Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (18) Март 2004г

Имущества и права религиозных организаций

Калинин В.Н., советник-юрист Московской Патриархии, заслуженный юрист России

Вниманию читателей предлагается статья, имеющая по своему содержанию двоякую направленность. С одной стороны, она преследует познавательную цель - дать объективную информацию о месте религии в жизни общества и страны, о правовом положении религиозных организаций. Для нашего времени это представляет интерес: государственный атеизм советского периода умолк, а внимание к проблемам религии заметно возрастает. С другой стороны, в статье дается полезная информация для деловых людей, которые вступили либо намереваются вступить в экономические отношения с религиозными организациями, а может быть и помогать им материально, послужить их благотворительной деятельности. Этим объясняется поучительный смысл некоторых мест статьи.

"В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности."
Конституция Российской Федерации (ст. 8)

На начало текущего года в России официально зарегистрировано 21,6 тыс. религиозных организаций, из которых 12 тыс. принадлежат к Русской Православной Церкви.

Для лучшего понимания современного имущественного и правового положения религиозных организаций сделаем небольшой исторический экскурс. До Октябрьской революции российские религиозные организации и, главным образом, православная церковь владели значительными богатствами, в их собственности были земли, производственные предприятия, финансовые средства, здания и комплексы молитвенного назначения, приюты, богадельни, учебные заведения, доходные дома, драгоценная церковная утварь, произведения искусства и другое движимое и недвижимое имущество. Всего этого они были полностью лишены по декрету советской власти от 20 января 1918 г. Непреклонная суровость и революционная беспощадность декрета не допускали никакого компромисса государства и церкви. Декрет начинался словами: "Церковь отделяется от государства", а затем было провозглашено: "Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют". И не стало у них ни собственности, ни прав - и то, и другое государство взяло себе.

Теперь декрет утратил силу, религиозные организации обрели правоспособность юридических лиц, но государство сохраняет за собой права владения, распоряжения и пользования имуществом, которым оно завладело в 1918 г. Надо признать, что за последние 10 лет многие здания, сооружения и предметы религиозного назначения были переданы в пользование религиозным организациям, но право собственности на них осталось у государства. И земля, и произведения искусства, и почти все, что было изъято у религиозных организаций, осталось государственным имуществом.

Однажды, в очередной дискуссии о передаче по принадлежности имущества богослужебного назначения, высокопоставленный представитель Министерства культуры заметил, что для молящегося в храме перед иконой нет разницы в том, кто ее собственник: государство или церковный приход. На это его оппонент возразил, что разница есть и очень существенная, ибо в любой момент государство по праву собственника может взять икону под предлогом сохранности как произведения искусства либо для музейной экспозиции, или найдя другой повод, и на том месте в храме, где она находилась, станет пусто к печали прихожан.

Религиозные объединения

Действующий в России Федеральный закон от 26.09.97 №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г. в понятие "объединения" включает религиозные организации и религиозные группы. Между ними имеется глубокое различие, о котором следует знать, -- оно относится к сути их правового положения. Религиозные организации регистрируются государственными органами, получают статус юридического лица, имеют имущественные права, в том числе право собственности, и на общих основаниях выступают в гражданском обороте с учетом специфических особенностей, предписанных их внутренними установлениями, правилами, традициями и канонами. Другой разновидностью объединения являются религиозные группы, которые не имеют государственной регистрации, не пользуются правоспособностью юридического лица, не могут выступать субъектами правоотношений, не имеют права владеть собственным имуществом. По упомянутому закону, помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество представляются в пользование группы ее участниками.

Законоположения, касающиеся создания и деятельности религиозных организаций, распространяются на все конфессии: по Конституции РФ, религиозные объединения равны перед законом. Значит, православные религиозные организации имеют правовое положение, равное с иными христианскими организациями и в равной мере с исламскими, буддийскими, иудейскими и другими официально признанными, т.е. прошедшими государственную регистрацию. При этом нельзя не учитывать характер религиозной деятельности, общественное признание, численность внутренних подразделений организации, исторические корни, роль в становлении духовности и культуры в России.

Права религиозных организаций

Полнота картины прав религиозных организаций вообще и, в частности, на имущество складывается при сочетании закона с уставом религиозной организации в их взаимосвязи, трактовке и применении. Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, государство уважает внутренние установления религиозных организаций при соблюдении ими законов России, ее субъектов и актов органов местного самоуправления.

Религиозная организация создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям и это подтверждается законом. В уставе каждой религиозной организации должно быть указано ее наименование, вид (организационно-правовая форма), вероисповедание, место нахождения. При осуществлении своей деятельности религиозная организация обязана указывать свое полное наименование. Кроме уставов, в некоторых религиозных организациях приняты документы, определяющие их социальную концепцию. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые Архиерейским Собором в августе 2000 г., имеют раздел, посвященный собственности и имуществу религиозных организаций, входящих в эту Церковь.

Каждая религиозная организация имеет собственное имущество, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, учреждать благотворительные фонды, выступать в качестве работодателя и пользоваться всеми правами, которые даны законом религиозным организациям, имеющим статус юридического лица. Разумеется, что религиозные организации обязаны соблюдать законодательство, выражаясь по-церковному, "исполнять законопослушание". Имущество общего назначения: строения, транспортные средства, производственное оборудование, ценные бумаги и т.п., являющееся собственностью религиозной организации, состоит в ее распоряжении в рамках закона и своего устава. Этим имуществом она отвечает по своим обязательствам. Иное положение с имуществом религиозным. Согласно закону на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения, принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень такого имущества должен устанавливаться Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Предложений не поступало и постановление с перечнем не принято.

При государственной регистрации религиозной организации представляется ее устав, в котором, среди прочих сведений, указываются источники поступления денежных средств и другого имущества.

Собственные средства религиозных организаций создаются за счет:

  • пожертвований граждан и организаций;
  • доходов от предпринимательской деятельности;
  • поступлений от общественных организаций, благотворительных фондов;
  • средств, полученных от распространения предметов религиозного назначения и литературы;
  • сдачи в аренду имущества (не религиозного назначения), а также имущества, приобретенного иными способами, не противоречащими законодательству, например, по договору дарения, от наследования по завещанию.

В законе предусмотрено, что государство безвозмездно передает религиозным организациям в собственность для использования по функциональному назначению здания и сооружения религиозного назначения с относящимися к ним земельными участками. Это относится и к иному имуществу религиозного назначения, в том числе к памятникам истории и культуры, которые государство также безвозмездно предоставляет в пользование либо отдает в собственность религиозным организациям.

На сегодняшний день основная часть имущества религиозного назначения и прежде всего недвижимость, т.е. здания, сооружения и земельные участки, передаются религиозным организациям только в пользование. Государство не спешит расставаться с принадлежащей ему собственностью, закон и постановления Правительства в этой части не исполняются.

В связи с введением в действие Земельного кодекса РФ религиозные организации, как и другие юридические лица, имеющие земельные участки в пользовании, обязаны оформить их в аренду или приобрести в собственность. Исполнение этой обязанности законом отложено до 01.01.06, прежний срок был 01.01.04. Есть надежда, что право пользования землей для религиозных организаций может быть сохранено, а передача в собственность станет безвозмездной.

Религиозные организации вправе выступать работодателями, действовать в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в котором гл. 54 предусматривает особенности регулирования труда работников религиозных организаций. Кодекс устанавливает, что права и обязанности сторон трудового договора, т.е. работника с работодателем, определяются с учетом внутренних установлений религиозной организации. В Русской Православной Церкви трудовые договоры со священнослужителями не заключаются и действие Трудового кодекса на них не распространяется, их назначение, освобождение и перемещение принадлежит власти управляющего епархией. В других конфессиях это положение может быть иным.

Религиозные организации вправе иметь собственное имущество за границей. В конкретных случаях право на это имущество и его защита определяются законами России, международными договорами и соглашениями и соответствующими правовыми актами страны, где находится это имущество.

Религиозная организация вправе обращаться в органы исполнительной власти и местного самоуправления с предложением о создании вероисповедального кладбища. В порядке благотворительной деятельности религиозная организация может оказывать населению помощь в погребении умерших.

Религиозные организации и их предприятия по условиям специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Это распространяется на реализацию предметов религиозного назначения (культа) и религиозной литературы в зданиях религиозного назначения и уличных киосках, а также на оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний (Постановление Правительства РФ от 02.12.00 № 917).

Еще об одном вопросе по отношениям государственных органов с религиозными организациями. Есть факты, когда коммерческие организации принимают на себя расходы, как пожертвование, на строительство зданий и сооружений религиозного богослужебного назначения. Это может быть храм, мечеть, синагога, молитвенный дом, построенные для конкретной религиозной организации. Местные органы управления государственным имуществом иногда вводят свое правило передать выстроенный объект им в распоряжение, чтобы затем передать его в пользование религиозной организации. Такая практика является неправомерной, по закону здания должны быть переданы и оформлены в собственность религиозных организаций.

Хозяйственная деятельность религиозных организаций

Следуя Гражданскому кодексу РФ, религиозные организации являются некоммерческими организациями, они вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не распределяя полученную прибыль среди своих участников, а направляя ее на уставные цели и задачи, для реализации которых создана религиозная организация. Выступая в качестве учредителя самостоятельно или совместно с коммерческой организацией, религиозная организация вправе создавать хозяйственные общества, благотворительные и культурно-просветительские организации при соблюдении порядка, установленного законодательством. Религиозные организации выпускают и распространяют предметы религиозного назначения и религиозную литературу. Им по закону предоставлено исключительное право создавать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового (религиозного) назначения.

В Русской Православной церкви действует художественно-производственное предприятие "Софрино", специализированное на выпуске предметов религиозного назначения широкого ассортимента.

Об отношении православной религии к хозяйственной деятельности заявил состоявшийся недавно VIII Всемирный Русский Народный Собор, 4 февраля 2004 г. принявший ряд документов и среди них "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании". Для деловых людей этот документ представляет интерес, а может быть и пользу. Свод имеет значительный объем и предлагается для добровольного принятия руководителями предприятий и коммерческих структур, предпринимателями и их сообществами и другими участниками экономических процессов. Первый пункт свода гласит: "Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны".

В религиозных организациях Русской Православной Церкви приняты разные виды предпринимательской деятельности. В соответствии с правилами и традициями исключено производство алкогольной и табачной продукции, есть и еще некоторые ограничения. Перспективным направлением экономической деятельности религиозных организаций, например, в православной конфессии, может стать сельскохозяйственное производство. Возрождаются монастыри, и наделение их землями сельскохозяйственного назначения позволит обеспечить продуктами насельников, помогать больницам и детским учреждениям, а также организовать переработку полученного урожая, выпускать доброкачественные продукты с товарным знаком монастырского предприятия.

Благотворительная деятельность религиозных организаций

В последние годы получает развитие запрещенная в советское время благотворительная деятельность религиозных организаций: создаются приюты для детей-сирот, пансионаты для инвалидов, богадельни, столовые для бедных и бездомных, центры реабилитации лиц, страдающих от наркомании и алкоголизма.

Со стороны государства благотворительная деятельность религиозных организаций фактически не имеет поддержки, она существует на доброхотные подаяния, ведется усилиями подвижников и, конечно, нуждается в материальной помощи лиц, располагающих возможностями такой помощи. В ряде случаев с этой целью религиозные организации создают благотворительные фонды.

По Федеральному закону о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов религиозные организации, создавая учреждения социального обслуживания, пользуются льготами по налогообложению. Бедность части населения в России позволяет сказать, что благотворительная деятельность религиозных организаций нуждается во внимании и материальной помощи.

Договорные отношения с религиозными организациями

При взаимном намерении вступить в договорные отношения, соблюдая общие правила, организация, представляющая сторону договора с религиозной организацией, должна удостовериться в ее правоспособности. Правоспособность подтверждают соответствующие официальные документы:

  • свидетельство о государственной регистрации религиозной организации в органах юстиции;
  • свидетельство о внесении записи в Единый Государственный реестр юридических лиц с указанием основного государственного регистрационного номера;
  • свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика.

Для договора нужны и другие документальные сведения о религиозной организации. Крайне важно ознакомиться с содержанием устава религиозной организации, по которому оформлена ее государственная регистрация. В уставе могут быть указаны некоторые особенности по использованию прав на недвижимое имущество. Так, например, в уставах приходов и монастырей Русской Православной Церкви имеются ограничения относительно зданий и сооружений религиозного назначения и распоряжения земельными участками. Устав прихода не разрешает отчуждения движимого и недвижимого имущества богослужебного назначения, оно не может быть отдано в залог, быть вкладом в предпринимательские и коммерческие организации, быть гарантией долговых обязательств. В законе и уставе предусмотрено, что на имущество богослужебного религиозного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Не нарушая равноправия религиозных организаций и соблюдая меру деликатности, можно допустить, что принадлежность стороны договора к той или иной конфессии или вероисповеданию в некоторых случаях может приниматься во внимание сторонами в договорных отношениях при выборе делового партнера.

На примере православных религиозных организаций: приходов, монастырей, подворий и др., возглавляемых священнослужителями, можно заключить, что в договорных отношениях религиозные организации проявляют осмотрительность и осторожность, что вполне понятно и определяется заботой об авторитете церковной организации и тем, чтобы не допустить для организации материального ущерба. В то же время надо признать, что религиозные организации выступают достойными и надежными партерами, но им недостает опыта в предпринимательской деятельности, и обязанность участников правоотношений с ними - не употреблять во зло и своей корысти ради их доверчивость и правовую неосведомленность. С ними должно поступать честно и добропорядочно, с разумным распределением материальных выгод, с должной уступчивостью, полагая, что всякое благо в отношении церковных организаций зачтется и поможет возрождению в России духовности и милосердия, благотворительности, общественного согласия, мира и спокойствия.

Отношения государства с религиозными объединениями

Вполне обоснованно возникает вопрос: кто управляет системой отношений государства с религиозными объединениями, есть ли в исполнительной власти России соответствующий государственный орган?

Такого федерального органа нет, хотя слышны голоса тех, кто выступает за его создание, но громче слышны голоса выступающих против. Последние вспоминают почивший в 1990 г. Совет по делам религий и недобрый след его деятельности в реализации антирелигиозной идеологии ЦК КПСС и административно-организационных указаний КГБ. В качестве совещательных органов по религиозным проблемам существуют с рекомендательными полномочиями Совет при Президенте РФ и Комиссия при Правительстве РФ, в Государственной Думе РФ есть Комитет по делам общественных и религиозных объединений, в Министерстве юстиции РФ - Департамент по регистрации религиозных организаций. Наверное, в ближайшее годы не будут создаваться какие-либо государственные органы в этой сфере деятельности. Надзор за религиозными объединениями в части исполнения законодательства возложен на органы прокуратуры, а контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности осуществляют органы юстиции. В аппаратах органов исполнительной власти субъектов РФ есть один-два чиновника по делам религиозных объединений.

Религиозные организации отделены от государства, не участвуют в политической жизни. При проведении референдумов, выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в них не допускается участие религиозных объединений.

Итак, на сегодняшний день религиозные организации не вправе вести политическую деятельность. В то же время им даны права, сохраняя свое духовное предназначение, заниматься хозяйственной предпринимательской деятельностью ради собственного и общего блага и в соответствии с действующим законодательством.