Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (19) Июль 2004г

Новый генеральный план Москвы: особенности состава, содержания и путей реализации

Баевский О.А., заведующий научно-проектным отделением перспективного градостроительного развития г. Москвы ГУП НИиПИ Генерального плана Москвы

20 июля 1999 г. Правительство Москвы утвердило проект Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 г., отметив качество, глубину и принципиальную новизну разработки.

Принятие нового Генерального плана стало возможным благодаря начатой с момента отклонения экспертизой проекта Генерального плана 1989 г. и продолжающейся и сегодня непрерывной работе по формированию методической, информационной, проектной, регулятивной и нормативно-правовой базы градостроительного мониторинга столицы в новых социально-экономических условиях.

Можно сказать, что практически все принципиальные особенности нового Генерального плана Москвы подчинены задаче формирования максимально стабильной градостроительной стратегии в нестабильной обстановке за счет как устойчивости приоритетов градостроительного развития, так и гибкости условий их достижения.

Основой устойчивости градостроительной стратегии является преемственность (в самом широком смысле этого слова) решений Генерального плана, проявляющаяся, с одной стороны, в императиве сохранения историко-культурного и природного наследия города, а с другой - в учете объективных эволюционных закономерностей развития крупнейшего города в условиях рыночных отношений.

Характерно, что в основе нового Генерального плана, в отличие от Генпланов Москвы 1935 и 1971 гг., лежит не социально-политический, не административно-ведомственный заказ или формальные композиционно-планировочные идеи, а комплексный учет реальных социальных, экологических, экономических и структурно-территориальных проблем и предпосылок, сложившихся как в ходе исторического развития города, так и в результате реализации градостроительных планов предшествующего периода.

Принципиальной особенностью нового Генерального плана Москвы, обеспечивающей тактическую гибкость его реализации, является переход от директивного к регулятивному характеру градостроительного планирования: Генеральный план развития Москвы на период до 2020 г. - регулятивный документ прогностического характера, направленный на координацию и стимуляцию участников градостроительной деятельности в рамках единой общегородской стратегии развития. Этой особенности соответствует и правовой статус материалов проекта.

Новый Генеральный план разработан в соответствии с Законом города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы". В соответствии с Законом материалы Генерального плана включают четыре группы предложений:

1. Основные направления градостроительного развития Москвы на период до 2020 г., отражающие устойчивые по отношению к социально-экономическому фону цели, задачи и приоритетные направления перспективного градостроительного развития города.

2. Градостроительное зонирование территории Москвы, устанавливающее укрупненные рамочные условия использования городской территории, обязательные для всех участников градостроительной деятельности.

3. Программу первоочередных градостроительных мероприятий на период до 2005 г. как гарантированную городом составляющую перспективного развития, включая конкретные показатели реконструкции и строительства, развития транспортной и инженерной инфраструктуры, важнейшие объекты строительства, объемы и источники первоочередного финансирования.

4. Основные направления и первоочередные мероприятия Генерального плана в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

Вся совокупность проектных предложений Генерального плана закрепляется Законом города Москвы "О Генеральном плане развития города Москвы на период до 2020 года".

Принципиальную новизну Генерального плана составляет его место и роль в структуре документов единого цикла градостроительного мониторинга развития столицы.

Новый Генеральный план опирается на информационную базу Государственного градостроительного кадастра Москвы, аккумулирует проектные предложения ранее утвержденных концепций градостроительного развития административных округов и районов города, важнейших функциональных подсистем и инфраструктуры, учитывает разработанные проекты охранных зон и других линий градостроительного регулирования, действующие нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы.

Проект Генерального плана является основой последующей детализации предложений в составе Градостроительных планов развития административных округов и районов города.

В соответствии с Законом ход реализации Генерального плана постоянно контролируется в составе Аналитических докладов Правительства Москвы, по результатам рассмотрения которых проектные предложения Генерального плана актуализируются не реже чем раз в 8 лет.

Разработанная для Москвы система градостроительного зонирования, включающая три уровня детализации условий использования территории, позволяет в ходе реализации Генерального плана обеспечить как стабильность укрупненных - стратегических требований, так и гибкость учета конкретизирующих и корректирующих их местных интересов.

Содержательную суть проектных предложений Генерального плана составляет переход от экстенсивного развития, в том числе территориального роста, к структурной реорганизации как градоформирующей базы, так и сложившейся территориальной организации.

Особая роль в новом Генеральном плане отводится преобразованию и развитию срединной зоны Москвы, ее бывших промышленных окраин. Основой ее развития является реализация программы формирования третьего транспортного кольца. При этом реконструкция сложившихся районов, а не новое строительство на присоединенных территориях становится ключевым направлением градостроительных преобразований столицы.

До 2020 г. комплексная реконструкция охватит практически все жилые районы, застроенные до 1980 г. Наиболее радикально изменятся районы 5-этажной застройки первого периода индустриального домостроения. Следующая шаг - реконструкция районов 9-12-этажной застройки, комплексное благоустройство жилых районов повышенной этажности.

В ходе реконструкции и завершения нового строительства жилой фонд города увеличится со 179 до 220-230 млн м2 общей площади и, что еще более важно, изменится качественный состав жилья. Генеральный план предусматривает формирование дифференцированной по качеству структуры жилого фонда, соответствующей особенностям места размещения и покупательной способности населения.

Другой стороной жилищной политики является совершенствование пространственной структуры жилой застройки: возвращение в город утраченного масштаба жилых дворов, ясной структуры городских кварталов, традиционного характера периметральной застройки улиц и переулков, скверов и бульваров.

Завершение нового жилищного строительства планируется на ранее присоединенных территориях за Московской кольцевой автомобильной дорогой и, частично, на территориях реорганизуемых промышленных зон.

Предложения по реорганизации промышленных зон Москвы предусматривают сокращение производственных территорий с 20,9 до 15,6 тыс. га.

Часть высвобождаемых территорий - около 1,2 тыс. га - войдет в систему общегородских центров обслуживания и деловой активности; около 1,9 тыс. га перейдет под жилищное строительство; 2,2 тыс. га производственных территорий в охранных зонах рек Лихоборки, Сетуни, Хапиловки, Нищенки и др. после реабилитационных мероприятий вновь станут естественной частью Природного комплекса Москвы.

Статус промзон предлагается ликвидировать на 16 из 66 промзон Москвы, на 20 промзонах уменьшить входящие в них территории. Полностью ликвидируются промышленные объекты в пределах исторического центра столицы.

Совершенствование территориальной и технологической организации сохраняемых производственных территорий, проведение на них природоохранных мероприятий позволит создать дополнительно около 300 тыс. новых мест приложения труда преимущественно в срединной и периферийной зонах города, наиболее доступных для москвичей и жителей агломерации.

Децентрализация обслуживания и деловой активности является ведущей тенденцией и в развитии системы общегородских центров. Исторический центр Москвы, сохраняя и усиливая свою культурную значимость, передает функции центра массового обслуживания срединным районам города. Здесь складываются новые многофункциональные зоны: Хорошевско-Ленинградская, Тимирязевско-Останкинская, Измайловско-Преображенская, Рязанско-Люблинская, Варшавско-Коломенская, Филевско-Кунцевская, Профсоюзно-Университетская.

В периферийных районах развивается сеть центров обслуживания жилых районов и крупные рекреационные спортивно-развлекательные комплексы на озелененных территориях.

Важнейшей составной частью Генерального плана являются предложения по развитию территорий Природного комплекса Москвы и региона - единой системы природных ландшафтов, составляющих природный каркас Московского мегаполиса. Среди таких природных зон - Клязьма, Лермонтовские места, Верхняя Москва-река, Битцы, Пехорка, Лосиный остров, городские лесопарки и парки, долины Москва-реки, Яузы, Сетуни и др. Территория в границах Природного комплекса Москвы, использование которой регулируется, увеличится с 30,3 до 35,1 тыс. га.

В целом изменение характера функционального использования затронет 34% городских земель, характера застройки - 46%, ландшафтных характеристик - на 23%.

Столь серьезные изменения невозможны без радикального развития долгие годы отстающей транспортной и инженерной инфраструктуры столицы. Генеральный план предусматривает увеличение плотности улично-дорожной сети с 5,3 до 8,0 км/км2, в том числе увеличение протяженности магистральных улиц с 1245 до 1900 км.

Планируется увеличение протяженности и качественное изменение структуры линий метрополитена. Появление новых хордовых направлений свяжет периферийные районы столицы с системой центров срединного пояса.

Качественно новым этапом станет формирование специализированной системы метрополитена в историческом центре и создание новой системы пассажирского транспорта на базе реконструируемого малого кольца Московской железной дороги.

Генеральный план предусматривает реконструкцию существующих и строительство новых развязок, тоннелей и эстакад, коренную реконструкцию системы внешнего транспорта: Московского железнодорожного и авиационного узла и многое другое.

Ключевым направлением развития инженерного обеспечения столицы становится энергосберегающая политика и сбалансированное развитие централизованных и децентрализованных систем.

Одновременно с разработкой общегородской градостроительной стратегии идет непрерывный процесс ее детализации, тактического осмысления: разрабатываются градостроительные планы административных округов, концепции развития городских районов, проекты отдельных зон и градостроительных ансамблей.

Реализация Генерального плана не только допускает, но и подразумевает инициативу всех уровней территориального и отраслевого управления в конкретизации общегородской градостроительной стратегии. Именно такое взаимодействие интересов всех участников градостроительного преобразования столицы является залогом реалистичности нового Генерального плана, делая его живым инструментом планирования развития живого города.