки на территориях, примыкающих к крупным перерабатывающим предприятиям. Вся остальная часть древесины в районах, отдаленных и от крупной переработки, и от границ, в основном используется для низкокачественной переработки для местных нужд.

Проблемы российского лесопромышленного комплекса

Первая - это недостаток перерабатывающих мощностей.

Вторая - отсутствие в лесу хозяина. На сегодняшний день доля российской лесной продукции на мировых рынках составляет 2%. Существующий в рамках сегодняшнего законодательства кратковременный характер аренды не стимулирует работающие в лесу компании к должному уходу за лесом, инвестициям в современные технологии и участию в создании инфраструктуры.

Третья проблема - это неразвитая сеть лесных дорог. В большинстве территорий лес вывозится в основном в зимних условиях, практически без дорог, со значительным ущербом для экологии и экономики.

Четвертая проблема - это незаконные вырубки леса. Сегодня в России мы имеем дело с массовой рубкой древесины без разрешительных документов, незаконной, сверх установленных объемов, заготовкой, скупкой леса, который государство выделяет населению для личных нужд.

Понятно, что для того, чтобы лес не вывозился за пределы России в необработанном виде, нужен целый комплекс мер. Очевидно, что ответственность за эти действия лежит на ряде министерств - Минпромэнерго, Минэкономразвития и, естественно, МПР. Со своей стороны, мы принимаем меры, направленные на повышение эффективности управления лесным хозяйством. Нами направлено в межведомственную комиссию по защитным мерам при Минэкономразвития предложение по выравниванию пошлин на продукцию лесной промышленности. Сегодня вывозная пошлина на кубометр древесины составляет 2,5 евро, а например, на кубометр деревянных шпал - 5 евро. Такого нет в экономике ни одной страны мира.

Следующим шагом должно стать увеличение попенной платы. Цена леса на корню в России пока еще слишком низка, от себестоимости готовой продукции она составляет 5%, тогда как в странах Европы она достигает 60%. Нигде, кроме России, цена леса на корню не составляет 2 долл. за кубометр, поэтому мы также внесли предложение по увеличению попенной платы. С точки зрения законодательного регулирования лесопользования серьезные изменения последуют после рассмотрения и принятия Государственной Думой новой редакции Лесного кодекса.

О дорогах

МПР РФ разрабатывает и в первом квартале 2005 г. внесет в Министерство транспорта предложения по программе строительства лесных дорог. Ежегодное строительство 3 тыс. км лесных дорог общей стоимостью 150 млн долл. позволит России увеличить объемы заготовки древесины на 15-20 млн кубометров, т.е., исходя из рыночных цен, на 600 млн долл. Мы понимаем принципы распределения этих средств и готовы к реализации этой программы.

О воровстве леса

Поскольку бороться с хищениями на этапе транспортировки и переработки достаточно сложно, в 2004 г. нами разработана и введена в действие система дистанционного мониторинга незаконных рубок леса. Расшифровываются данные космической съемки, сравниваются с выделенными участками, а по тем участкам, где есть расхождение между фактическими вырубками и выделенными участками, производится более детальная аэрофотосъемка.

Сегодня система охватывает не более 10% территории России. К концу 2005 г. мы планируем охватить 45%, к концу 2006 г. - всю территорию активного лесопользования.

О водном хозяйстве

Выделим основные проблемы в данной сфере. Главное - это обеспечение безопасности людей, проживающих вблизи водных объектов, а также гарантии стабильной работы гидротехнических сооружений. После изменения системы финансирования, произошедшего в этом году, объем средств, которые выделены на водохозяйственные мероприятия, составит 10,6 млрд руб. На капитальное строительство плотин, берегоукрепительных сооружений будет направлено 5,7 млрд руб., что более чем в 10 раз превышает объем средств, выделенных на эти цели в 2004 г. Таким образом, впервые появилась реальная возможность улучшить положение дел в водной отрасли. Правда, должен сказать, что, для того чтобы полностью удовлетворить расчетную потребность водного хозяйства, требуется как минимум вдвое больше средств. Частично этот вопрос можно закрыть за счет решения второй проблемы - разработки правильных экономических основ водопользования. Кроме перечисленных направлений работы на МПР РФ возложена ответственность за разработку законодательной базы в области охраны окружающей среды.

Экологический кодекс

В этом году мы планируем начать разработку концепции экологического кодекса. Понимаем, что это крайне сложный документ, направленный на достижение баланса между экономикой и экологией. Поэтому не будем спешить, но считаем разработку этих мер достаточно важной и полагаем, что мы можем пойти тем же путем, которым пошло большинство стран, в которых введение новых природоохранных мер привело к модернизации промышленности.

Трутнев Юрий Петрович. С 1994 г. - депутат Пермской городской Думы, председатель Комитета по экономической политике и налогам областного Законодательного собрания. С 1996 г. - Глава города Перми. С 2000 г. - губернатор Пермской области. В 2004 г. назначен Министром природных ресурсов РФ.