Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (14-15) Июнь 2003г

О поддержке и развитии малых инновационных предприятий в Зеленоградском административном округе города Москвы

Михальченков А.И., первый заместитель префекта Зеленоградского административного округа г.Москвы

Острый дефицит инвестиций, испытываемый сегодня российским бизнесом, по мнению авторитетных экспертов, является одной из главных причин сдерживания экономического развития страны. Россия - хорошее место для прямых инвестиций, страна стоит на 17-й строчке рейтинга и поднялась туда аж с 32-го в прошлогоднем рейтинге, если верить достаточно авторитетной компании А.Т.Кеаrney, опубликовавшей рейтинг инвестиционной привлекательности различных стран мира. Мы обогнали Гонконг, Нидерланды, Южную Корею и все же остались обделенными инвестициями. Даже учитывая, что рейтинг - это субъективное мнение людей, заполнявших рейтинговый опросник, объективно мы пока не можем соперничать с неоспоримой динамикой китайского рынка и дешевизной их рабочей силы и вряд ли можем сравниться с США по защищенности инвестиций от правового и политического произвола, по уровню предоставляемой политической и экономической инфраструктуры. Миллиарды долларов прямых инвестиций потребуются нашей стране для выхода на устойчивые темпы экономического роста (в качестве примера, Китай ежегодно получает в виде прямых инвестиций более $50 млрд). Гарантированное создание благоприятного инвестиционного климата в России на долгие годы, десятилетия - задача необходимая, трудоемкая, но осуществимая.

Не менее важной для экономики России задачей является развитие малого предпринимательства, его правовая защищенность и, как следствие, устойчивое формирование среднего класса как основы государства, повышение уровня жизни населения и внутренняя стабилизация страны.

В настоящее время на территории Зеленоградского административного округа г. Москвы реально функционируют около 2900 малых предприятий. Существует тенденция снижения новых регистрируемых предприятий при положительной динамике увеличения доли налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства в общем объеме собираемых в округе налогов. Сегодня малые предприятия города обеспечивают около 40% совокупных налоговых поступлений в бюджет г. Москвы. Наибольший удельный вес в общей численности малых предприятий составляют предприятия торговли и общественного питания - 45%, промышленность, транспорт и строительство - 23%, бытовое обслуживание - 7%, наука и научное обслуживание - 10%. Вот об этих 10% - малых инновационных предприятиях и хотелось бы рассказать, а также в целом об опыте поддержки малого предпринимательства в Зеленограде.

Город Зеленоград по праву входит в число наукоградов и считается центром электроники России, т.к. в нем сочетаются огромный интеллектуальный потенциал и богатейшие традиции прикладной науки и высокотехнологичного производства в области микроэлектроники, приборостроения и микромеханики. Тяжелые для науки 90-е годы прошлого века обернулись резким сворачиванием финансирования научных исследований, количества ведущихся разработок, численности занятых. Специфической особенностью преобразований научно-промышленного комплекса Зеленограда в условиях перехода на рыночные отношения стал эффект постепенного оттока интеллектуального потенциала крупных научных учреждений и промышленных предприятий электронной отрасли в малый высокотехнологичный бизнес.

Можно привести следующие данные: 20% от числа занятых сейчас в научной и производственной сфере работают на предприятиях малого инновационного бизнеса. По таким отдельным видам наукоемкой продукции, как программное обеспечение, медицинское оборудование, аналитические приборы, охранная техника, малые фирмы обеспечивают более 50% общероссийского производства. Средняя выработка на одного работающего в сфере малого инновационного бизнеса составляет сейчас 1,5 млн руб. в год. Уровень разработок и качество выпускаемой продукции не уступают зарубежным аналогам. Ежегодно регистрируется больше тысячи патентов на научно-технические разработки.

Инновационный бизнес признан приоритетным направлением в поддержке малого предпринимательства. Своеобразным полигоном для выработки наиболее эффективных механизмов развития инновационного бизнеса стал "Технопарк-Зеленоград" (генеральный директор - В.А.Баскин). В рабочем режиме Технопарк существует уже 2 года. Сегодня здесь действуют 38 предприятий, которые расположились на 14 тыс. м2. Все предприятия инновационной направленности. Эффективность проекта "Технопарк-Зеленоград" убедительно доказывает такая цифра: за первые полтора года работы объемы продаж предприятий, которые базируются в Технопарке, возросли настолько, что налоговые поступления от этих предприятий покрыли все первоначально затраченные бюджетные средства на создание Технопарка. Такая бюджетная эффективность проекта для многих стала даже неожиданной. Одно лишь это может свидетельствовать о необходимости и пользе Технопарка.

В чем же заключается серьезная помощь инновационному бизнесу со стороны Технопарка? Во-первых, в предоставлении в аренду на долгосрочных льготных условиях подготовленных и оборудованных производственных помещений, на сегодня это не так уж и много - 14 тыс. м2, и это только первый этап. Второе - организация финансовой поддержки. За прошедшее время инновационные предприятия Технопарка получили на конкурсной основе более 100 грантов Правительства Москвы. Эти средства пошли на проведение научно-исследовательских работ. Каждый грант составляет 250 тыс. руб., что не так уж и много. Однако для задела, для старта это неплохие деньги.

Третий этап - это выставочная деятельность, как международная, так и внутрироссийская. С 1998 г. по поручению департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы Технопарк организует выставки малых инновационных предприятий. География их достаточно обширна: Ганновер и Пекин, Мюнхен, Шанхай и Стамбул, в России - Нижний Новгород, Москва. Выставочная деятельность способствует продвижению продукции малых инновационных предприятий на внутренний и внешний рынки, привлекает потенциальных инвесторов. Так, например, эффект от Ганноверской выставки превысил все ожидания. Сумма конкретных контрактов, на которые вышли наши предприятия по результатам выставки, составила 9 млн 100 тыс. долл.!

Одним из основных сдерживающих факторов развития предпринимательства было и остается ограниченное количество нежилых помещений, которые мы можем предложить на территории округа для малых предприятий. Особенно остро эта проблема стоит в сфере производственного бизнеса. В последнее время появилась устойчивая динамика роста количества малых предприятий, занимающихся производственным инновационным бизнесом. Где же может предприниматель арендовать помещения для развития производства, ведь по-существу у города нет фонда нежилых муниципальных помещений, пригодных для развития производства? Остаются территории бывших государственных, а ныне акционерных предприятий. Анализ данной ситуации показывает:

  • как правило, договора аренды заключаются в этом случае на 1 год, что явно не способствует инвестициям со стороны малых предприятий в развитие производства на данной территории, да и предприятия-арендодатели не хотят связывать себя долгосрочными обязательствами с малыми предприятиями, т.к. у большинства из них появились свои инвестиционные программы, а доход от сдачи в аренду незначителен;
  • на условия краткосрочной аренды идут малые предприятия, у которых производство не требует больших инвестиций и обеспечивается коротким циклом производства, либо малое предприятие работает со своим арендодателем на условиях субконтракта, но таких предприятий мало. Решением данной проблемы, в частности в Зеленограде, может стать и станет в ближайшее время программа выделения градостроительных территорий для создания производственных и технологических зон малого предпринимательства с формированием развитой инженерной инфраструктуры и территорией для размещения производственных объектов малых предприятий.

Схема здесь следующая:

  • город-собственник территории инвестирует средства в развитие инженерной инфраструктуры, так как малым предприятиям это не осилить;
  • городом создается управляющая компания, которая заключает инвестиционные соглашения с малым предприятием по строительству на данной территории производственного объекта на взаимовыгодных условиях.

Префектура Зеленоградского административного округа готова активно участвовать в реализации проектов создания производственных зон, тем более что на сегодня такие зоны уже определены - это промзона "Алабушево" с территорией 40 га и возможностью строительства до 130 тыс. м2 производственных площадей, а также новый проект освоения территории Восточно-коммунальной зоны с территорией 12,8 га и возможностью застройки до 40 тыс. м2. При реализации данной программы необходимо решить главное - создать механизм, экономически стимулирующий строительство малыми предприятиями своих производственных площадей. Создание такого механизма - основная задача органов исполнительной власти.

Хотелось бы сказать несколько слов о бюджетной эффективности таких проектов, как технопарки, деловые многофункциональные центры, производственные зоны для размещения производственных объектов малого предпринимательства.

По оценке платежей малых инновационных предприятий, работающих на территории Технопарка в городской бюджет, малые инновационные предприятия платят в среднем в год в бюджет города налогов около $100 с 1 м2 арендуемых площадей, не считая прямой арендной платы и платы за коммунальные услуги. Вновь построенная производственная территория, исходя из строительства $300 за 1 м2, при условии сдачи площадей малым предприятиям, окупится в собранных налогах через 3-4 года, параллельно принося устойчивый доход как объект городской собственности в виде собираемой арендной платы.

Кратко о некоторых аспектах поддержки инновационного и производственного бизнеса, без которых, на наш взгляд, рост и развитие предприятий практически невозможны.

Во-первых, необходимо решить задачу по созданию службы сертификации как продукции, так и производства. Во-вторых, необходима служба защиты интеллектуальной собственности. Без патентования, без продажи лицензии тоже не выйти на надлежащий уровень продаж. В-третьих, необходима структура, занимающаяся моделированием бизнес-процессов. Создание такой инфраструктуры на базе "Технопарк-Зеленоград" для поддержки инновационного бизнеса - наша задача на ближайшее время.

Кроме того, предприятиям, особенно выходящим на международный рынок, нужны венчурные формы финансирования. "Технопарк-Зеленоград" в настоящее время работает с двумя венчурными фондами. Использование венчурного финансирования в нашей стране - явление новое, не имеющее пока ни нормативной, ни организационной основ. И в этой работе мы надеемся, и всегда ее получаем, на помощь департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы.