Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (20) Октябрь 2004 г.

Экономико-правовые проблемы развития системы ипотечного жилищного кредитования в Кабардино-Балкарской Республике

Коков В.М., Президент Кабардино-Балкарской республики

Несмотря на экономическую привлекательность и перспективность, ипотечное жилищное кредитование в Российской Федерации должного развития не получило. Основной прорыв в данном направлении наблюдается лишь в городах-мегаполисах, состояние финансовой инфраструктуры которых обеспечивает привлечение достаточных инвестиций в строительство.

В регионах же, несмотря на наличие повышенного спроса на жилье, низкая платежеспособность населения не позволяет обеспечить привлекательную норму прибыли как для застройщиков, так и для инвестиционных институтов, что становится основной экономической проблемой развития ипотеки.

Поэтому государственная политика в этой области должна обеспечить доступность ипотечного кредитования для большинства слоев населения страны через усовершенствование существующей системы его предоставления.

Принятие на федеральном уровне пакета законопроектов, направленных на развитие ипотечного жилищного кредитования, позволит, на наш взгляд, устранить имеющийся дисбаланс в ценах на недвижимость, потребительских стандартах и доходах населения, а также обеспечит активное участие регионов в ипотеке.

В Кабардино-Балкарской Республике (КБР) ипотечное жилищное кредитование реализуется с мая 2002 г. после принятия Закона "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Кабардино-Балкарской Республике" и утверждения в соответствии с ним целевой республиканской программы "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кабардино-Балкарской Республике на 2003-2012 годы".

Основной целью программы является создание работоспособной системы обеспечения граждан КБР жильем под контролем и с участием государства в более сжатые сроки, используя, наряду с классической, различные схемы ипотечного кредитования:

1) совместное финансирование строительства жилья государством, заемщиком, ипотечной компанией (преимущественно для льготных категорий населения);

2) частичное возмещение (субсидирование) из бюджета части процентных платежей граждан (до 10% годовых), участвующих в ипотечной программе, включая льготные категории населения.

Реализация мероприятий республиканской целевой программы в КБР в зависимости от вариантов расчетов и участия республиканского бюджета позволит достичь к 2012 г. результатов, изложенных в табл. 1.

Таблица 1. Прогнозы реализации республиканской целевой программы в КБР к 2012 г. (нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу.

Использование принципов жилищного ипотечного кредитования, как альтернативного варианта для обеспечения жильем части очередников на получение жилья от государства, хоть и не панацея для снятия остроты жилищной проблемы, но все же позволит сократить государственные расходы на жилищное строительство на 50-60%. Вместе с тем ипотека не может решить полностью проблемы обеспечения населения жильем социальной направленности, в связи с чем необходимо использовать и другие механизмы.

Постановлением Правительства КБР от 11.10.03 № 288-ПП на территории Республики приняты стандарты ипотечного жилищного кредитования. Заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Правительством КБР, Фондом жилищного строительства КБР и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", что позволит организовать выпуск закладных и реализовать схему рефинансирования через ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

С целью уменьшения кредитных рисков принят Закон КБР от 19.12.03 "О внесении в некоторые акты законодательства Кабардино-Балкарской Республики изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования". Внесенные в Жилищный кодекс КБР, а также в Закон КБР от 20.05.02 № 36-РЗ "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Кабардино-Балкарской Республике" изменения существенно улучшили положение кредиторов в отношении к недобросовестным и неплатежеспособным заемщикам. Новые положения законов предусматривают возможность строительства резервного фонда жилья для отселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка и заложено в обеспечение возврата кредита.

Одной из приоритетных целей республиканской политики является решение проблем доступности жилья в КБР при помощи механизма ипотечного жилищного кредитования. В связи с этим исполнительная и законодательная власти республики ведут постоянную работу по совершенствованию региональной нормативной правовой базы ипотечного строительства.

Коков Валерий Мухамедович. Кандидат экономических наук. В 1990-91 гг. - Председатель Верховного Совета КБАССР, в 1991-92 гг. - первый заместитель Председателя Совета Министров КБАССР. С 1992 г. является Президентом Кабардино-Балкарской Республики. C 1993 г. - депутат, член Совета Федерации ФС РФ. С 1996 г. - заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ. Член Госсовета РФ.