Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (22) Март 2005г

О направлениях работы Московского стройкомплекса в 2005 году (интервью)

Ресин В.И., первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы

Который год в Москве и в стране в целом проблема обеспечения граждан жильем остается одной из самых острых. Что планируется сделать в Москве в 2005 г. в данной сфере?

Годовая программа 2005 г. составит примерно 4,5 млн м2 жилья. Но итоги этого года позволяют сделать прогноз о том, что эти планы, скорее всего, будут перевыполнены. Как и во все прошлые годы, более трети построенного в Москве жилья будет предназначено для очередников, молодых семей, жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек. Кстати, в прошлом году в рамках программы "Молодой семье - доступное жилье" было построено порядка 190 тыс. м2. В 2005 г. по этой программе планируется построить около 200 тыс. м2.

Москве нужно не только строить новое жилье, но и обновлять ветхие постройки. Как продвигается программа сноса московских пятиэтажек?

В 2004 г. было снесено порядка 190 ветхих и пятиэтажных зданий общей площадью около 600 тыс. м2. В целом, пройдена примерно половина пути - в самом скором времени в Москве будет снесен четырехмиллионный квадратный метр, остается примерно столько же.

В 2005 г. в соответствии с предварительным планом намечается снести 605,9 тыс. м2 пятиэтажек и ветхих зданий. Через 5 лет в городе не останется ни одной пятиэтажки «сносимых» серий, но есть предпосылки к тому, что программа будет завершена даже раньше намеченных сроков.

Правда ли, что городские власти разрабатывают программу по сносу «брежневских» девятиэтажек?

Первоочередной задачей московских властей была и остается программа реконструкции пятиэтажек и ветхих домов. Городской целевой программы реконструкции или сноса девятиэтажных жилых домов нет.

Однако утвержденной Постановлением Правительства Москвы в марте 2004 г. «Территориальной схемой очередности разработки и реализации городских программ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту жилищного фонда города Москвы» в качестве эксперимента в отдельных кварталах предусматривается реконструкция и реновация 9-12-этажных жилых домов, относимых ко II периоду индустриального домостроения.

Помимо жилья, каковы планы московских строителей? Какие объекты культуры, здравоохранения, спорта появятся в Москве?

В 2005 г. будет построено 3 поликлиники, 4 больницы, откроют двери 8 театров, 7 музеев, 3 учреждения музыкального и художественного образования, 13 спортивных сооружений. Появятся десятки новых магазинов (в том числе так называемой «шаговой доступности»), другие социально-значимые объекты.

Каковы перспективы межрегионального сотрудничества?

В 2004 г. московские строительные компании работали в 43 городах России и 8 зарубежных странах. В европейской части страны сложно найти регион, где бы не работали строительные компании столицы. Активное сотрудничество начато с Зауральем и Дальним Востоком. Всего в 2004 г. за пределами столицы московскими строителями сдано в эксплуатацию более 400 тыс. м2. В нынешнем году (с учетом задела 2004 г.) планируемый ввод жилья в регионах составит не менее 600 тыс. м2, а в следующем, 2006 г., за пределами Москвы нами будет сдано уже 800 тыс. м2 жилой площади и в конце этого же года будет построен 2-миллионный квадратный метр с начала реализации межрегиональной программы, которая стартовала в 2002 г.

Будут ли в ближайшие годы продолжены работы по реформированию промышленных зон?

Конечно! Территории, занятые убыточными и малоэффективными предприятиями, - один из главных резервов для дальнейшего развития строительства. Сейчас проводится масштабное обследование промышленных территорий города на предмет возможности их упорядочения и реорганизации.

В ближайшее время продолжатся работы по перебазированию производств с территории Замоскворечья. Так, со Шлюзовой набережной будут выведены промышленные предприятия и произведена реабилитация производственной территории фабрики «Парижская Коммуна», Московской обувной фабрики, завода теплоизолирующих и уплотнительных материалов «ТИУМ», автокомбината № 4.

В долгосрочных планах правительства Москвы - реабилитация и застройка территории промышленной зоны, прилегающей к комплексу Москва-Сити (здесь сегодня расположены Краснопресненский сахарорафинадный завод, московские мелькомбинаты и другие предприятия).

Особый интерес инвесторов, да и простых москвичей вызывает уникальная московская программа высотного строительства. В чем она состоит и каковы ее перспективы?

В Москве выделено 60 площадок, где в ближайшие 10-15 лет будут построены около 200 высотных зданий различного функционального назначения: жилье, гостиницы, офисы. Каждое здание будет строиться по индивидуальном проекту. Проекты разрабатываются с учетом местности, в котором расположен участок, ландшафтов, панорамных видов, традиционно сложившейся застройки. Каждая из проектируемых новых «высоток» станет архитектурной доминантой и вертикалью прилегающего района, придаст ему неповторимый и узнаваемый облик.

В рамках программы "Новое кольцо Москвы" уже построен жилой комплекс «Эдельвейс» на Давыдковской улице. Идет строительство комплексов «Вертикаль» на Ленинском проспекте и «Континенталь» на проспекте Маршала Жукова.

Во всех сферах, в том числе в строительстве, вопросы безопасности в наше время выходят на первое место. Насколько безопасно строить высотные дома в Москве?

Вопреки тому, что считают многие, высотное строительство для России - дело не новое: знаменитые «сталинские» высотки, современные башни российских компаний. В целом можно сказать, что новые московские «высотки» более безопасны, чем большинство стандартных строительных объектов.

Достаточно вспомнить, что одно из самых высоких сооружений в мире - Останкинская телебашня - эффективно эксплуатируется на протяжении почти четырех десятилетий. Башня выдержала крупный пожар. Современные же технологии позволяют строить высотные здания в любых условиях. Московскими строителями в полной мере будет учтен мировой опыт строительства небоскребов. В конце июня 2004 г. «Моспроект-2» и американская компания «Фрэнк Уильямс и партнеры» создали совместное предприятие «Международный центр высотного строительства» (I.S.C), которое специально занимается вопросами безопасности «высоток».

Однако никто не собирается слепо копировать приемы, применяемые за границей. Так, теракты 11 сентября в Нью-Йорке продемонстрировали, что цельнометаллические несущие конструкции не выдерживают высоких температур. В московских «высотках» они применяться не будут.

Еще раз подчеркну: все объекты, строящиеся по программе "Новое кольцо Москвы", оснащаются самыми современными системами безопасности: автоматизированными инженерно-техническими комплексами пожарной и охранной безопасности, электроснабжения, вентиляции и кондиционирования, которым легко управлять на расстоянии.

Проблема безопасности решается комплексно. Так, в 2004 г. в Московском государственном строительном университете принято решение о наборе группы студентов для обучения технологии проектирования и строительства высотных зданий. На базе Московского инженерно-строительного университета подготовлены 4 программы по обучению российских специалистов с привлечением иностранных преподавателей. Созданы группы, идет подготовка специалистов по высотному строительству.

В чем состоит позиция Москвы в споре о собственности на федеральные памятники истории и культуры?

С юридической точки зрения нет никаких оснований считать, что федеральное значение памятника автоматически означает федеральную собственность. О том же свидетельствует мировая практика. Объекты, которые имеют мировое значение, в том числе занесенные в список памятников ЮНЕСКО, зачастую находятся в личной или муниципальной собственности.

Главный вопрос при определении собственника на архитектурные памятники - вопрос о способности его содержать в надлежащем состоянии. У федеральных ведомств требуемых средств и ресурсов нет. Речь идет не только о финансах, но и о физических возможностях стройкомплекса. Москва обладает лучшим в стране, высокоразвитым, высокоорганизованным строительным комплексом, который доказал, что способен решать любые задачи. У федеральных ведомств такого ресурса нет.

Москва, напротив, не раз демонстрировала и продолжает демонстрировать способность содержать исторические и архитектурные памятники, заботиться о них. Пример - восстановление Манежа, которое осуществляется в беспрецедентные сроки.

Сегодняшняя реальность такова, что передача некоторых культурных памятников в частные руки - единственный способ спасти их от разрушения. Но здесь не нужно торопиться. Прежде всего, должна быть создана правовая база, предусматривающая все вопросы передачи, сохранения и эксплуатации таких зданий. За состоянием памятника в обязательном порядке должен быть установлен жесткий контроль. На тот случай, если собственник будет нарушать условия эксплуатации здания, необходимо разработать механизм его отчуждения.

Ресин Владимир Иосифович. Доктор экономических наук, профессор. С 1988 г. работает в системе исполнительной власти г. Москвы. С 2000 г. - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, с 2002 г. также руководит Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы. Заведующий кафедрой "Экономика и управление городским строительством" Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Член Президиума Академии архитектуры и строительных наук, Коллегии Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, председателем Московского отделения Российского общества инженеров строителей и др.