Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (14-15) Июнь 2003г

Практика государственного регулирования инвестиционного комплекса в Свердловской области

Россель Э.Э., Губернатор Свердловской области

При всем разнообразии взглядов на методы достижения стоящих перед Российской Федерацией целей (обеспечения национальной конкурентоспособности, достижения устойчивого и качественного экономического роста, повышения жизненного уровня населения), мало кто возьмется оспорить ключевую роль в этом инвестиций.

В динамично меняющихся условиях перехода развитых стран к постиндустриальной экономике инвестиции играют значимую роль, обеспечивая инновационное и технологическое преимущество лидеров. Тем острее стоит проблема инвестиций перед Россией, переживающей последствия глубокого спада в экономике, который сопровождался обвальным сокращением капитальных вложений.

Несмотря на экономическую стабилизацию и рост основных макроэкономических показателей в последние годы, в инвестиционной сфере они не компенсируют прошедшего кризиса.

Во-первых, допущенное технологическое отставание требует многократного прироста объемов капитальных вложений, что пока не достигнуто и вряд ли может быть реализовано ординарными мерами.

Во-вторых, имеющийся рост объемов инвестиций неудовлетворителен в качественном смысле и отражает "болезни", присущие экономике в целом - перекос в сторону сырьевых, экспортоориентированных отраслей в ущерб более высокотехнологичным секторам. В условиях отсутствия эффективного механизма перераспределения сырьевой ренты такая тенденция закрепляет технологическое отставание, зависимость национальной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, лишает российскую экономику перспектив в жесткой глобальной конкуренции.

Таким образом, вызовы, с которыми сталкивается сегодня государство, требуют решения задачи качественного наращивания инвестиций, без чего невозможен успех национальной инновационной и структурной политики.

"Качество" инвестиций предполагает приоритет вложениям в обрабатывающие сектора производства с высокой добавленной стоимостью, в отрасли потребительского спроса и "новые", интеллектуально емкие сектора экономики. Возможно ли это силами "свободного рынка" вообще, и рыночной системы с недооформленными структурными компонентами, каковой является российская, в частности? Не возможно.

Каждое государство самостоятельно решает вопрос о соотношении государства и рынка в зависимости от национальных экономических, политических и социальных условий, так что единой модели, которую можно было бы скопировать, не существует.

Представляется, что сегодня в России и российских регионах необходимым условием решения поставленных задач, в том числе в инвестиционной сфере, является сохранение системообразующей роли государства. Административная реформа, сокращение "нерыночного" сектора, дебюрократизация, снижение административных барьеров крайне необходимы, однако речь должна идти не столько о "сокращении государственного присутствия в экономике", сколько о "качественном улучшении государственного присутствия" при возможном количественном его сокращении.

В Свердловской области основным инструментом государственного регулирования экономики стал предпрогнозный документ индикативного стратегического планирования, получивший знакомое со времен плановой экономики название Схема развития и размещения производительных сил до 2015 года. Далеко уйдя от Схем развития производительных сил прошлых лет, построенный на рыночных принципах, учитывающий интересы как хозяйствующих субъектов, так и муниципальных образований области, документ на основе глубокого анализа увязал перспективные темпы и пропорции развития региональной воспроизводственной базы, дополнительно рассмотрев интеллектуальный и научный потенциал региона, развитие потребительского рынка, малого бизнеса и инфраструктуры.

Методикой работы стала параллельная разработка перспектив развития региона в отраслевом и территориальном разрезах с их последующим сопряжением, которое показало корректность полученных результатов.

Результаты кратко могут быть представлены следующим образом. В сопоставимых условиях к 2015 году валовой региональный продукт Свердловской области вырастет по сравнению с 2000 годом в 2,8-3,4 раза, продукция промышленности - в 2,5-2,7 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 2,1-2,4 раза, объем инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий - в 6,5-7,6 раза.

Расчеты показывают, что к 2015 году обеспеченность среднестатистической семьи в Свердловской области будет в 5 раз превышать минимальный прожиточный уровень и в 2,7 раза минимальный потребительский бюджет семьи в год.

Это, в свою очередь, вызовет увеличение потребительского спроса, рост оборота розничной торговли прогнозируется более ускоренным (в 3-3,7 раза), чем рост в промышленности (2,5-2,7 раза).

Инвестиционный блок получил в Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области тщательную проработку. Инвестиционная привлекательность области подтверждается ежегодным исследованием, проводящимся еженедельником "Эксперт", где область охарактеризована как регион с высоким потенциалом и умеренным риском. В последние годы динамика объемов инвестиций в регионе положительная.

Динамика иностранных и внутренних инвестиций в экономику Свердловской области приведена на графике 1. (нажмите на ссылку, чтобы увидеть график).

Схема предполагает в соответствии с потребностями экономики области реализацию нескольких десятков крупных инновационно-инвестиционных проектов, основанных на современных научно-технических разработках и новейших прогрессивных технологиях. Преобладающим будет объем капитальных вложений, направляемых в промышленность, при структурных изменениях в распределении финансовых ресурсов в пользу наукоемких и социально-ориентированных отраслей. С целью придания импульса ускоренному развитию социальной инфраструктуры, дополнительные инвестиции будут активно привлекаться в отрасли социального комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Сохранит приоритетное значение для хозяйственного комплекса области инвестиционное развитие транспортной инфраструктуры.

В целом к 2015 году закладывается шести-семи кратный рост инвестиций, направляемых в реальный сектор экономики и социальную сферу Свердловской области, в сопоставимых условиях. Для реализации запланированного необходимо привлекать в экономику области 4-5 млрд. долларов США ежегодно, т.е. по сути удвоить сегодняшние объемы капвложений.

Структура финансовых ресурсов Свердловской области по источникам финансирования, %. Диаграмма 1. (нажмите на ссылку, чтобы увидеть диаграмму).

К 2015 году претерпит существенные изменения структура финансовых ресурсов по источникам финансирования.

В целом по области снизится роль прибыли (с 35% в 2000 году до 20% в 2015 году). Существенно возрастет значение внебюджетных фондов, что, в основном, обусловлено переходом на накопительную систему формирования пенсионных фондов, которые составляют более 80% всех внебюджетных фондов. В целом доля внебюджетных фондов в общем объем финансовых ресурсов увеличится к 2015 году до 36% (в 2000 году - 20%). Несколько возрастет удельный вес такого источника инвестиций, как амортизационные отчисления (с 14% в 2000 году до 19% в 2015 году). Удельный вес бюджетных средств в объеме финансовых ресурсов региона уменьшится к 2015 году до 25% против 31% в базовом 2000 году.

Какими методами пользуется Правительство Свердловской области для активизации инвестиций?

Важным условием повышения инвестиционной привлекательности региона, финансовой открытости, способом расширения потенциального круга инвесторов являются рейтинги ведущих мировых рейтинговых агентств. Свердловская область с 1997 года сотрудничает с международным рейтинговым агентством "Standard and Poor's". Рейтинг Свердловской области в ноябре 2002 года повышен со значения "ССС+" до уровня "В-" с позитивным прогнозом.

Отрабатываются инструменты создания благоприятного инвестиционного климата. Среди них большое значение мы придаем совершенствованию финансовой инфраструктуры - развиваются региональные, московские, международные банки, совершенствуется система страхования и перестрахования рисков. Преимуществом финансовой инфраструктуры Свердловской области эксперты называют соответствие ее развития росту хозяйственного комплекса в целом. Однако масштабы инвестиционной деятельно региональной банковской системы недостаточны для осуществления долгосрочных проектов в базовых отраслях промышленности.

Составным компонентом Схемы РПС области является Концепция развития банковского сектора, в работе над которой совместно с Правительством Свердловской области принимали участие Уральский банковский союз, Главное управление Банка России по Свердловской области, кредитные организации области.

Уделяется внимание освоению новейших форм кредитования, одной из которых является синдицированное кредитование крупных заемщиков. Будут также развиваться механизмы страхования рисков, кредитные операции с розничными клиентами, кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное жилищное кредитование и потребительский кредит.

В последние годы в области активизируется деятельность предприятий по привлечению заимствований, как внутренних, так и внешних, на рынке корпоративных ценных бумаг путем выпуска конвертируемых облигаций и американских депозитарных расписок. Среди предприятий, активно привлекающих инвестиции таким способом, можно отметить Нижнетагильский металлургический комбинат, Уралмашзавод, Сибирско-уральскую алюминиевую компанию, Верхнесалдинское металлургическое объединение, Концерн "Калина".

Для реализации мероприятий, имеющих ключевое значение для экономики Свердловской области, отработан механизм предоставления бюджетных кредитов. Кроме того, в области используются такие формы бюджетной поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление налогового инвестиционного кредита и налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты. По этой схеме работают предприятия машиностроения и металлообработки, лесопромышленного комплекса, стройиндустрии, фармацевтической и легкой промышленности.

В настоящее время в области действуют законы о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу, налогу за пользование водными объектами, транспортному налогу. Так, в целях стимулирования инвестиций в жилищное строительство в Свердловской области установлена пониженная ставка налога на прибыль для предприятий, приобретающих жилье для граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях.

Проведена кадастровая оценка земель, в ближайшее время будет завершено законодательное урегулирование земельных отношений и вопросов управления государственной собственностью на территории Свердловской области.

Другой формой стимулирования инвестиций в реальном секторе экономики является предоставление государственных гарантий Свердловской области. Важным условием отбора инвестиционных проектов для предоставления госгарантий является их экспертиза в Фонде поддержки инвестиций при Губернаторе Свердловской области. Основной функцией Фонда является выявление наиболее перспективных отраслей экономики или отдельных проектов и разработка коммерчески обоснованных вариантов инвестиционной политики.

На прошедшей в марте 2003 года презентации Схемы развития в Италии было подписано соглашение о создании финансово-лизинговой компании с Государственным Банком Италии и с одной из итальянских страховых компаний, что позволит в десятки раз увеличить инвестиции и возможности по закупке новейших технологий.

Одной из форм развития инвестиционного потенциала области является государственная финансовая поддержка малых предприятий, осуществляемая в виде предоставления поручительств. Это обеспечивает им доступ к финансовым ресурсам коммерческих банков с распределением рисков между банками и государством.

Традиционно активно используется в области программно-целевое управление. Областными целевыми программами из года в год были охвачены такие приоритетные направления, как конверсия оборонной промышленности, развитие минерально-сырьевой базы, переработка техногенных образований, землеустройство, энергосбережение; такие сектора экономики, как АПК, лесное хозяйство, малое предпринимательство, связь и т.п. Причем со временем росла инвестиционная направленность областных целевых программ. Так, если в 1996 году доля в них расходов, направленных на инвестиции, составляла около 40%, то в 2002 году - уже 92%.

В рамках выстраивания в регионе процесса стратегического планирования, механизм принятия и реализации областных целевых программ претерпит изменения, будет логически встроен в систему управления региональным развитием. Перечень принимаемых к реализации программ будет соответствовать приоритетам долго- и среднесрочного развития, направлениям инвестиционной политики области.

Из 24 областных государственных целевых программ, принятых к реализации в 2003 году, - 10 рассчитаны на срок более одного года и приняты законами Свердловской области. Направлениями их реализации станут строительство жилья и автомобильных дорог; газификация; развитие здравоохранения, образования, культуры и спорта; адресная социальная поддержка населения; решение проблем молодежи, материнства и детства; поддержка малого предпринимательства; энергосбережение; достижение экологического равновесия; укрепление правопорядка.

Ведется в области и разработка инвестиционных областных программ, в которых государственные инвестиции сопровождаются вложениями частных инвесторов и муниципальных образований. Безусловно, государственные инвестиции не могут решить проблемы во всей полноте, а призваны способствовать привлечению в определенные сектора экономики и социальной сферы гораздо более значительных по объему средств предприятий.