Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (14-15) Июнь 2003г

Развитие связи и информатизации России и инвестиционные возможности отрасли

Антонюк Б.Д., Первый заместитель Министра РФ по связи и информатизации

Компьютерные и информационные технологии - это важный факт развития информационного общества. Использование инфокоммуникационных систем и технологий сегодня во многом определяет статус и место государства, общества и непосредственно каждого человека в современном мире. В России сейчас есть к этому предпосылки: их необходимо, с одной стороны, учитывать, а с другой - по возможности развивать.

Какие факторы являются базовыми для такой интеграции и ускорения развития отрасли связи и информатизации в России?

На протяжении последних 4 лет экономика России демонстрирует устойчивый экономический рост. С 1998 г. ВВП страны возрос почти на 28%, в прошлом году рост составил 4,3%. Активное развитие экономики продолжается и в этом году. Например, индекс производства в базовых отраслях (промышленность, строительство, транспорт, розничная торговля и сельское хозяйство) за два первых месяца этого года вырос на 6,3% по сравнению с прошлым годом.

Российский рынок ценных бумаг остается одним из наиболее привлекательных рынков в мире. С 1998 г. индекс РТС вырос в 6 раз. В 2002 г. по темпам развития российский рынок ценных бумаг занял одно из первых мест в мире с общим приростом 34,8%.

Телекоммуникации в России остаются одним из наиболее динамично развивающихся секторов как по росту доходов, инвестиций и физического объема услуг, так и по темпам проводимых в отрасли преобразований.

Можно отметить несколько стратегических областей, в которых произошли важные для отрасли связи и информатизации и в целом для страны события. Это реструктуризация региональных предприятий электросвязи и АО "Ростелеком", реформа почтовой связи и относящиеся с ней динамично развивающиеся проекты в сфере информационных технологий, программа "Электронная Россия", экспоненциальный рост мобильной связи, реформа законодательства в области связи.

Общий доход отрасли за 2002 г. составил 270 млрд руб., что почти на 40% выше по сравнению с прошлым годом. В прошлом году по уровню доходов в долларовом выражении рынок услуг связи впервые превысил показатели докризисного 1997 г. и достиг 8,5 млрд долл. США. При этом нельзя не отметить, что качественно изменились как структура доходов, так и сам рынок. Значительно возросла роль "новых операторов", доминирующих в таких секторах, как мобильная связь и доступ в Интернет.

На фоне роста во всех сегментах рынка услуг связи существенно повысилась инвестиционная активность отрасли. По данным оперативной отчетности, объем инвестиций составил около 2,1 млрд долл. США. Иностранные инвестиции составили 436,2 млн долл. США, из них прямые инвестиции - 95 млн долл. США.

Развитие фиксированной телефонной связи в 2002 г. осуществлялось, в основном, на базе современных цифровых АТС, что позволило повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг (услуги доступа в Интернет, ISDN, телематические службы, услуги интеллектуальных сетей).

В 2002 г. было отмечено увеличение темпов прироста ввода мощностей, причем практически по всем показателям. Так, по предварительным данным, за прошлый год ввод основных производственных мощностей составил более 3 млн номеров, что на 42,9% больше, чем в 2001 г.

Сопоставление показателей объема инвестиций в фиксированную связь (рис. 1) и ввода номерной емкости (рис. 2) в течение последних нескольких лет позволяет сделать вывод о том, что эффективность капиталовложений значительно выросла.

Рис. 1. Объем отечественных и иностранных инвестиций в отрасль связь. (нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 2. Рост ежегодно вводимой емкости фиксированной связи. (нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Коэффициент емкости цифровых станций от общей монтированной емкости местной телефонной сети в 2002 г. составил, по оперативным данным, порядка 40% против 36,2% в 2001 г. Количество пользователей Интернет, регулярно входящих в сеть, возросло на 39% и достигло 6 млн человек, что составляет 4,2% населения страны. В 2002 г. сохранились высокие темпы развития сетей подвижной сотовой связи. Так, количество абонентов подвижной сотовой связи РФ увеличилось в 2,3 раза и достигло 17,7 млн человек. Уровень проникновения подвижной сотовой связи в РФ за 2002 г. вырос с 5,6 до 12,5%. Продолжился процесс консолидации и проникновения общенациональных операторов сотовой связи "МТС", "Би Лайн" и "МегаФон" на региональные рынки, где достойную конкуренцию им оказывают региональные операторы подвижной сотовой связи. Результатом обострения конкурентной борьбы можно считать дальнейшее снижение стоимости услуг сотовой связи, которая становится более доступной для населения страны.

В 2002 г. количество региональных абонентов увеличилось более чем в 3 раза и превысило 8,2 млн. Прошлый год стал поворотным для операторов стандарта первого поколения NMT-450. Завершился длительный этап работ по выбору радиотехнологии для цифровизации диапазона 450 МГц. В декабре компания "Дельта Телеком" официально объявила об открытии в Санкт-Петербурге новой цифровой сотовой сети "Скай Линк" работающей по радиотехнологии IМТ-МС-450.

В прошедшем году продолжалась работа в опытной зоне сети связи третьего поколения. Результаты этих исследований, а также мировые тенденции по внедрению этой технологии послужат основой для выработки Администрацией связи России с участием операторского сообщества адекватной технической политики в этой области.

В 2002 г. завершен этап консолидации акционерных обществ электросвязи, входящих в состав ОАО "Связьинвест", в результате чего образованы 7 крупных межрегиональных компаний связи. На базе всех обществ, участвующих в процессе реорганизации на территории федеральных округов, созданы филиалы. Завершена работа по реструктуризации ОАО "Ростелеком", в результате которой в центрах федеральных округов созданы 7 укрупненных филиалов, объединивших в своем составе 17 территориальных центров управления междугородными связями и телевидением.

Таким образом, этап юридической реорганизации региональных электросвязей позволил создать объекты, по размеру капитализации привлекательные для инвесторов, в том числе иностранных.

По ряду экономических и технических параметров, прежде всего по количеству линий, межрегиональные компании стали вполне сопоставимы с восточно-европейскими операторами фиксированной связи. Однако по уровню капитализации на линию межрегиональные компании остаются значительно недооцененными.

Менеджменту ОАО "Связьинвест" и межрегиональных компаний предстоит большая работа по улучшению качества управления телекоммуникационными активами, сокращению текущих затрат компаний, повышению ликвидности акций и их рыночной капитализации, и, как следствие, расширению возможности компаний по привлечению существенных объемов инвестиций и концентрации значительных финансовых ресурсов на приоритетных проектах развития сети связи общего пользования.

Работа Минсвязи России по совершенствованию тарифной политики в отрасли является одним из ключевых направлений реформирования телекоммуникаций. Сложившаяся в отрасли система перекрестного субсидирования - основной барьер для развития конкуренции и проникновения новых операторов на рынок местной связи за счет установления государственным органом фактически монопольно низких цен на соответствующие услуги. В среднем по России безлимитный тариф за пользование телефоном в месяц составляет для населения - 2,5 долл. США, а для организаций - 4,5 долл. США без учета НДС.

Работа по ребалансировке тарифов проводится системно. В соответствии с решениями Правления Министерства по антимонопольной политике России в 2002 г. в среднем по России абонентская плата за пользование телефоном повышена в общей сложности для населения на 42%, для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, - на 22%, для коммерческих организаций - на 13%.

Для дальнейшего развития конкуренции на рынке местной связи необходимо в ближайшие годы довести тарифы на услуги связи до уровня экономически обоснованных затрат с включением в них нормативной прибыли, и такая совместная работа в настоящий момент проводится.

Мы отдаем себе отчет в том, что действующая система перекрестного субсидирования сдерживает начало либерализации рынка междугородной и международной связи как основного источника покрытия убытков от оказания услуг местной связи для регулируемых операторов. Невозможность одномоментной ребалансировки тарифов и доведения их до уровня экономически обоснованных затрат с включением нормативной прибыли делает объективно необходимым сохранение на определенный период времени эксклюзивных прав ОАО "Ростелеком" на пропуск междугородного и международного трафика. Эта позиция зафиксирована в обязательствах РФ в части телекоммуникационного сектора, с которыми мы выступаем на переговорах по вступлению в ВТО.

Это особенно важно с учетом позиции РФ о присоединении при вступлении в ВТО к 4 протоколу ГАТС "Соглашение по базовым телекоммуникациям", в соответствии с которым мы принимаем на себя жесткие обязательства по устранению перекрестного субсидирования и монопольного ценообразования.

Государственное регулирование и вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов могут быть экономически обоснованы только в одном случае - сам рынок и его участники в силу ряда особенностей не способны обеспечить эффективного состояния и функционирования рынка.

В том случае, если государство вынуждено регулировать деятельность хозяйствующих субъектов, отношения между государством и предпринимателями должны быть прозрачными. Их следует закрепить в законах прямого действия. Можно утверждать, что данный принцип стал базовым при разработке проекта ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О связи".

Предлагаемый законопроект создает понятные правила игры для участников телекоммуникационного рынка, что существенно снижает инвестиционные риски, обеспечивает защиту прав пользователей услуг связи и создает все необходимые предпосылки для модернизации сети и ускоренного развития новых технологий. Данный законопроект внесен Правительством РФ в Государственную Думу, где был одобрен 30 ноября 2002 года в первом чтении, В настоящий момент проект закона находится в стадии подготовки ко второму чтению.

Таким образом, по оценке Минсвязи России, устойчивая тенденция роста услуг всех видов связи сохранится и в 2003 г. Сохранятся высокие темпы прироста пользователей новых видов связи, таких как мобильная связь и Интернет. Все услуги связи будут более доступны, и возможности их использования будут расширяться. Продолжатся работы по дальнейшему наращиванию мощностей уже введенных в эксплуатацию объектов связи, а также строительству новых. На 2003 г. по отрасли связи доходы от основной деятельности прогнозируются в размере около 10 млрд долл. США, а объем инвестиций в строительство инфраструктуры связи должен составить более 2 млрд долл. США.

Все это будет способствовать увеличению темпов экономического роста, повышению конкурентоспособности операторов связи, эффективности проектов в области информационных технологий, развитию конкуренции на рынке связи и информатизации, созданию условий для ускорения развития традиционных и новых средств связи и информатизации, привлечению инвестиций, активизации имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала, а также построению Глобального Информационного Пространства.