Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

О приоритетных направлениях реализации новой жилищной политики

Сумин П.И., губернатор Челябинской области, руководитель рабочей группы Госсовета РФ при Президенте РФ по вопросу «О реализации программы строительства жилья и развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации «О приоритетных направлениях реализации новой жилищной политики»

Начиная с 2000 г. в стране предпринимаются реальные попытки провести преобразования в жилищном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Создана законодательная база, которая состоит из более чем 200 правовых и нормативных актов. Были допущены концептуальные ошибки, которые не улучшают, а усугубляют ситуацию, не облегчают гражданское бремя, а перегружают его, не мотивируют частный бизнес на подключение ресурсов к решению проблем, а заставляют перекладывать риски на людей. Причины этих концептуальных ошибок - во-первых, слепое копирование чужих стандартов и правил, а во-вторых, не совсем корректный миф о иждивенчестве россиян. Люди выправляются и в большинстве своем сами начинают думать о судьбе своих детей и внуков, сами стараются управляться в условиях рынка. Нужно эффективно помочь им в этом деле. И эту помощь должно оказать государство. В-третьих, налицо попытка свести роль государства в решении проблемы только к регламентирующим функциям. Это непродуктивно, поэтому и не видно ощутимых результатов, а положение с жильем и ЖКХ остается критическим.

Объем жилищного строительства с конца 80-х гг. сократился более чем вдвое, износ жилого фонда составляет более 60% и миллионы квадратных метров жилья по причине ветхости, аварийности выходят из строя. В таком жилье проживает порядка 5 млн человек, в неблагоустроенном жилье - 14,3 млн семей, неудовлетворены жилищными условиями в России около 70% населения. Общая потребность населения России в жилье составляет 1,5 млрд м2 или 46% существующего жилищного фонда. В прошлом году ввели 36 млн м2, для того, чтобы выйти на 1,5 млрд м2 надо по крайней мере лет 40-45.

К сожалению, большинству россиян рынок ничего доступного в условиях пятикратно возросших цен на жилье предложить не может. Только около 10% граждан имеет возможность сегодня приобрести или построить себе жилье. Чтобы через 5 лет это мог сделать каждый третий, необходимо привлечь в жилищное строительство 5,5 трлн руб. Это объем почти двух годовых бюджетов страны.

Что же мешает этому?

  • достаточно низкий уровень дохода большинства граждан;
  • отсутствие средств и кредитных ресурсов у застройщиков всех уровней;
  • неразвитые институты кредитования и предельно ограниченное бюджетное финансирование;
  • недостаточная мощность строительных организаций и подорванная база стройиндустрии;
  • юридические и бюрократические препоны в землеотводах.

Стимулирующая роль бюджетных средств очевидна. Например, в этом году на каждый выделенный из федерального бюджета рубль на ликвидацию ветхого и аварийного жилья привлечено еще около 3 руб. а на жилищное строительство на селе - около 7 руб. Однако объем бюджетного обеспечения по-прежнему неадекватен масштабам проблемы России. Так, в прошлом году за счет федерального бюджета построено всего 796 тыс. м2 жилья. За 2 последних года на программу обеспечения жильем молодых семей выделено 75 млн руб. Это на всю Россию. А на внедрение энергоемких технологий ЖКХ - 800 тыс. руб.

Для решения проблем доступного жилья главное - создать четкий прозрачный механизм привлечения финансовых ресурсов, обеспечить снижение рисков. Предложенный Правительством страны пакет законов, составляющий внешнюю оболочку Жилищного и Градостроительного кодексов, во многом решает эту задачу. Поэтому принять его крайне необходимо не откладывая, с тем, чтобы уже с начала будущего года эти чрезвычайно важные и полезные документы могли в полную силу заработать.

С другой стороны, остается большое количество законодательных, организационных и финансовых проблем, которые должны войти в орбиту общенациональных приоритетов текущего момента. Рабочая группа Президиума Госсовета рассмотрит их в рамках приоритетного национального проекта. Под национальным проектом понимается система правовых, организационных и финансовых обязательств РФ, ее субъектов, муниципальных образований и граждан по развитию жилищного строительства и ЖКХ. Система, на наш взгляд, должна стать не только пусковым механизмом рыночных мотиваций в этих сферах, но и инструментом социальной, экономической защиты и поддержки граждан, кредитно-финансовых институтов и бизнеса в целом. В структуре национального проекта, как механизм реализации, должен быть разработан ряд программ с возможностью привлечения в качестве инвестиций и гарантийных обязательств различных финансовых источников, в том числе бюджетных.

К примеру, выделенные из федерального бюджета в рамках подпрограммы по аварийному и ветхому жилью 10 млрд руб. в год позволят привлечь от 50 до 70 млрд руб. инвестиций.

Надо создать и накопительную систему, и эффективный механизм стимулирования ипотечного кредитования.

В этом году в Челябинской области, а мы начали не так давно заниматься ипотекой, только по ипотечной схеме будет построено 1000 квартир. На следующий год в законе "Об областном бюджете" мы дополнительно заложили 300 млн руб. в качестве гарантий по кредитам, которое привлечет агентство. Мы планируем по ипотечной схеме уже в будущем году построить более 5 тыс. квартир.

Необходима программа бюджетного содействия собственникам жилья в капитальном ремонте многоквартирных домов. При условии выделения на эти цели ежегодно 6 млрд руб. на Россию субъекты, муниципалитеты и частные владельцы могут привлечь еще не менее 60 млрд руб., а это 13 млн м2 отремонтированного, восстановленного жилья. Сегодня этот показатель в 10 раз меньше.

Важно увеличить объемы бюджетного финансирования жилья для военнослужащих, строительства жилья на селе. Нами прорабатываются и предложения по финансированию наиболее важных инфраструктурных проектов по стимулированию строительства корпоративного жилья. В советское время львиную долю квартир и домов, инженерных сетей вводили предприятия, учреждения и организации.

В Челябинской области на ряде предприятий разработана и осуществляется стимулирующая система для поддержки своих трудящихся, чтобы они могли купить, получить на льготных условиях жилье. Это происходит на Трубопрокатном заводе, в Сенежском ядерном центре и на многих других предприятиях. Мы, безусловно, поддерживаем такую инициативу, и она в целом в России имеет право на жизнь.

В условиях критических темпов урбанизации целесообразно выработать инфраструктурное стимулирование строительства малоэтажных поселений, инфраструктурное обеспечение сел и малых городов. Это совершенно изменит понимание категории комфортности, будет содействовать заселению огромных пространств России.

По материалам выступления на Всероссийском экономическом форуме "Современный рынок жилья: новые возможности", Москва, 22.11.04.

Сумин Петр Иванович. С 1995 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ. С 1996 г. - губернатор Челябинской области, член Совета Федерации РФ. Член Государственного Совета РФ, Национального совета по пенсионной реформе.